г. Томск |
|
15 апреля 2014 г. |
Дело N А45-22237/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей Марченко Н.В., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Большаниной Е.Г.
с участием в заседании: без участия
рассмотрев в судебном заседании
апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Новосибирский завод конденсаторов" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 12 февраля 2014 года по делу N А45-22237/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Новосибирский завод конденсаторов"
к отделу надзорной деятельности по Советскому району города Новосибирска Главного управления МЧС России по Новосибирской области
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Новосибирский завод конденсаторов" (далее - заявитель, ОАО "Новосибирский завод конденсаторов", Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к отделу надзорной деятельности по Советскому району города Новосибирска Главного управления МЧС России по Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, ОНД по Советскому району города Новосибирска МЧС России по НСО, административный орган) о признании недействительным предписания N 653/1/2 от 16.10.2013 об устранении требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Решением суда от 12.02.2014 по делу N А45-22237/2013 в удовлетворении заявленных требований Общества отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Новосибирский завод конденсаторов" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, неполное исследование материалов дела, просит решение суда первой инстанции от 12.02.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается, что все нарушения, указанные в оспариваемом предписании являются следствием осуществления текущей деятельности арендаторов, в связи с чем обязанность по устранению отраженных в предписании нарушений должна быть возложена на арендаторов, в соответствии с условиями разграничения ответственности за содержание проверяемого здания и обеспечения безопасности в здании, установленными договором аренды. Кроме этого, заявитель ссылается, что административным органом также выдано предписания об устранении также самых нарушений арендаторам.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
От заинтересованного лица поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный орган просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Судом установлено и следует из материалов дела, на основании распоряжения N 653 от 31.07.2013 административным органом в отношении ОАО "Новосибирский завод конденсаторов", с участием представителя Общества Цалман Владимира Германовича, проведена плановая выездная проверка по соблюдению требований пожарной безопасности, в ходе которой в помещениях, принадлежащих ОАО "Новосибирский завод конденсаторов", расположенных по адресу: город Новосибирск, улица Часовая, 6/3 выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, о чем составлен акт проверки N 653 от 13.09.2013.
При проведении обследований зданий и помещения были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- помещения не оборудованы автоматической системой пожарной сигнализации (ст.1 ФЗ N 69, НПБ 110-03, табл.3);
- помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (ст.1 ФЗ N 69, НПБ 104-03, табл.2).
16.10.2013 государственным инспектором Советского района г. Новосибирска по пожарному надзору Фоминых В.Н. в отношении ОАО "Новосибирский завод конденсаторов" вынесено предписание N 653/1/2 об устранении вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности в срок до 31.07.2014, получено представителем заявителя 16.10.2014 (вх. N 573).
Не согласившись с вынесенным предписанием, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ответственность за нарушение правил пожарной безопасности могут нести как собственники помещений, так и их арендаторы, наличие договора аренды не влияет на публичную обязанность собственника, лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, пользователя имущества соблюдать правила пожарной безопасности в арендуемом помещении, и пришел к выводу об отсутствии совокупности условий для признания оспариваемого предписания недействительным.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения заявленного требования является установление судом одновременно двух обстоятельств: несоответствия оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту, нарушения предписанием прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и(или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу статьи 2 Федерального закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
На основании статьи 37 Федерального закона N 69-ФЗ руководители организации, в том числе, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (статья 38 Федерального закона N 69-ФЗ).
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями и гражданами, установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (далее - Правила N 390).
Наряду с указанными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В силу Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Согласно статье 4 Федерального закона N 123-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой:
1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;
2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;
3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся также национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 91 Федерального закона N 123-ФЗ помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.
Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315 утверждены Нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (далее - НПБ 110-03).
Приказом МЧС России от 20.06.2003 утверждены Нормы пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (далее - НПБ 104-03).
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом (пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ).
Из материалов дела усматривается, собственником здания, расположенного по адресу: город Новосибирск, улица Часовая, 6/3 является ОАО "Новосибирский завод конденсаторов", проверяемое помещение передано ООО "Энергопромтепло" в аренду на основании договора аренды N 01 от 31.12.2012.
Ссылаясь на пункт 2.6 договора аренды N 01 от 31.12.2012 и N 10/2013 от 01.01.2013, согласно которому арендатор обязан соблюдать в арендуемом помещении и на закрепленном земельном участке требования органов, в частности МЧС России, в том числе по пожарному надзору, а также обязательных правил, норм и требований, действующих в отношении вида деятельности арендатора и арендуемого им имущества, а также арендатор самостоятельно отвечает перед государственными органами за свою деятельность и выполнение требований и предписаний указанных органов, в том числе в случае выявления нарушений требований пожарных правил по вине арендатора или в связи с его деятельностью, полагает, что ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности возложена на арендатора.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьей 210 Гражданского кодекса РФ, статьей 38 Федерального закона N 69-ФЗ, пришел к обоснованному выводу о том, что наличие договора аренды не влияет на публичную обязанность собственника и лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, пользователя имущества соблюдать правила пожарной безопасности в арендуемом помещении.
При этом, суд первой инстанции правильно указал, что договор аренды регулирует гражданско-правовые обязанности сторон, не может изменять, перераспределять или ограничивать публичные обязанности сторон по обеспечению исполнения правил пожарной безопасности, вытекающих из норм законодательства, а также возложение договором аренды ответственности на арендатора за противопожарное состояние помещения перед арендатором не освобождает, как арендатора, так и арендодателя от исполнения установленной действующим законодательством обязанности соблюдения правил пожарной безопасности и ответственности за нарушение указанных правил перед государством; а также не допускается сдача арендодателем в аренду и эксплуатация арендатором помещений, оборудования с нарушением правил пожарной безопасности.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции, установив, что обязанность арендатора устранить нарушение правил пожарной безопасности, связанные с осуществлением работ капитального характера, таких как, оборудование помещения автоматической системой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, из договора аренды не следует, пришел к обоснованному выводу о не представлении заявителем доказательств принятия своевременных мер к арендатору в целях исполнения им обязанностей, вытекающих из соответствующих пунктов договора аренды помещения, согласно которым на арендатора возложены обязанности только по эксплуатации помещения в соответствии с правилами пожарной безопасности.
Доказательств обратного в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено.
Доводы о том, что ОАО "Новосибирский завод конденсаторов" не вело хозяйственную деятельность в указанном в предписании здании по адресу: город Новосибирск, улица Часовая, 6/3, передало здание в аренду третьим лицам, заключив договор аренды в нормальном техническом состоянии, возложило ответственность за установление и согласование нормативов, в том числе обеспечение соблюдения требований пожарной безопасности на арендатора, подлежат отклонению, поскольку обязанность арендодателя - ОАО "Новосибирский завод конденсаторов" как собственника здания по оборудованию помещения автоматической системой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и только после этого сдавать арендаторам предусмотрена Федеральным законом N 69-ФЗ и заявителем не исполнена, сдача в аренду помещения, оборудования и его эксплуатация с нарушением правил пожарной безопасности не допустимы.
Из указанного договора и акта не следует передача имущества в аренду, оборудованного в соответствие с требованиями пожарной безопасности, и обязанность арендатора устранить нарушение правил пожарной безопасности, связанные с осуществлением работ по оборудованию помещения автоматической системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Из материалов дела не усматривает, что нарушения требований пожарной безопасности возникли исключительно по вине арендатора, связаны с повседневным, текущим содержанием объекта недвижимости, находящемся вне контроля заявителя.
Как правильно указал суд первой инстанции, реализация обеспечения технических условий эксплуатации и надзора за техническим состоянием и безопасностью эксплуатацией, принадлежащих заявителя объектов недвижимости, в том числе по мерам пожарной безопасности, находится в сфере контроля заявителя.
Между тем, заявитель при возложении указанной обязанности на арендатора не осуществил должный контроль за выполнением требований правил пожарной безопасности арендатором, что опровергает доводы Общества о принятии всех возможных и зависящих от него меры по соблюдению норм пожарной безопасности.
С учетом указанного, утверждение Общества о том, что оно не является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности необоснованно.
По этим же основаниям, ссылка на выдачу аналогичного предписания арендатору отклоняется; вместе с тем, выдача предписаний как собственнику, так и арендатору не противоречит требованиям законодательства, регламентирующих деятельность органов осуществляющий федеральный государственный пожарный надзор.
Таким образом, требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании, и нормативными документами по пожарной безопасности в здании по адресу: город Новосибирск, улица Часовая, 6/3 выполнены не в полном объем, пожарная безопасность объекта защиты не обеспечена, в связи с чем в силу пункта 59 Приказа МЧС России от 28.06.2012 N 375 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности" имелись основания для выдачи предписания.
С учетом изложенного, ОАО "Новосибирский завод конденсаторов", допустив в здании, собственником которого является, нарушения статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и таблицы 3 НПБ 110-03; таблицы 2 НПБ 104-03, что явилось основанием для выдачи предписания N 653/1/2 от 16.10.2013 об устранении требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, обязано принять исчерпывающие меры по соблюдению требований пожарной безопасности.
Фактические обстоятельства применительно к выявленным нарушениям заявителем в ходе рассмотрения дела не оспаривались, из материалов дела следуют, в апелляционной жалобе соответствующих доводов также не приведено.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы по существу спора не опровергают выводы суда, повторяют доводы, которым дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, и направлены на переоценку установленных обстоятельств дела, оснований для переоценки суда апелляционной инстанции не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает, что подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания административного органа недействительным являются обоснованными в виду отсутствия совокупности условий, указанный в статье 198 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно на основании части 3 статьи 201 АПК РФ отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 1000 рублей относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 12 февраля 2014 года по делу N А45-22237/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-22237/2013
Истец: ОАО "Новосибирский завод конденсаторов"
Ответчик: Главное управление МЧС России по Новосибирской области, ОНД по Советскому району города Новосибирска ГУ МЧС России по Новосибирской области, Отдел надзорной деятельности по Советскому району города Новосибирска Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Новосибирской области Государственный инспектор Советского района по пожарному надзору Фоминых В. Н.