г. Воронеж |
|
16 апреля 2014 г. |
Дело N А36-3494/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.04.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.04.2014.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Протасова А.И., Семенюта Е.А. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.
при участии:
от Межрегионального Управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу: от Общества с ограниченной ответственностью "Солярис-Киномир": |
представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу на решение Арбитражного суда Липецкой области от 29.11.2013 по делу N А36-3494/2013 (судья Дружинин А.В.) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Солярис-Киномир" о признании незаконным и отмене постановления заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу Парнициной Н.А. по делу об административном правонарушении N 05-13/1666-1ю от 28 мая 2013 года и привлечении ООО "Солярис-Киномир" к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Солярис-Киномир" обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу Парнициной Н.А. N 05-13/1666-1ю от 28 мая 2013 года о привлечении Общества к административной ответственности по ст.15.13 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 29.11.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, ответчик обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять новый судебный акт. В обоснование требований апелляционной жалобы указывает:
- квитанция N 1038031 от 08.04.2013 не подтверждает факта подачи декларации в связи с тем, что декларация не прошла контроль;
- представленная 08.04.2013 декларация не прошла контроль в связи с ошибкой, допущенной самой организацией: значение элемента "остаток на конец отчетного периода" должно равняться сумме "остаток на начало отчетного периода" и "поступление всего" минус "расход всего".
В заседание апелляционной инстанции стороны своих представителей не направили, о слушании дела извещены надлежащим образом. Представитель Общества в письменном отзыве просит оставить обжалуемое судебное решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика в письменных пояснениях настаивает на том, что единственным документом, подтверждающим прием декларации, является протокол обработки декларации, который Обществом представлен не был.
Изучив материалы дела с учётом доводов апелляционной жалобы и отзыва на неё, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Липецка внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о создании юридического лица (ООО "Солярис-Киномир") (свидетельство серии 48 N 001046024 от 22.06.2006 г., ОГРН 1064823055681) (т. 1 л.д. 27).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ООО "Солярис-Киномир" 28 мая 2013 года заместителем руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу Парницыной Н.А. было вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 05-13/1666-/1ю о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей (т. 1 л.д. 103-108).
Не согласившись с постановлением, Общество обжаловало его в арбитражный суд области.
Арбитражный суд области пришёл к выводу о недоказанности административным органом состава вменённого Обществу административного правонарушения, в связи с чем, признал незаконным и отменил постановление N 05-13/1666-1ю от 28 мая 2013 года.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим:
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Полномочия заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу Парницыной Н.А. на вынесение оспариваемого постановления, предоставленные ст.23.50 КоАП РФ, проверены судом первой и апелляционной инстанций. Нарушений в указанной части не выявлено.
В силу ст.15.13 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ) уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно статье 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Порядок учета производства и оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 "О предоставлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее - Правила).
К спорным правоотношениям подлежат применению Правила в первоначальной редакции, то есть без учета изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2013 N 1024.
В соответствии с п.8 Правил организации, осуществляющие производство, хранение и поставку произведенного спирта (в том числе денатурата), производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (в том числе денатурата), производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 продукции объема готовой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, представляют декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 6.
Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) и (или) спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 11 (п.13 Правил) Декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п.15 Правил).
Согласно п.19 Правил декларации по формам, предусмотренным приложениями N 11 и 12 к настоящим Правилам, представляются организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя). Копии деклараций, представляемых в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации и индивидуальные предприниматели направляют в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме в течение суток после представления деклараций в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу п.20 Правил при обнаружении организацией (индивидуальным предпринимателем) в текущем отчетном периоде фактов неотражения или неполноты отражения в декларации необходимых сведений, а также ошибок (искажений), допущенных в истекшем отчетном периоде, организация (индивидуальный предприниматель) представляет корректирующие декларации, содержащие сведения (дополнения), уточняющие сведения, содержащиеся в декларациях, представленных ранее. Корректирующие декларации представляются до окончания отчетного года с обоснованием причин, вызвавших неполноту или недостоверность представленных сведений (за исключением представления корректирующих деклараций по предписанию лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии). Во время проведения проверки деятельности организации (индивидуального предпринимателя) уполномо-ченными органами организация (индивидуальный предприниматель) не вправе представлять корректирующие декларации за проверяемый период.
Статьей 26 Закона N 171-ФЗ установлен запрет на искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации объеме производства, оборота и (или) использование этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Как следует из оспариваемого постановления N 05-13/1666-1ю от 28.05.2013, допущенное ООО "Солярис-Киномир" административной правонарушение выразилось в несвоевременной подаче декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей за 1 квартал 2013 года (по лицензии серии ПВ 0000893 рег. N 319 от 24.11.2011, выданной на право осуществления розничной торговли алкогольной продукции сроком до 23.11.2013) в установленный срок до 10.04.2013. Фактически указанная декларация представлена 29.04.2013.
