г. Москва |
|
22 апреля 2014 г. |
Дело N А40-50954/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Марковой Т.Т., Румянцева П.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жаботинским А.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью "РТК" (ОГРН 1027739411919)
к Государственному учреждению - Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (филиал N 1)
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
Краснов Ю.В. по дов. N 04 от 09.04.2014; |
от ответчика: |
Балаян А.Г. по дов. от 05.11.2013; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "РТК" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ГУ - МРО ФСС РФ филиал N 1 (далее - ответчик, фонд) о признании незаконным решения от 05.02.2013 N 1025 об отказе в приеме к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ООО "РТК" в сумме 91 229 руб. 91 коп., в том числе: за апрель 2012 год - 80 812 руб. 20 коп., за август 2012 год - 3 228 руб. 97 коп., за сентябрь 2012 год - 7 188 руб. 74 коп. (с учетом уточнений заявленных требований в порядке ст. 49 АПК Российской Федерации).
Решением от 20.01.2014 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГУ-Московского регионального отделения Фонда социального страхования РФ обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
Заявитель считает, что при вынесении решения были нарушены нормы процессуального права, что привело к неполному выяснению обстоятельств, имеющих значение для дела.
В частности заявитель апелляционной жалобы считает, что суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика при его ненадлежащем извещении и с нарушением п. 1 ст. 133 АПК РФ, поскольку суд не определил характер спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства, обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
Согласно п. 6 ст. 268 АПК РФ, вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Определением от 15.04.2014 Девятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции в связи с ненадлежащим извещением сторон о месте и времени судебного разбирательства.
Как следует из материалов дела, Филиалом N 1 ГУ-МРО ФСС РФ проведена камеральная проверка ООО "РТК" по вопросу правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств страхователя за период с 01.01.2011 по 30.09.2012.
По результатам проведенной проверки фондом был составлен акт камеральной проверки от 24.12.2012 N 1025 и вынесено решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 05.02.2013 N 1025, которым обществу было отказано в принятии к зачету расходы в сумме 91 229 руб. 91 коп. для выплаты страхового обеспечения бухгалтеру общества - Фоминой К.П., в связи с выявленными нарушениями требований законодательства по обязательному социальному страхованию в действиях истца.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителем в суд для защиты своих прав и законных интересов и оспаривания решения в полном объеме.
Арбитражный апелляционный суд, исследовав и оценив представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимной связи, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 9 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ от 24 июля 2009 года "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.
Оспоренное обществом решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 05.02.2013 N 1025 таких обстоятельств не содержит и основывается на результатах проверки, оформленных в виде вышеуказанного акта, который в свою очередь также не содержит изложения предусмотренных законом обстоятельств.
В силу пп. 6 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования РФ, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона N 255-ФЗ.
Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком предусмотрено абз. 2 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - закон N 81-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 81-ФЗ, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
Согласно ст. 2 Трудового Кодекса Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений являются запрещение дискриминации в сфере труда и обеспечение права на обязательное социальное страхование работников. Согласно трудовому законодательству запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.
Статьями 132, 135 и 145 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работника устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда и зависит от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Из этого следует, что работодатель не имеет права отказывать в принятии на работу женщине по причине её беременности, а установление размера заработной платы и премий относится к прерогативе работодателя.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании п.1 ст.9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя по всем видам социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Статьей 15 Трудового Кодекса Российской Федерации установлено, что трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст.22 закона N 165-ФЗ, определяющий порядок назначения и выплаты страхового обеспечения, основанием для выплаты застрахованному лицу пособия является наступление документально подтверждённого страхового случая.
Частью 1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 года N 225-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам осуществляется страхователем по месту работы застрахованного лица. В части 5 ст. 13 данного Закона определено, что для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным законом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика также сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 19.05.1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счёт средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде пособия по беременности и родам.
В силу пп. 3 п. 1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ страховщики вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, основанием для вынесения оспариваемого решения послужили выводы ответчика о документальном не подтверждении расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, в связи с материнством.
В результате проверки ответчик пришел к выводу о создании заявителем искусственно созданной, экономически необоснованной ситуации, направленной на получение средств Фонда социального страхования РФ при приеме на работу сотрудника - Фоминой К.П., что организация фиктивно увеличила ей заработную плату за счет начисления премий перед отпуском по беременности и родам. Данное решение Фонда ничем не мотивировано.
Указанная сотрудница была принята на работу на вакантную должность, имеющуюся в штатном расписании.
Согласно действующему законодательству дискриминация по половому признаку, а равно в связи с беременностью или наличием малолетних детей при приеме на работу запрещена. В соответствии со ст. 256 ТК РФ отпуск по уходу за ребенком предоставляется женщине по ее заявлению и может быть использован как полностью, так и по частям. Единственным необходимым условием для предоставления такого отпуска является возраст ребенка (до трех лет).
На основании п. 54 главы 6 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 г N 1012н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет назначалось и выплачивалось на основании полного пакета документов, поданного заявителями. Данные документы были предоставлены на проверку Фонду.
В подтверждение понесенных затрат обществом были представлены все необходимые документы предусмотренные ч. 6 ст. 13 Закона N 255-ФЗ и п. 54 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 N 1012н. Претензии к представленным документам у фонда отсутствовали.
В силу ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Согласно ч. 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет признается страховым случаем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 1.3 Закона N 255-ФЗ.
Как установлено судом апелляционной инстанции, на момент наступления страхового случая у Фоминой К.П. единственным местом работы было ООО "РТК", что подтверждается трудовым договором с Фоминой К.П. от 20.02.2012, а также копией приказа о приеме на работу от 20.02.2012.
В судебном заседании представитель ответчика не смог привести норм закона, нарушение которых допущено заявителем.
Заявитель указывает, что в период нахождения в должности Фоминой К.П. было заключено большое количество контрактов, в связи с чем Фоминой К.П. был выполнен очень большой объем работы, что и послужило основанием для ее премирования. Размеры выплаченных премий на являются завышенными (5 000 руб. и 19 000 руб., при заработной плате Фоминой К.П. - 17. 000 руб.).
В подтверждение своих доводов заявителем представлены в материалы дела копии заключенных контрактов, товарных накладных, акты сверки т.д., подтверждающие произведенный Фоминой К.П. объем работы (т. 2 л.д. 12-92, т. 3-5, т. 6 л.д. 1-104).
Таким образом, при доказанном факте трудовых отношений Общества и Фоминой К.П., наступившего страхового случая, отказ от выделения средств на осуществление (возмещение) расходов, произведённых страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 91 229 руб. 91 коп. является незаконным.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявителем не пропущен.
Расходы по уплате госпошлины подлежат отнесению на ответчика.
Согласно ч. 6.1 ст. 268 АПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. На отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.01.2014 по делу N А40-50954/2013 отменить.
Признать недействительным решение ГУ - МРО ФСС РФ (филиал N 1) от 05.02.2013 г. N 1025 об отказе в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством общества с ограниченной ответственностью "РТК" в сумме 91 229 рублей 91 копейка, в том числе за апрель 2013 года - 80 812 рублей 20 копеек, за август 2013 года - 3 228 рублей 97 копеек, за сентябрь 2013 года - 7 188 рублей 74 копейки.
Взыскать с ГУ - МРО ФСС РФ (филиал N 1) в пользу общества с ограниченной ответственностью "РТК" (ОГРН 1027739411919) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-50954/2013
Истец: ООО "РТК"
Ответчик: ГУ-Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, гу-московское региональное отделение фонда социального страхования рф филиал N1