г.Самара |
|
18 апреля 2014 г. |
Дело N А65-18475/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С., при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от ОАО "Татобувьторг" - представитель не явился, извещено,
от Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
от третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 апреля 2014 года апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 ноября 2013 года по делу N А65-18475/2013 (судья Шайдуллин Ф.С.), принятое по заявлению ОАО "Татобувьторг" (ОГРН 1021603467786, ИНН 1653006377), г.Казань, к Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан (ОГРН 1041628231105, ИНН 1659017978), г.Казань, третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г.Казань,
о признании недействительным решения от 20 июня 2013 года N 6703,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Татобувьторг" (далее - ОАО "Татобувьторг", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, инспекция) от 20 июня 2013 года 6703 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 ноября 2013 года заявление ОАО "Татобувьторг" удовлетворено, решение Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан о привлечении к налоговой ответственности N 6703 от 20 июня 2013 года признано недействительным. На Межрайонную ИФНС России N 4 по Республике Татарстан возложена обязанность принять меры по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ОАО "Татобувьторг" путем перерасчета налоговых обязательств по земельному налогу за 2012 год.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение норм материального права, законность оспариваемого решения налогового органа.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
На основании ч.5 ст.158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 20 января 2014 года рассмотрение дела было отложено на 05 февраля 2014 года, в судебном заседании 05 февраля 2014 года - на 03 марта 2014 года, в судебном заседании 03 марта 2014 года - на 02 апреля 2014 года, в судебном заседании 02 апреля 2014 года - на 16 апреля 2014 года в связи с рассмотрением Федеральным арбитражным судом Поволжского округа аналогичного спора (дело N А65-18164/2013), а также необходимостью представления расчета земельного налога за 2012 года с учетом установления судом рыночной стоимости в отношении кадастровой стоимости спорного земельного участка.
В дополнение к апелляционной жалобе инспекцией был представлен расчет от 07 апреля 2014 года земельного налога за 2012 год с учетом установления судом рыночной стоимости в отношении кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Заявителем также представлен 15 апреля 2014 года расчет земельного налога за 2012 год с учетом установления судом рыночной стоимости в отношении кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:080123:6, общей площадью 33420 кв.м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, ул.Техническая.
Заявителем в инспекцию была представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год с суммой к уплате в размере 407 724 руб., исчисленной исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной (66 840 000 руб.), установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 мая 2012 года по делу N А65-34867/2011.
В ходе проверки представленной декларации налоговым органом установлено, что в представленной декларации кадастровая стоимость земельного участка отражена неправильно.
Поскольку согласно данным, полученным налоговым органом от органов Росреестра по Республике Татарстан, изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка 16:50:080123:6 на основании решения суда внесены 03 августа 2012 года, налоговый орган установил занижение обществом налоговой базы за 2012 год на 252 866 080 руб. В результате проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что в 2012 году земельный налог следовало исчислить исходя из кадастровой стоимости в размере 319 706 080 руб., утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24 декабря 2010 года, а не исходя из решения суда, вступившего в законную силу в 2012 году.
Результаты проверки отражены в акте камеральной налоговой проверки от 24 мая 2013 года N 6082.
На основании акта проверки налоговым органом принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 6703 от 20 июня 2013 года, которым обществу доначислен земельный налог за 2012 год в сумме 1 542 483 руб. и штраф по п.1 ст.122 НК РФ в размере 250 031 руб.
Не согласившись с решением инспекции, заявитель обратился с жалобой в УФНС России по Республике Татарстан, которое решением от 30 июля 2013 года N 2.14-0-18/016568@ жалобу заявителя оставило без удовлетворения, решение налогового органа оставлено без изменения, утвердив его.
Плательщиками земельного налога в силу п.1 ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из п.1 ст.390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст.389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п.2 ст.390 НК РФ).
Частью 2 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст.391 НК РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п.1 ст.393 НК РФ).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п.10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316).
В соответствии с п.14 ст.396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 01 марта этого года.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу п.5 ст.8 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст.6 Закона Республики Татарстан от 31 октября 2002 года N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления кабинета министров Республики Татарстан от 05 сентября 2002 года N524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 июля 2002 года N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02 февраля 2011 года N 5, следовательно, вступило в силу после 01 января 2011 года.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03 февраля 2010 года N 165-0 пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В силу вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации суд считает, что данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления кабинета министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
С учетом изложенного, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с п.1 ст.391 НК РФ определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, по мнению суда первой инстанции, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04 марта 2014 года по аналогичному спору по делу N А65-18164/2013.
Как видно из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 мая 2012 года по делу N А65-34867/2011 установлена кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером 16:50:080123:6 в размере рыночной - 66 840 000 руб. Кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с указанным решением суда внесена в государственный кадастр недвижимости 03 августа 2012 года, на что указывают и заявитель, и инспекция. Следовательно, кадастровая стоимость (66 840 000 руб.) спорного земельного участка подлежит применению при расчете земельного налога за 2012 год только с 03 августа 2012 года - даты внесения изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
Согласно представленным заявителем и инспекцией расчетам земельного налога за 2012 год, с учетом решения Арбитражного суда Республики Татарстан, которым установлена кадастровая стоимость земельного участка, исходя из рыночной, подлежащий уплате заявителем за 2012 год земельный налог по спорному земельному участку с кадастровым номером 16:50:080123:6 составляет 1 307 506 руб., тогда как оспариваемым решением инспекции был начислен земельный налог за 2012 год по спорному земельному участку с кадастровым номером 16:50:080123:6 в сумме 1 950 207 руб. (из которых только 407 724 руб. уплачено налогоплательщиком, в связи с чем инспекцией доначислен к уплате земельный налог в размере 1 542 483 руб.). Следовательно, доначисление земельного налога в размере 642 701 руб. (1 950 207 - 1 307 506 = 642 701) по спорному земельному участку с кадастровым номером 16:50:080123:6 было незаконным.
На основании п.3 ч.2 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 06 ноября 2013 года следует отменить; принять новый судебный акт, которым заявление ОАО "Татобувьторг" удовлетворить частично. Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 июня 2013 года N 6703 о привлечении ОАО "Татобувьторг" к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме 642 701 рублей, начисления пеней и штрафных санкций в соответствующих размерах. В остальной части в удовлетворении заявления ОАО "Татобувьторг" отказать.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на Межрайонную ИФНС России N 4 по Республике Татарстан. В этой связи надлежит взыскать с Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан в пользу ОАО "Татобувьторг" судебные расходы по уплате госпошлины в размере 2000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 ноября 2013 года по делу N А65-18475/2013 отменить. Принять новый судебный акт.
Заявление ОАО "Татобувьторг" удовлетворить частично. Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 20 июня 2013 года N 6703 о привлечении ОАО "Татобувьторг" к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме 642 701 рублей, начисления пеней и штрафных санкций в соответствующих размерах.
В остальной части в удовлетворении заявления ОАО "Татобувьторг" отказать.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан в пользу ОАО "Татобувьторг" судебные расходы по уплате госпошлины в размере 2000 (Две тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
А.А.Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-18475/2013
Истец: ОАО "Татобувьторг", г. Казань
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N4 по Республике Татарстан,г.Казань
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара