г.Москва |
|
22 апреля 2014 г. |
Дело N А40-172814/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Артюковой О.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.02.2014
по делу N А40-172814/2013, принятое судьей Корогодовым И.В. (139-1564) в порядке упрощенного производства,
по заявлению ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" (ОГРН 1027700000679; г.Москва, Олимпийский проспект, д.5, стр.1)
к Департаменту Росприроднадзора по ЦФО
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
Кокушев Н.А. по дов. от 01.02.2014 N 14020127; |
от ответчика: |
Караульник О.К. по дов. от 11.02.2014 N 197; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" (далее также - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (далее также - Департамент Росприроднадзора по ЦФО, административный орган, ответчик) от 27.11.2013 N 10-35/2038 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ст.8.41 КоАП РФ.
Решением от 03.02.2014, принятым по настоящему делу, Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления, наличие в действиях заявителя события и состава административного правонарушения, соблюдение административным органом порядка привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, полагая, что ответчиком нарушен порядок проведения проверки Общества в связи с нарушениями требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В судебном заседании представитель ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считая их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанных мнений представителей сторон, полагает необходимым оставить обжалуемый акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Департаментом Росприроднадзора по ЦФО в период с 11.09.2013 по 25.10.2013 на основании приказа от 29.08.2013 N 2236-пр, N 2547-пр от 01.10.2013 проведена плановая выездная проверка ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт".
В ходе проведения проверки установлено, что основным видом деятельности Общества является закупка нефтепродуктов, топлива, смазочных и иных материалов, оборудования, запасных частей, других товаров народного потребления на территории Российской Федерации, реализация нефтепродуктов, топлива смазочных и иных материалов, оборудования, запасных частей, других товаров народного потребления в розницу, оптом и мелким оптом на территории РФ и за рубежом, производство нефтепродуктов, хранение нефти и продуктов ее переработки, оказание услуг по хранению нефти и продуктов ее переработки, эксплуатация и содержание автозаправочных станций (в том числе передвижных), пунктов налива, нефтебаз и хранилищ и др.
ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" принадлежат следующие объекты недвижимого имущества:
1. Многофункциональный гараж-стоянка (МФГС), расположенный по адресу: г.Москва, Олимпийский проспект, д.5, стр.1;
2. Дилерский центр "Мерседес", расположенный по адресу: Московская область, Красногорский район, дер. Михалково, 25 км. автомагистрали "Балтия";
3. Нефтебаза "Видное", расположенная по адресу: Московская область, Ленинский район, г.Видное, промзона;
4. Нефтебаза "Софрино", расположенная по адресу: Московская область, Пушкинский район, с.Рахманово, д.1а;
5. Нефтебаза "Старая Купавна", расположенная по адресу: Московская область, Ногинский район, пос.Старая Купавна, ул.Дорожная, д.11;
6. Нефтебаза "Солнечногорск", расположенная по адресу: Московская область, г.Солнечногорск, Южная промзона, туп.Бутырский, уч.1;
7. Нефтебаза, расположенная по адресу: Смоленская область, Кардымовский район, пос.Кардымово, ул.Социалистическая, д.24а, 246, 29;
8. Офис, расположенный по адресу: Смоленская область, г.Смоленск, ул.Рыленкова, д.38а;
9. 231 автозаправочных станции (АЗС), в том числе 114 АЗС, расположенных на территории города Москвы, 96 АЗС - в Московской области, 13 АЗС - в Смоленской области, 8 АЗС - в Тверской области.
ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" в ходе проведения проверки представлены копии платежных поручений, подтверждающих внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в части сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты за III квартал 2012 года.
Согласно платежным поручениям N N 062, 065 от 21.01.2013 плата за негативное воздействие на окружающую среду за III квартал 2012 года в части сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты по АЗС N N 442, 443, 463 внесена Обществом 21.01.2013.
В то же время в нарушение ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Приказа от 08.06.2006 N 557 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду", ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" не внесло в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду за III квартал 2012 года в части сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты по АЗС N N 442, 443, 463.
Данные факты зафиксированы в акте проверки N 2236, составленном ответчиком 25.10.2013.
14.11.2013 государственным инспектором по охране природы Департамента Росприроднадзора по ЦФО в присутствии представителя Общества, действующего на основании доверенности N 15/567 от 12.11.2013, в отношении ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" составлен протокол N 10-33/1918 об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 КоАП РФ.
27.11.2013 государственным инспектором по охране природы Департамента Росприроднадзора по ЦФО в присутствии представителя Общества по доверенности вынесено постановление N 10-35/2038 о привлечении ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" к административной ответственности, предусмотренной ст.8.41 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 75000 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.7 ст.210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства и обстоятельства дела, считает, что судом первой инстанции выполнены предписания ст.210 АПК РФ, правильно и полно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права, подлежащие применению и на их основе сделаны соответствующие материалам дела выводы об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
При этом апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции о составлении протокола и вынесении постановления по делу об административном правонарушении уполномоченными должностными лицами (ч.1 ст.28.3 и ст.23.29 КоАП РФ).
Срок давности привлечения заявителя к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ) административным органом соблюден.
Указанные обстоятельства заявителем не оспариваются.
Нарушения порядка привлечения ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" к административной ответственности, которые в соответствии с разъяснениями п.10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 могут являться основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, судом апелляционной инстанции не установлены.
Протокол об административном правонарушении составлен и постановление по делу об административном правонарушении вынесено при надлежащем извещении законного представителя Общества (л.д.115-119).
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя события и состава вмененного ему правонарушения.
В соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с п.1 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды.
Согласно ст.16 названного Федерального закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды негативного воздействия (далее - Порядок), который согласно пункту 1 Порядка распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы, в частности, за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
- размещение отходов.
В соответствии с Приказом от 08.06.2006 N 557 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, составляет не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал. Срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за I квартал 2013 года составляет 20.04.2013.
Объективную сторону вменяемого Обществу административного правонарушения составляет невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, материалами дела об административном правонарушении подтверждается, что ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" не внесло в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду за III квартал 2013 года в части сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты
Данное обстоятельство подтверждается актом проверки от 25.10.2013 N 2236, протоколом об административном правонарушении от 14.11.2013 N 10-33/1918.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" события административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив собранные административным органом доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых нормой ст.8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. При этом в деле не имеется и ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" не представлено доказательств отсутствия у Общества возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что вина Общества в совершении вменяемого правонарушения подтверждается материалами административного дела.
Суд апелляционной инстанции, учитывая изложенные обстоятельства и приведенные правовые нормы, полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ.
Административное наказание назначено административным органом в пределах санкции ст.8.41 КоАП РФ.
Доводы подателя апелляционной жалобы о нарушении ответчиком при проведении проверки требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не принимаются судом апелляционной инстанции как необоснованные.
О проведении плановой выездной проверки заявитель осведомлен с 02.09.2013, о чем свидетельствует собственноручная запись представителя Общества на копии приказа от 29.08.2013 N 2236-пр (л.д.86)
Суд апелляционной инстанции отклоняет как необоснованные ссылки заявителя на нарушение положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", принимая во внимание факт извещения ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" о проверке, личное присутствие при проведении проверки представителя Общества по доверенности Легостаева С.В., что подтверждается соответствующей подписью в акте проверки.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обращает внимание, что протокол об административном правонарушении составлен государственным инспектором Матвеевой И.Л., принимавшей личное участие в проверке, что подтверждается подписью в Акте от 25.10.2013 N 2236. В указанной связи в порядке ч.2 ст.26.2, п.1 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении от 14.11.2013 N 10-33/1918 является необходимым и достаточным доказательством наличия в действиях заявителя события и состава вменяемого административного правонарушения.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о законности и обоснованности оспариваемого постановления и отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" требований является правомерным.
Иные доводы заявителя не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст.266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.02.2014 по делу N А40-172814/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-172814/2013
Истец: ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт"
Ответчик: Департамент Росприроднадзора по ЦФО