Согласно п.5 приказа Росалкогольрегулирования от 01.09.2010 N 52н "Об утверждении порядка представления в электронном виде деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Приказ), при представлении деклараций по телекоммуникационным каналам связи организация соблюдает следующий порядок электронного документооборота:
После подготовки каждой декларации в соответствии с утвержденным форматом руководитель (или уполномоченное лицо) организации подписывает ее ЭЦП и отправляет в зашифрованном виде в адрес Росалкогольрегулирования.
В течение суток с момента отправки декларации организация получает от Росалкогольрегулирования следующие документы: квитанцию о приеме декларации по телекоммуникационным каналам связи или протокол форматно-логического контроля декларации, который содержит информацию о том, что декларация не прошла входной контроль (декларация не соответствует формату представления деклараций).
При получении протокола форматно-логического контроля декларации организация устраняет ошибки, указанные в протоколе, и повторяет всю процедуру передачи декларации.
Если организация не получила от Росалкогольрегулирования в установленное время квитанцию о приеме декларации по телекоммуникационным каналам связи или протокол форматно-логического контроля декларации, она информирует Росалкогольрегулирование о данном факте и при необходимости повторяет процедуру передачи декларации.
Датой представления деклараций по телекоммуникационным каналам связи является дата подтверждения о ее получении Росалкогольрегулированием.
Организация и Росалкогольрегулирование обеспечивают хранение деклараций, представленных по телекоммуникационным каналам связи в соответствии с настоящим Порядком в электронном виде, в течение пяти лет.
Экземпляр квитанции о приеме деклараций по телекоммуникационным каналам связи хранится в электронном архиве Росалкогольрегулирования в течение пяти лет.
Экземпляр протокола форматно-логического контроля деклараций хранится в электронном архиве Росалкогольрегулирования в течение пяти лет.
Административным органом установлено, и признаётся сторонами, что по состоянию на 10.04.2013 декларация по форме приложения N 11 к Правилам представления декларации, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815 (об объёмах розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции), в блоке "принятые декларации" Информационной системы субъекта РФ по приёму розничных деклараций отсутствовала.
Данное обстоятельство подтверждается протоколом об административном правонарушении N 59-Л от 29.04.2013 с приложением скриншота экрана из Информационной системы субъект РФ по приёму деклараций и свидетельствует о наличии в бездействии ООО "Солярис - Киномир" объективной стороны административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст.15.13 КоАП РФ.
Частью 1 ст.1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно п.3 ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 2 ст.2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Пунктом 4 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ определено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Исходя из буквального и системного толкования положений ст.1.5 КоАП РФ и ч.4 ст.210 АПК РФ, обязанность установить и доказать вину лица, привлекаемого к административной ответственности, возложена на административный орган. При этом с учётом положений, предусмотренных п.3 ст.26.1 и п.4 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ, административный орган обязан сделать вывод о наличии вины, если она установлена, в постановлении по делу об административном правонарушении.
Пленум ВАС РФ в пункте 10.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что по общему правилу сбор доказательств осуществляется в рамках дела о привлечении к административной ответственности: по правилам главы 26 КоАП РФ в рамках производства по делу об административном правонарушении административный орган осуществляет сбор доказательств для установления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; равным образом право представлять доказательства (а также, в числе прочего, знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, заявлять ходатайства) частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ дано лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В силу статьи 26.11 КоАП РФ лица, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Соответственно, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела на основе имеющихся доказательств, в силу пункта 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ отражаются в постановлении по делу об административном правонарушении.
Как видно из материалов административного дела, административный орган не учёл при принятии оспариваемого решения объяснения представителя Общества Дякиной В.В. о направлении ею указанной декларации в Информационную систему 08.04.2013 (л.д. 60), ссылки Общества на квитанции N 1042210, 1038031, N 9184 от 08.04.2013 (л.д.17, 112), подтверждающие принятие Обществом всех зависящих от него мер для соблюдения соответствующих требований законодательства.
Доказательства несоответствия направленной Обществом декларации по форме N 11 от 08.04.2013 предъявляемым требованиям на момент вынесения оспариваемого постановления в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, апелляционная коллегия приходит к выводу об отсутствии вины Общества в совершении вменяемого административного правонарушения.
Доводы административного органа о несоответствии квитанций N 9184 и N 1038031 от 08.04.2013 форме N 11 ввиду двухзначного префекса со значением R2 вместо R1 со ссылками на Приказ от 05.08.2013 N 198 "О формате представления в электронной форме деклараций об объёме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции об использовании производственных мощностей" отклоняются, поскольку приказ от 05.08.2013 N 198 на отношения рассматриваемого периода не распространяется.
В силу ч.2 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении.
В связи с этим арбитражный суд области правильно удовлетворил заявленные требования Общества и признал незаконным и отменил постановление N 05-13/1666-1ю от 28 мая 2013 года.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а только выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены принятого по делу решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ч.1 ст.269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 29.11.2013 по делу N А36-3494/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В.Донцов |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-3494/2013
Истец: ООО "Солярис-Киномир"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу
Третье лицо: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу