г. Челябинск |
|
23 апреля 2014 г. |
Дело N А07-15001/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Баканова В.В.,
при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Уфы Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.02.2014 по делу N А07-15001/2013 (судья Ахметова Г.Ф.).
В заседании принял участие представитель:
открытого акционерного общества "Уфимское научно-производственное предприятие "Молния" - Якупов Т.В. (доверенность от 29.12.2013 N 28/7724).
Открытое акционерное общество "Уфимское научно-производственное предприятие "Молния" (далее - заявитель, общество, страхователь, ОАО УНПП "Молния") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Уфы Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Пенсионный фонд, фонд, управление, ГУ УПФР в Ленинском районе г. Уфы) от 19.07.2013 N 5 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления недоимки в размере 4 899 848,84 рублей, в том числе: 3 909 686,46 рублей - по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на страховую часть, 188 683,12 рублей - по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на накопительную часть; 486 466,82 рублей - по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС), 315 012,44 рублей - по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС), соответствующих пеней в общей сумме 829 752,52 рублей и штрафов по п. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в общем размере 979 969,75 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.02.2014 заявленные требования удовлетворены, решение фонда признано недействительным в оспариваемой части.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение суда отменить, в связи с неправильным применением норм материального права, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы фонд ссылается на то, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами включается в базу по страховым взносам, поскольку относится к выплатам, осуществляемым в рамках трудовых отношений.
Также фонд полагает несоответствующим нормам материального права вывод суда о том, что при реорганизации юридического лица в форме преобразования вновь возникшая организация при определении базы для начисления страховых взносов вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в реорганизованной организации, поскольку, по мнению управления, в силу ст. 10 Закона N 212-ФЗ расчетный период для реорганизованной организации начинается со дня создания такой организации и оканчивается последним днем текущего календарного года.
В отзыве ОАО УНПП "Молния" отклонило доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на то, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами является социальной гарантией, носит компенсационный характер, в связи с чем не включается в налоговую базу при расчете страховых взносов.
Также заявитель полагает, что правомерно учитывал выплаты в пользу работников, произведенные им до реорганизации в форме преобразования, при расчете налоговой базы по страховым взносам, поскольку трудовые отношения с работниками не прерывались, а правопреемник в соответствии с нормами Закона N 212-ФЗ при исполнении возложенных на него обязанностей по уплате страховых взносов пользуется всеми правами и исполняет все обязанности реорганизованного лица.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание заинтересованное лицо не явилось, направило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие, поддержав ее доводы. С учетом мнения заявителя в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие Управления Пенсионного фонда.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Уфы проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов ОАО УНПП "Молния" за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, по результатам которой составлен акт выездной проверки от 18.06.2013 N 4 и вынесено решение от 19.07.2013 N 5 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, согласно которому заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ за неуплату страховых взносов на страховую и накопительную часть трудовой пенсии, страховых взносов в ФФОМС и ТФОМС виде штрафов в общей сумме 1 057 562,49 рублей. Кроме того, заявителю начислены пени в сумме 890 271,18 рублей и предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и по страховых взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 5 287 812,45 рублей.
Общество, полагая, что решение фонда в оспариваемой части не соответствует нормам законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного ненормативного правового акта недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами не включается в базу по страховым взносам, поскольку относится к социальным выплатам. Кроме того, суд пришел к выводу, что вновь возникшая в результате реорганизации в форме преобразования организация при определении базы для начисления страховых взносов вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в реорганизованной организации с начала календарного года.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции верными, основанными на нормах действующего законодательства и представленных в материалы дела доказательствах.
Как следует из оспариваемого решения, основанием для привлечения заявителя к ответственности, начисления ему страховых взносов и пени послужили выводы фонда о неправомерном не включении заявителем в базу для начисления страховых взносов выплат, произведенных своим работникам в сумме среднего заработка, выплачиваемого за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 6 Закона N 165-ФЗ субъекты обязательного социального страхования - участники отношений по обязательному социальному страхованию.
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии со статьей 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В силу пункта 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных лиц, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 указанного Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ и подпункту 1 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Федерального закона.
Как установлено фондом в ходе проверки, в проверяемом периоде на основании приказов по предприятию определенным работникам заявителя были предоставлены дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами.
Фонд полагает, что спорные выплаты подлежат обложению страховыми взносами в общем порядке, поскольку оплата дополнительных выходных дней производится в рамках трудовых отношений и зависимости от источника финансирования такой выплаты не имеется.
Однако фонд не учитывает следующее.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государство тем самым принимает на себя обязательства по созданию для соответствующих категорий граждан надлежащих условий жизнеобеспечения, в том числе путем предоставления для этого необходимых денежных средств.
В силу статьи 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
При этом указание в статье 262 ТК РФ на оплату рассматриваемого выходного дня в размере среднего заработка устанавливает лишь размер выплаты, а не ее характер и не означает сохранение за работником среднего заработка.
В соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 04.04.2000 N 26/34 "Об утверждении разъяснения "О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 29.05.2000 N 2238) четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляются в календарном месяце одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) по его заявлению и оформляются приказом (распоряжением) администрации организации на основании справки органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении.
Документальное подтверждение оснований, дающих право на предоставление указанных выходных дней, фондом в акте проверки и в оспариваемом решении не оспаривается.
В соответствии со статьей 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Таким образом, понятие трудовых отношений ограничено определенными рамками и не может применяться к любым отношениям, возникающим между работодателем и лицом, с которым заключен трудовой договор.
Время отдыха - это время, в которое работник свободен от трудовых обязанностей (статья 106 ТК РФ). К видам времени отдыха относятся, в том числе, и выходные дни и отпуска.
По общему правилу, выходные дни, предоставляемые работнику, в отличие от отпусков не оплачиваются.
Из норм статьи 262 ТК РФ следует, что выплата среднего заработка за дополнительные выходные дни обусловлена социальным статусом работника - родителя (опекуна) ребенка-инвалида.
Поэтому указанная выплата, как верно отмечено судом первой инстанции, носит характер социальной выплаты. Предоставление дополнительных выходных дней и их оплата напрямую связаны с жизненными обстоятельствами работника, а не его трудовой функцией.
Осуществляя выплату за дополнительный выходной день, работодатель в таком случае не платит за выполненный труд и не обеспечивает условия труда, а выполняет социальные обязательства, установленные ТК РФ для отдельных категорий работников - лиц с семейными обязанностями, обязанными осуществлять уход за детьми-инвалидами.
В данной ситуации спорные выплаты производятся независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом, коллективном договорах или соглашении. Данные выплаты не являются вознаграждением в рамках трудовых отношений, поскольку в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работника либо материальной помощью, поощрительными либо стимулирующими выплатами.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10, рассматриваемые выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Указанная правовая позиция применима в отношении определения природы рассматриваемых выплат, предусмотренных статьей 262 ТК РФ.
Кроме того, пунктом 8 Положения о Фонде социального страхования в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, предусмотрено, что средства этого Фонда направляются, в том числе, и на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Согласно пункту 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" с 01.01.2010 финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 ТК РФ, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Такие перечисления для бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации закреплены в Федеральных законах от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
Межбюджетный трансферт из федерального бюджета является источником доходов Фонда социального страхования Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 1, пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 и на плановый период 2012 и 2012 годов").
Фонд социального страхования Российской Федерации является главным администратором данного вида дохода бюджета Фонда (пункт 1 статьи 2 указанного Федерального закона). Подпунктом 8 пункта 1 статьи 7 данного Федерального закона установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации вправе осуществлять обеспечение расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ на выплаты пособий на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям для ухода за детьми-инвалидами, производимые непосредственно страхователями, путем взаимного расчета со страхователями по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Таким образом, спорные выплаты компенсируются (возмещаются) работодателям за счет бюджетных средств.
Гарантированная государством оплата дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, которая в конечном итоге производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, является по своей сути социальной выплатой, обеспечивающей создание для указанной категории лиц надлежащих условий жизнеобеспечения путем предоставления для этого необходимых денежных средств.
Следовательно, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами обложению страховыми взносами не подлежит, что исключает начисление недоимки пени и штрафа.
Ссылка фонда на письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.03.2011 N 784-19 "О начислении страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на выплаты в пользу работников" отклоняется, поскольку данное письмо не создает правовой нормы, не имеет нормативно-правового характера (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.11.2011 N ВАС-10887/11 "О прекращении производства по делу").
Кроме того, в силу части 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подобные письма не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых судами при рассмотрении арбитражных дел.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что данные выплаты не подлежали включению в базу для исчисления страховых взносов, соответственно, данное обстоятельство исключает начисление соответствующих недоимки и штрафа, в связи с чем соответствующие доводы апелляционной жалобы отклоняются.
Также основанием для доначисления страховых взносов, согласно оспариваемому решению явился вывод Фонда о том, что при реорганизации юридического лица в форме преобразования вновь возникшая организация при определении базы для начисления страховых взносов не вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в реорганизованной организации, поскольку, по мнению управления, в силу ст. 10 Закона N 212-ФЗ расчетный период для реорганизованной организации начинается со дня создания такой организации и оканчивается последним днем текущего календарного года.
Между тем, апелляционный суд не может признать данные выводы обоснованными в силу следующего.
Согласно статье 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункта 16 статьи 15 Закона N 212-ФЗ правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него данной статьей обязанностей по уплате страховых взносов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Как уже указывалось, в соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Следовательно, для определения облагаемой базы по страховым взносам имеет решающее значение характер отношений между плательщиком и работником.
Согласно п. 1 ст. 57, п. 5 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) ко вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ облагаемая база плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
При реорганизации юридического лица в форме преобразования коллективный договор сохраняет свое действие. Реорганизация организации не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками реорганизованного юридического лица (ч. 4 ст. 43, ч 5 ст. 75 ТК РФ).
Статьей 75 ТК РФ установлено, что при реорганизации в форме преобразования трудовые отношения с согласия работника продолжаются и оплата труда им начисляется по прежним трудовым договорам.
Выплаты и вознаграждения, являющиеся облагаемой базой плательщиков страховых взносов, представляют собой оплату труда, которая является существенным условием трудового договора.
Таким образом, реорганизация не изменяет условия и порядок оплаты труда работников. Факт продолжения трудовых отношений между работником и работодателем после реорганизации свидетельствует о необходимости учета работодателем-правопреемником сумм выплат по трудовым договорам, осуществленных работодателем-предшественником в пользу работников.
На основании изложенного, апелляционный суд соглашается с выводом о том, что выплаты, осуществляемые на основании трудовых договоров, заключенных с работниками до реорганизации, не могут не учитываться при определении облагаемой базы плательщика страховых взносов реорганизованной организации.
Поскольку трудовые отношения между работниками и реорганизуемой МУП УНПП "Молния" сохранились в ОАО УНПП "Молния", обязанность работодателя по начислению взносов в пользу работника после реорганизации сохраняется, а не возникает вновь, в силу того, что трудовые отношения длятся и в процессе реорганизации, и после ее завершения. Смены работодателя не произошло, изменилась организационно-правовая форма юридического лица, поскольку новое предприятие как имущественный комплекс не создается (п. 2 ст. 132 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что ОАО УНПП "Молния" правомерно учло при исчислении облагаемой базы по страховым взносам за 2011 год выплаты работникам, произведенные в МУП УНПП "Молния" в первом полугодии 2011 года.
В данном случае положения ст. 10 Закона N 212-ФЗ необходимо применять с учетом особенностей, предусмотренных ст. 15 Закона N 212-ФЗ, поскольку, согласно указанным нормам, облагаемая база исчисляется отдельно по каждому физическому лицу нарастающим итогом с начала календарного года, а не с начала расчетного периода. При этом начало расчетного периода может не совпадать с началом календарного года.
По итогам отчетного периода налогоплательщики определяют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из облагаемой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала расчетного периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой внесенных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, подлежащей уплате в срок, установленный для представления расчета по страховым взносам.
В то же время, законодатель не определил иного порядка исчисления страховых взносов с учетом его особенностей в случае реорганизации.
Из смысла норм Закона N 212-ФЗ следует, что целью статьи 10 указанного закона является обеспечение на прежнем уровне размеров уплаты страховых взносов в фонды независимо от реорганизации налогоплательщиков и недопущение снижения этого уровня в связи с реорганизацией.
Сохранение права на применение регрессивной шкалы ставок реорганизованной организацией не приводит к уменьшению суммы поступлений страховых взносов во внебюджетные фонды за календарный год по сравнению с суммой, подлежащей уплате при отсутствии реорганизации.
На основании вышеизложенного, вывод суда о том, что включение правопреемником ОАО УНПП "Молния" в базу для начисления страховых взносов выплат, произведенных в пользу работников реорганизованным предприятием МУП УНПП "Молния" в первом полугодии 2011 года, не приводит к уменьшению суммы поступлений страховых взносов в бюджетную систему по сравнению с суммой, подлежащей уплате при отсутствии реорганизации, является правомерным.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не указывают на наличие оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.02.2014 по делу N А07-15001/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Уфы Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-15001/2013
Истец: ОАО Уфимское научно-производственное предприятие "Молния"
Ответчик: ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Уфы РБ