Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи И.И.Полубениной, судей О.М.Козырь, А.М.Медведева рассмотрела в судебном заседании заявление закрытого акционерного общества "Орелнефтепродукт" (г.Орел) от 08.02.2011 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Орловской области от 19.04.2010 по делу N А48-2519/2009, постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 08.11.2010 по тому же делу, принятых по заявлению закрытого акционерного общества "Орелнефтепродукт" (далее - общество) к администрации Мценского района Орловской области (г. Мценск) о признании незаконными действий администрации Мценского района Орловской области (далее - администрация), выразившихся в отказе предоставить в собственность земельный участок с кадастровым номером 57:11:0030101:8, общей площадью 3380 кв. м, расположенный по адресу: Орловская область, Мценский район, Подмокринский с/с, по смежеству с землями автодороги Москва - Харьков, 330 км + 300 м (слева), предоставленный ранее в аренду для эксплуатации АЗС, и с требованием обязать администрацию принять решение о предоставлении данного земельного участка в собственность.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по муниципальному имуществу Мценского района Орловской области.
Суд установил:
Решением Арбитражного суда Орловской области от 15.07.2009 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2009 решение суда первой инстанции отменено в части обязания администрации Мценского района Орловской области принять решение о предоставлении спорного земельного участка обществу.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28.01.2010 решение и постановление отменены, дело направлено на новое в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Орловской области от 19.04.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2010 решение оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 08.11.2010 принятые по делу решение суда от 19.04.2010 и постановление суда апелляционной инстанции от 12.07.2010 оставлены без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов общество просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Полагает, что факт вхождения земельного участка в границы запретного района войсковой части не влечет ограничение в обороте спорного земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу подпункта 5 пункта 5 названной статьи Кодекса к землям, ограниченным в обороте, отнесены земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи.
В соответствии с пункта 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
При этом в силу пункта 7 указанной статьи Кодекса в целях обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники, другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов земельных участках могут устанавливаться запретные зоны.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2000 N 135 утверждено Положение об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Данное Положение определяет назначение и порядок установления запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах центрального и окружного подчинения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также основные требования и меры безопасности, которые должны в них соблюдаться.
Суды пришли к выводу, что поскольку в силу пункта 2 указанного Положения запретные районы устанавливаются в целях обеспечения безопасности хранения вооружения, военной техники и другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также окружающей среды при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера, то на основании подпункта 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации расположенные на территории запретного района земельные участки относятся к землям, ограниченным в обороте.
Суды, исследовав представленные по делу доказательства, в том числе письмо Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области от 02.04.2010 N 940, схему (границы запретной зоны и запретного района войсковой части 41442), схему, приложенную к письму территориального отдела (Мценский район) Управления Роснедвижимости по Орловской области от 06.04.2010 N 106 установили, что спорный земельный участок входит в состав запретного района войсковой части 41442, дислоцируемой на территории Мценского района в п. Думчино, граница которого утверждена постановлением "СЗ" Главы администрации Орловской области от 30.03.2001 N 12.
При таких обстоятельствах суды отказали в удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора при наличии оснований, установленных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются:
1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;
2) нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ
в передаче дела N А48-2519/2009 Арбитражного суда Орловской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Орловской области от 19.04.2010, постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 08.11.2010 отказать.
Председательствующий судья |
И.И.Полубенина |
Судьи |
О.М.Козырь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта 2011 г. N ВАС-2520/11
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А48-2519/2009
Заявитель: ЗАО "Орелнефтепродукт"
Ответчик: Управление по муниципальному имуществу Мценского р-на Орловской обл, Администрация Мценского р-на
Хронология рассмотрения дела:
17.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2520/11
28.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2520/11
08.11.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N А48-2519/2009
26.10.2009 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5416/09