город Воронеж |
|
17 апреля 2014 г. |
Дело N А36-3809/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 апреля 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ФИН-Групп": Парсенюк Е.А., генеральный директор, выписка из ЕГРЮЛ от 07.04.2014 N 305; Ривоненко Л.В., представитель по доверенности от 08.04.2014 выданной сроком на три года;
от администрации города Липецка: Ковалева О.В., главный консультант правового управления по доверенности от 20.01.2014 N 100-01-10; Колобанова В.В., представитель по доверенности от 07.04.2014 N 791-01-10.
от управления энергетики и тарифов Липецкой области: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ФИН-Групп" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 13.02.2014 по делу N А36-3809/2013 (судья Тонких Л.С.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ФИН-Групп" к администрации города Липецка о признании недействительным постановления от 08.05.2013 N 1161, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя - Управления энергетики и тарифов Липецкой области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ФИН-Групп" (далее - ООО "ФИН-Групп", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Администрации города Липецка (далее - Администрация) о признании незаконным постановления от 08.05.2013 N 1161, которым ООО "ФИН-Групп" было наделено статусом гарантирующей организации.
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления энергетики и тарифов Липецкой области.
Решением суда от 13.02.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "ФИН-Групп" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что деятельность по снабжению населения водой Обществом не осуществляется. Из 16 организаций, значащихся абонентами, 4 организации услугу не получают, так как трубы отрезаны и установлена заглушка, 2 предпринимателя, которым поставки не осуществляются из-за отсутствия подвода труб к гаражам, Липецкая таможня на территории бывшего Трубного завода не расположена, остальные 9 абонентов являются некоммерческими организациями. На основании постановления Администрации г. Липецка N 217 от 02.02.2010 утверждены основные проектные решения "Схема водоснабжения г. Липецка", в которых не обозначена и не утверждена схема водоснабжения на территории бывшего Трубного завода как централизованная система. На схеме присутствует только система водоснабжения ОАО "ЛГЭСК". Отдельного исследования сетевых объектов и мест их присоединения не проводилось. По мнению Общества, оспариваемое постановление незаконно возлагает на Общество обязанность по заключению и исполнению договоров с лицами, чьи объекты присоединены к водопроводным сетям, не принадлежащим ООО "ФИН-Групп", что нарушает права и интересы Общества.
В отзывах на апелляционную жалобу Администрация города Липецка и Управление энергетики и тарифов Липецкой области обосновывают, что постановление от 08.05.2013 N 1161 принято уполномоченным органом в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В судебное заседание Управление энергетики и тарифов Липецкой области не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Дело рассматривалось в его отсутствие в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, ООО "ФИН-Групп" зарегистрировано в качестве юридического лица 16.01.2007 (свидетельство о государственной регистрации, выписку из ЕГРЮЛ).
Обществу выдана лицензия на право пользования недрами сроком действия с 30.09.2009 по 01.10.2019 с целевым назначением: добыча питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого и технологического водоснабжения предприятия и передачи воды сторонним потребителям, заключено лицензионное соглашение.
В целях реализации указанной деятельности ООО "ФИН-Групп" приобрело в собственность три артезианские скважины, здания насосных станций, канализационную насосную, резервуары для воды (свидетельства о государственной регистрации прав, отчет по основным средствам, оборотно-сальдовые ведомости), заключило договоры оказания услуг по холодному водоснабжению с абонентами, заключило договор на прием сточных вод с ОАО "ЛГЭК".
Согласно переписки ООО "ФИН-Групп" и ОАО "ЛГЭК", а также из письма ООО "ФИН-Групп" в Администрацию города Липецка от 17.04.2013 N 24, договоры на оказание услуг по холодному водоснабжению им были заключены с марта по июль 2013 г. с 16-ю абонентами, до марта 2013 г. - с 17-ю абонентами.
Постановлением администрации города Липецка от 08.05.2013 N 1161 ООО "ФИН-Групп" определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения питьевой водой. Зоной его деятельности в этой сфере установлена следующая территория муниципального образования город Липецк: проезд Трубный, 1, строение 1е, строение 1ж, 3, 3а, 3б, 4ж, 5, строение 5б, строение 5в, строение 5е, 7, 7в, 7д; Лебедянское шоссе, 2б; улица Опытная, владение 1б.
Оспаривая постановление от 08.05.2013 N 1161, Общество обратилось в суд с рассмотренными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой пришел к выводу о законности постановления Администрации г.Липецка от 08.05.2013 N 1161.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания недействительным ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется (часть 1).
Согласно части 2 указанной статьи организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В статье 2 Федерального закона N 416-ФЗ определены следующие понятия, используемые в законе:
водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (пункт 2);
гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 6);
канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод (пункт 9);
объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 14);
централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения (пункт 28).
На основании указанных положений Федерального закона N 416-ФЗ суд первой инстанции правильно указал на критерии, которые определены законом в качестве обязательных признаков для наделения лица статусом гарантирующей организации по водоотведению: организация осуществляет холодное водоснабжение и эксплуатирует в этих целях сети централизованной системы водоснабжения; к этим сетям присоединено наибольшее количество абонентов. При отсутствии указанных признаков орган местного самоуправления не вправе определять гарантирующую организацию в силу прямого противоречия части 2 статьи 12 Федерального закона N 416-ФЗ.
Как следует из материалов дела, ООО "ФИН-Групп" имеет лицензию на право пользования недрами сроком действия с 30.09.2009 по 01.10.2019 с целевым назначением: добыча питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого и технологического водоснабжения предприятия и передачи воды сторонним потребителям.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 22.12.2008, ООО "ФИН-Групп" на праве собственности принадлежат три артезианские скважины, здания насосных станций, канализационную насосную, резервуары для воды.
Кроме того, в соответствии с имеющимся в деле мировым соглашением, заключенным 20.05.2011 между ООО "ФИН-Групп" и ОАО "Липецкий трубный завод" и утвержденным определением Арбитражного суда Липецкой области от 26.05.2011 по делу N А36-250/2011, в собственность ООО "ФИН-Групп" переходят артезианская скважина N 3, земельный участок, часть земельного участка, насосная станция, земельный участок и система водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, мировым соглашением от 20.05.2011, а также актом от 16.08.2011 (приложение N 3 к мировому соглашению) подтвержден факт передачи в собственность ООО "ФИН-Групп" системы водоснабжения, водоотведения и канализации, проходящей по территории Липецкого Трубного завода и предприятий, находящихся на территории бывшего Трубного завода, подтвержден.
Письмами ООО "ФИН-Групп" начальнику управления энергетики и тарифного регулирования администрации г. Липецка от 17.04.2013 N 24 и заместителю главы Администрации г. Липецка подтверждается, что в реестр абонентов ООО "ФИН-Групп" по водоснабжению входит 16 абонентов.
Все потребители воды от ООО "ФИН-Групп" расположены на территории ОАО "Липецкий трубный завод", который в настоящее время находится в стадии ликвидации.
Довод апелляционной жалобы о том, что не все из 16 абонентов снабжаются ООО "ФИН-Групп" водой откланяется, ввиду не представления соответствующих доказательств и наличия в материалах дела писем Управлению энергетики и тарифного регулирования администрации г.Липецка и Администрации г. Липецка, свидетельствующих об обратном.
Из утвержденной постановлением Администрации г. Липецка от 02.02.2010 N 217 схемы водоснабжения г. Липецка следует, что система холодного водоснабжения, расположенная на территории бывшего трубного завода, является централизованной и обособленной, то есть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам и технологически не присоединена ни к одной из существующих на территории города централизованных систем водоснабжения.
Материалами дела подтверждается, что добычей воды на участке бывшего Трубного завода и транспортировкой ее по сетям этого завода занимается исключительно ООО "ФИН-Групп".
Индивидуальные сети абонентов ООО "ФИН-Групп" присоединены к сетям, эксплуатируемым ООО "ФИН-Групп". Кроме того, согласно письму N 17/10/6051 у абонента Общества Липецкой таможни отсутствует возможность присоединения непосредственно к ОАО "ЛГЭСК".
Из изложенного следует, что на территории бывшего Трубного завода расположена централизованная система холодного водоснабжения, наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих водоснабжение на данной территории, присоединены к объектам водоснабжения ООО "ФИН-Групп" и водопроводные сети эксплуатируются заявителем.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что постановление Администрации г. Липецка от 08.05.2013 N 1161, которым ООО "ФИН-Групп" определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения питьевой воды вынесено в соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Зона деятельности ООО "ФИН-Групп", как гарантирующей организации определена исключительно по адресам расположения абонентов Общества (п. 2 постановления от 08.05.2013 N 1161).
Довод апелляционной жалобы о возложении на ООО "ФИН-Групп" обязанности по заключению и исполнению договоров с лицами, чьи объекты присоединены к водопроводным сетям, не принадлежащим ООО "ФИН-Групп", отклоняется как необоснованный, поскольку оспариваемым постановлением такая обязанность не установлена.
Ссылка заявителя на наделение Общества статусом гарантирующей организации без утвержденной схемы водоснабжения, отклоняется как несостоятельная.
В соответствии с п.2 ст.42 Федерального закона N 416-ФЗ до 1 июля 2013 года органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.
Согласно п.5 той же статьи Закона до утверждения схем водоснабжения и водоотведения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения относятся системы водоснабжения и (или) водоотведения, используемые для осуществления регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения по регулируемым тарифам.
Из анализа изложенного следует, что зависимости определения гарантирующей организации от утверждения актуальной схемы водоснабжения действующим законодательством не установлено.
Исходя из пояснений ООО "ФИН-Групп" следует, что в качестве нарушения своих прав постановлением от 08.05.2013 N 1161 Общество указывает на необходимость соблюдения установленных постановлением Управлением энергетики и тарифов Липецкой области от 29.06.2012 N 26/7 тарифов на услуги по холодному водоснабжению, которые являются для него не рентабельными, что влечет убыточность деятельности Общества.
Апелляционная коллегия считает необходимым отметить, что установление тарифов в отношении Общества является самостоятельным предметом спора. Тарифы установлены не оспариваемым постановлением, поэтому нарушение прав заявителя в рамках рассматриваемого дела Обществом не доказано.
Арбитражный суд области правильно определил предмет доказывания по делу, полно и всесторонне исследовал представленные сторонами доказательства, и сделал выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Доводы управления, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения требований заявителя.
Нарушений норм процессуального законодательства, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, допущено не было.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, что в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ составляет 1000 рублей.
При подаче апелляционной жалобы ООО "ФИН-Групп" была уплачена госпошлина в сумме 2000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 110 от 07.03.2014.
Учитывая, что на момент обращения заявителя с апелляционной жалобой, им была уплачена государственная пошлина в размере, превышающем, установленный пп.12 п.1 ст.333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату заявителю из доходов федерального бюджета.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п.1 ст.269 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 13.02.2014 по делу N А36-3809/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Федеральный арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-3809/2013
Истец: ООО "ФИН-Групп"
Ответчик: Администрация города Липецка
Третье лицо: Управление энергетики и тарифов Липецкой области