город Омск |
|
21 апреля 2014 г. |
Дело N А70-10904/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.,
судей Верёвкина А.В., Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём судебного заседания Бирюля К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1645/2014) общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Сургут" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 27 декабря 2013 года по делу N А70-10904/2013 (судья Л.Е. Вебер), принятое по иску Департамента лесного комплекса Тюменской области (ОГРН 1057200733831, ИНН 7202138082, г. Тюмень, ул. Первомайская, 34, 1) к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Сургут" (ОГРН 1028601679314, ИНН 8617002073, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Университетская, 1) о взыскании 76 865,83 руб.,
при участии в судебном заседании:
от Департамента лесного комплекса Тюменской области - представитель не явился, извещен;
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Сургут" - Ялунина А.О. (паспорт, доверенность N SD092-13 от 29.12.2012 сроком действия один год);
установил:
Департамент лесного комплекса Тюменской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Сургут" (далее - ООО "Газпром трансгаз Сургут", ответчик) о взыскании 76 865 руб. 83 коп. задолженности.
Исковые требования со ссылками на договор аренды лесного участка N 26-45-1 от 20.06.2011, статьи 309, 310, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 73, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках за единицу объема лесных ресурсов и ставках за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" мотивированы тем, что в результате проверки исполнения органами государственной власти Тюменской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций комиссией была выявлена ошибка при расчете арендной платы по договору, заключенному с ответчиком в виду занижения корректрирующего коэффициента для лесных участков, переданных в аренду ответчику.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 27.12.2013 по делу N А70-10904/2013 исковые требования удовлетворены. С ООО "Газпром трансгаз Сургут" в пользу Департаменту лесного комплекса Тюменской области взыскано 76 865 руб. 83 коп. задолженности. С ООО "Газпром трансгаз Сургут" в доход федерального бюджета взыскано 3 074 руб. 63 коп. государственной пошлины.
Возражая против принятого судебного акта, ООО "Газпром трансгаз Сургут" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.12.2013 по делу N А70-10904/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что в силу пункта 5 договора N 26-45-1 от 20.06.2011 ответчик на протяжения всего срока действия договора добросовестно исполнял свои обязательства по внесению арендной платы, своевременно и в полном объеме. На момент окончания срока действия договора и сдачи лесного участка претензий у арендодателя не было. Тот факт, что впоследствии по результатам проверки, проведенной Федеральным агентством лесного хозяйства, было установлено занижение корректирующего коэффициента при исчислении арендодателем размера арендной платы, свидетельствует лишь об ошибке в работе Департамента лесного комплекса Тюменской области, а не о наличии задолженности со стороны арендатора.
Департамент лесного комплекса Тюменской области, надлежащим образом извещённый в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд счёл возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Газпром трансгаз Сургут" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, а также правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 20.06.2011 между Департаментом лесного комплекса Тюменской области (арендодателем) и ООО "Газпром трансгаз Сургут" (арендатором) заключён договор аренды лесного участка N 26-45-11, по условиям которого, арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании приказа департамента лесного комплекса Тюменской области от 20.06.2011 N 05/249 обязался предоставить, а арендатор обязался принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, имеющий площадью 36 га и являющийся частью объекта недвижимого имущества с условным номером 72:72:04/033/2008-365, местоположение: Тюменская область, Тобольский район, лесничество Тобольское, участковое лесничество - Носкинское, Иртышское, номера кварталов 433, 434, 445, 38, 38, 41, 58, 57, 60, 61, 77, 78, 95, 96, номера выделов 28 сформированный из состава выделов N 23, 26; 42 сформированный из состава выделов N 28, 39, 40; 28 сформированный из состава выделов N 23, 26; 23 сформированный из состава выделов N 14, 22; 25 сформированный из состава выдела N 8; 26, сформированный из состава выдела N 21; 21 сформированный из состава выделов N 9, 19; 19 сформированный из состава выделов N 16, 17; выделы 9, 11, 7, 6, 14, 9, 16, 6, 16, 7, 6, 40, 41 (л.д. 30-42).
В соответствии с пунктом 20 договора N 26-45-1 от 20.06.2011, срок действия договора определён по 19.05.2012.
Согласно пункту 5 договора N 26-45-1 от 20.06.2011, арендная плата по Договору в ставках 2007 года составляет 85 002 руб. 38 коп. в год. Расчет размера арендной платы приводится в Приложении N 4.1. к настоящему договору.
В силу пункта 7 договора N 26-45-1 от 20.06.2011 размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, и коэффициентов, применяемых к таким ставкам в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете. Арендодатель производит перерасчет арендной платы, уведомляет Арендатора в письменной форме не позднее 3 месяцев с момента изменения соответствующих ставок платы и коэффициентов, применяемых к таким ставкам в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете, об измененном размере арендной платы и сумме, подлежащей уплате (зачету), а также ведет ведомость учета изменений арендной платы.
Во исполнение условий договора N 26-45-1 от 20.06.2011, истец передал ответчику вышеуказанный лесной участок по акту приёма-передачи лесного участка в аренду от 20.06.2011 (л.д. 40-41).
По истечении срока действия договора, ответчик 19.05.2012 возвратил Департаменту лесного комплекса Тюменской области вышеуказанный лесной участок по акту приёма-передачи (л.д.43-45).
При этом, ответчиком обязанность по внесению арендной платы за пользование данным лесным участков в размере, установленном пунктом 5 договора N 26-45-1 от 20.06.2011, исполнена надлежащим образом.
Данный факт сторонами не оспаривается.
Федеральным агентством лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации была проведена проверка исполнения органами государственной власти Тюменской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций, по итогам которой составлен акт проверки от 29.03.2013.
Данным актом, в частности, установлено, что при заключении договора аренды лесного участка N 26-45-11 от 20.06.2011 были допущены ошибки по расчету арендной платы, указанной в пункте 5 договора, заключающиеся в занижении корректирующего коэффициента для лесных участков, учитывающего категории защитных лесов и целевое назначение в отношении особо защитных участков, в отношении защитных лесов, расположенных в водоохранных зонах (запретные полосы лесов вдоль водных объектов), в отношении защитных лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (зеленые зоны, лесопарки, городских лесов городов численностью от 250 тыс. до 1 млн. человек) к ставкам предусмотренным Постановлением правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 (л.д.48-50).
В связи с выводами, сделанными в акте, истец произвел перерасчет арендной платы по договору и направил ответчику письмо от 28.06.2013 N 08/2603-13, в котором указал, что размер арендной платы по Договору рассчитан с применением ставок платы с применением коэффициента "1" в отношении защитных лесных полосах (запретных полосах лесов вдоль водных объектов), в соответствии с характеристиками, указанными в проекте лесного участка. Размер арендной платы, установленный в соответствии с приложением N 4 к договору, составил в 2011 году - 51 315 руб. 82 коп., в 2012 году - 36 741 руб. 46 коп. = 32 514, 57*К (1,13). На основании недостоверной информации, указанной в договоре аренды лесного участка в отношении категории лесов при расчете арендной платы в таблице "Расчет размера арендной платы" приложения N 5 к договору в строке 5 (целевое назначение лесов) не были применены коэффициенты "4,5" и "4" в отношении защитных ценных лесов, расположенных в государственных защитных лесных полосах (запретных полосах лесов вдоль водных объектов, пункта 3, п.п. "з" пункта 5 приложения к таблице N 16 Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности"). В связи с выявленной недоимкой и произведенным перерасчетом арендной платы, просил внести доплату по арендной плате за использование лесов в, согласно прилагаемому уведомлению (л.д.51).
Отсутствие действий со стороны ответчика по погашению данной недоимки по арендной плате по договору N 26-45-1 от 20.06.2011, послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В силу части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.
В силу статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
При этом в части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации указано, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Так, при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке (часть 2).
При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (часть 3).
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4).
Следовательно, в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы. При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Таким образом, размер арендной платы по договору аренды лесных участков не может быть ниже минимального размера, который определяется по ставкам, утвержденным Правительством Российской Федерации, то есть является регулируемым, и стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы.
В соответствии с Проектом лесного участка, преданного ответчику в аренду, лесной участок расположен в защитных лесах запретных полос вдоль водных объектов (л.д.71, 72).
Вместе с тем, в столбце 5 в Приложении N 4.1. к договору, в отношении защитных лесов указан коэффициент, применяемый в отношении целевого назначения лесов, 1, что не соответствует обязательным для сторон правилам, установленным Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310.
Таким образом, учитывая, что размер арендной платы, установленной пунктом 5 договора N 26-45-1 от 20.06.2011, ниже минимального размера, который определяется по ставкам, утвержденным Правительством Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции считает, что ответчик правомерно произвёл доначисление, арендной платы, предъявив её к оплате ответчику.
Довод ООО "Газпром трансгаз Сургут" о нарушении договорного механизма изменения арендной платы, а также несоответствии действий арендодателя требованиям статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит отклонению по следующим основаниям.
Согласно пункту 19 Постановления Пленума ВАС от 17.11.11 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса РФ о договоре аренды" (далее - постановление N 73) арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Поскольку арендованный ответчиком участок относится к категории лесных, следовательно, размер регулируемой платы за его использование устанавливается нормативным правовым актом.
Соответственно ставки арендной платы за пользование лесным участком являются регулируемыми ценами, в связи с чем стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Новый размер арендной платы за пользование лесным участком применяется без внесения изменений в договор.
Независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 12404/09).
Запрет на одностороннее изменение размера арендной платы чаще раза в год касается лишь нерегулируемой арендной платы. Поскольку регулируемая арендная плата устанавливается нормативным актом, эта цена обязательна для сторон (пункт 1 статьи 424 ГК РФ, абзац 2 пункта 16 постановления N 73). Периодичность ее изменения зависит от принятия нормативных актов, которыми она утверждается.
С учётом вышеизложенного, принимая во внимание, что ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлены контррасчет суммы иска, также как и доказательств внесения платы за пользование лесным участком в полном объеме, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, удовлетворив требование Департамента лесного комплекса Тюменской области о взыскании с ООО "Газпром трансгаз Сургут" задолженности по уплате арендных платежей в размере 76 865 руб. 83 коп.
Ответчиком не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы ООО "Газпром трансгаз Сургут", изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Арбитражного суда Тюменской области от 27.12.2013 по делу N А70-10904/2013 суд апелляционной инстанции не усматривает. Решение принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит.
Апелляционная жалоба ООО "Газпром трансгаз Сургут" удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплаченной государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на ООО "Газпром трансгаз Сургут" в порядке статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 27 декабря 2013 года по делу N А70-10904/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Глухих |
Судьи |
А.В. Верёвкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-10904/2013
Истец: Департамент лесного комплекса Тюменской области
Ответчик: ООО "Газпром трансгаз Сургут"
Третье лицо: Восьмой Апелляционный Арбитражный суд