г. Москва |
|
17 апреля 2014 г. |
Дело N А40-123371/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: Марковой Т.Т., Румянцева П.В., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаботинским А.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью "Кларус Конт"
к Департаменту городского имущества города Москвы
третьи лица: 1) ГАУК г. Москвы "Парк культуры и отдыха "Сокольники", 2) Правительство г. Москвы, 3) Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы.
о признании незаконным отказа,
при участии:
от заявителя: |
Галицкий С.А. по дов. N 15 от 09.04.2014; Дорогокупец С.А. по дов. N 14 от 09.04.2014; |
от ответчика: |
Клоков Е.В. по дов. N 33-Д-954/13 от 27.12.2013; |
от третьих лиц: |
1) Иванова О.Г. по дов. N 02-05-03-Д от 09.01.2014; 2) Клоков Е.В. по дов. N 4-47-730/3-1 от 27.12.2013; 3) Захаров М.Е. по дов. N 05-08-2949/13 от 30.12.2013; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Кларус Конт" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Департамента городского имущества города Москвы N 33-5-26943/12/0/1 от 09.01.2013 в оформлении договора аренды земельного участка площадью 3 766 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0001001:3, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Большая Оленья, д. 29, стр. 6 и обязании ответчика заключить договор долгосрочной аренды вышеуказанного земельного участка.
Решением от 23.12.2013 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент городского имущества г. Москвы и Правительство Москвы (в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции.
Определением от 13 марта 2014 года Девятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Как следует из решения суда первой инстанции, земельный участок площадью 3 766 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0001001:3, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Большая Оленья, д. 29, стр. 6 полностью входит в состав земельного участка площадью 515,7068 га с кадастровым номером 77:03:0001001:57, предоставленного на праве постоянного бессрочного пользования ГАУК г. Москвы "Парк культуры и отдыха "Сокольники".
Таким образом, принятое решения об обязании заключить договор аренды земельного участка затрагивает права и законные интересы ГАУК г. Москвы "Парк культуры и отдыха "Сокольники", как пользователя земельного участка, поскольку возлагает на него обязанности по предоставлению заявителю права доступа и пользования земельным участком с кадастровым номером 77:03:0001001:3.
Кроме того, территория ГАУК г. Москвы "Парк культуры и отдыха "Сокольники" является особо охраняемой природной территорией, в соответствии с Постановлением Правительства города Москвы N 367-ПП от 28.04.2009 "Об образовании особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Сокольники", в связи с чем к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, подлежит привлечению Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы.
Также суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Правительство города Москвы, поскольку, в соответствии с п. 2 ст. 14 Закона г. Москвы от 26.09.2001 N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве", земельные участки в границах особо-охраняемой природной территории могут быть предоставлены в пользование юридического лицу на основании решения Правительства Москвы.
При рассмотрении дела по правилам суда первой инстанции представители заявителя поддержали заявленные требования в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований, представил копии судебных актов.
Представители третьих лиц поддержали правовую позицию ответчика.
Выслушав мнения участников процесса, изучив материалы дела, апелляционный суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Как следует из материалов дела, 30.06.2000 между Московским земельным комитетом и ООО "Кларус Конт" был заключен договор N М-03-503340 аренды земельного участка площадью 3766 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0001001:3, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Б. Оленья, вл. 29, стр. 6.
ООО "Кларус Конт" являясь собственником нежилого здания площадью 204,1 кв.м. (Свидетельством 77-АН N 796586 от 04.05.2012) и ограждения протяженностью 255 м. (Свидетельством 7-АН N 796779 от 20.04.2012) с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Большая Оленья, д. 29, стр. 6, как объекта недвижимого имущества, 21.03.2013 обратилось в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о предоставлении государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках", в отношении данного земельного участка, с кадастровым номером 77:03:0001001:3, представив предусмотренные приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 N 475 документы.
Письмом Департамента от 25.04.2013 Обществу было отказано в предоставлении данного земельного участка в аренду, поскольку спорный участок расположен в границах территории земельного участка площадью 515,7068 га с кадастровым номером 77:03:0001001:57, предоставленного на праве постоянного "бессрочного" пользования ГАУК города Москвы Парку культуры и отдыха "Сокольники" (Свидетельство ЕГРП N 77-01/03-169/2000-4247 от 28 декабря 2000 года), а также, в соответствии с Постановлением Правительства города Москвы N 367-ПП от 28 апреля 2009 года "Об образовании особо охраняемой территории "Природно - исторический парк Сокольники" и о проекте планировки территории Парка культуры и отдыха "Сокольники" Общество подлежит выводу с территории парка "Сокольники".
В силу ст.198 АПК РФ, ст.13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Апелляционный суд полагает, что заявленный требования Общества заявлены правомерно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст.9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
Пунктом 4.2.1. раздела 2 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, Департаменту предоставлены полномочия по предоставлению в установленном порядке в аренду земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, правообладателям расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений для целей эксплуатации объектов капитального строительства.
В силу ч.1 ст.552 Гражданского кодекса РФ и ст.35 Земельного кодекса РФ собственник здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования.
В соответствии с п.1 ст.36 ЗК РФ юридические лица, имеющие в собственности здания, строения или сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. При этом юридические лица- собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, если иное не установлено федеральными законами. Указанное право осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом и федеральными законами.
Согласно п.2 и п.3 ст.22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в п.4 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации. По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 35, пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ и статьей 46 ГК РФ.
Согласно пункту 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с данным Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Согласно пункту 3 Постановления Правительства города Москвы от 08 января 1997 года Парк культуры и отдыха "Сокольники", Измайловский и Филевский парки культуры и отдыха являются государственными учреждениями культуры, территории которых не подлежат приватизации и отчуждению.
В силу пункта 4.4 заключенного договора аренды спорного земельного участка от 23 марта 2011 года N М-03-035276 спорный земельный участок, находящийся на территории объекта культурного наследия регионального значения (памятник садово-паркового искусства парк "Сокольники"), территории объекта природного комплекса ВАО "Лесопарк "Сокольники", в охраняемой зоне природного ландшафта и согласно пункту 4.1.6 договора приватизации не подлежит, что также установлено распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 18 февраля 2011 года N 171-03 ДЗР, на основании которого заключен договор аренды.
Границы ПКиО "Сокольники" установлены Постановлением Правительства Москвы 08 января 1997 года N 13 и не изменялись.
Согласно Постановлению Правительства Москвы 28 апреля 2009 года N 367-ПП здание располагается на территории лесопарка "Сокольники".
Как было указано, ранее на земельный участок с кадастровым N 77:03:0001001:3, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Большая Оленья, вл. 29. стр. 6 с ООО "Кларус Конт" был оформлен договор аренды от 30.06.2000 N М-03-503340 для эксплуатации производственно-технической базы с учетом соблюдения режима использования земель природного комплекса.
Уведомлением от 11.10.2007 N 33-ПТЗ-633/7 Департамент отказался от исполнения договора аренды N М-03-503340 в одностороннем порядке с 15 января 2008 года.
Пунктом 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с данным Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий.
Аналогичная норма установлена п.п. 1 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п. 4 данной статьи, ограничиваются в обороте.
Статья 14 Закона города Москвы от 26.09.2001 N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" устанавливает, что в границах особо охраняемых природных территорий земельные участки могут по решению Правительства Москвы предоставляться в пользование гражданам и юридическим лицам в рекреационных, физкультурно-оздоровительных и культурно-просветительских целях, если это не противоречит режиму охраны и использования особо охраняемой природной территории, и не допускает предоставление таких земельных участков в собственность или постоянное (бессрочное) пользование (кроме случаев, указанных в п. 1 данной статьи).
Вместе с тем ст. 15 данного Закона допускает ограниченную хозяйственную деятельность на особо охраняемой природной территории лицами, которым земельный участок для этих целей предоставлен до вступления в силу этого Закона, если данная деятельность не нарушает установленного режима охраны и использования. После принятия решения об образовании особо охраняемой природной территории в соответствии с этим законом хозяйственная и иная деятельность в границах территории приостанавливается до подписания охранных обязательств, в которых предусматривается обеспечение сохранности предоставленных на занимаемых землепользователями участках природных сообществ и объектов с соблюдением установленных режимов охраны и использования.
Из материалов дела следует, что нежилое здание площадью 204,1 кв.м. и ограждения протяженностью 255 м., принадлежащие Обществу на праве собственности с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Большая Оленья, д. 29, стр. 6, было построено до образования природного комплекса N 1 Восточного административного округа города Москвы "Лесопарк "Сокольники".
В соответствии со ст.ст.10, 15, ч.3 ст.30 Закона города Москвы N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в г.Москве" на особо охраняемых природных территориях разрешена ограниченная хозяйственная деятельность для лиц, которым до вступления в силу Закона города Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в г.Москве" (далее - ООПТ) был предоставлен участок для этих целей, если она не причиняет вред природным комплексам и их компонентам и не противоречит целям создания государственных природных заказников.
Таким образом, факт включения спорного земельного участка в состав особо охраняемой природной территории не позволяет заявителю требовать предоставления земельного участка в собственность, но не исключает возможности предоставления этого участка в аренду. Не лишает заявителя права на оформление договора аренды земельного участка площадью 3766 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0001001:3, располагающимся по адресу: 107014, г. Москва, ул. Большая Оленья, д. 29, стр. 6.
Суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что на дату заключения сторонами договора аренды земельного участка от 30.06.2000 N М-03-503340 Департамент земельных ресурсов г.Москвы как арендодатель располагал информацией о том, что земельный участок с кадастровым номером 77:03:0100100:32, площадью 3766 кв.м. по адресу: город Москва, ул. Большая Оленья, д. 29, стр. 6, находится в границах ООПТ.
В тексте договора аренды указано, что земельный участок предоставляется с учетом соблюдения режима охранной зоны ГПНП "Лосиный остров" и при условии соблюдения правил, учитывающих особый статус территории МПКиО "Сокольники", как природного комплекса и памятника садово-паркового искусства.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии у Департамента законных оснований для отказа заявителю в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Доказательств обратного Департаментом в нарушение положений ст.65, ч.5 ст.200 АПК РФ не представлено.
Ссылка ответчика на тот факт, что в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 28.04.2009 N 367-ПП "Об образовании особо охраняемой территории "Природно - исторический парк Сокольники" и о проекте планировки территории Парка культуры и отдыха "Сокольники" Общество подлежит выводу с территории парка "Сокольники" судебной коллегией отклоняется, поскольку до настоящего времени не предпринято никаких действий, направленных на выкуп принадлежащего заявителю на праве собственности недвижимого имущества.
Непринятие соответствующих своевременных мер по выводу зданий с территории парка Сокольники не должно создавать правовой неопределенности при использовании заявителем земельного участка, на котором располагаются принадлежащие ему здания.
Кроме того, непринятие сторонами дела мер по оформлению земельных отношений нарушает принцип платности использования земли, установленный п. 1 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ.
Согласно ч.1 ст.4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Следовательно, предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В настоящем случае, принимая во внимание вышеизложенное, права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности признаются нарушенными.
Таким образом, совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае установлена.
Срок, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем не пропущен. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 333.22 Налогового кодекса РФ, ст. 110 АПК РФ, госпошлина по заявлению подлежит взысканию с ответчика.
Согласно п. 6.1 ст. 268 АПК РФ на отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями ч. 6.1 статьи 268, 266, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.12.2013 по делу N А40-123371/2013 отменить.
Признать незаконным отказ Департамента городского имущества города Москвы N 33-5-26943/12/0/1 от 09 января 2013 года, что проверено на соответствие ЗК РФ.
Обязать Департамент городского имущества города Москвы в течение 30 дней со дня вступления постановления в законную силу заключить с ООО "Кларус Конт" долгосрочный договор аренды земельного участка площадью 3766 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0001001:3, расположенного по адресу: 107014, г. Москва, ул. Большая Оленья, д. 29, стр. 6.
Взыскать с Департамента городского имущества города Москвы в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Кларус Конт" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Кларус Конт" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 4 000 рублей, как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-123371/2013
Истец: ООО "Кларус Конт"
Ответчик: Департамент городского имущества г. Москвы
Третье лицо: Правительство Москвы