г. Москва |
|
23 апреля 2014 г. |
Дело N А40-178179/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судья Поташовой Ж.В.,
судей: |
Яковлевой Л.Г., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жеренковой Ю.Г., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ "Леонардо"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.03.2014 по делу N А40-178179/2013, судьи Лапшиной В.В. (94-1613)
по заявлению ТСЖ "Леонардо" (ОГРН 1127746198546; 119454, г.Москва, ул. Профсоюзная, д. 41)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы (ОГРН 1037704036974; 119019, г.Москва, ул. Новый Арбат, д. 11, к. 1)
об оспаривании постановления от 29.11.2013 N 1202-562/13 и предписания от 21.11.2013 N 1202-562/13
при участии:
от заявителя: |
Журкина С.А., по дов. от 21.02.2014 |
от ответчика: |
Кузяев К.В., по дов. от 30.12.2013 N 05-08-2950/13 |
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ "Леонардо" (далее - заявитель, ТСЖ) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 29.11.2013 N 1202-562/13, вынесенного Управлением государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы (далее - ответчик, Департамент), о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ виде штрафа в размере 250 000 руб. и предписания от 21.11.2013 N 1202-562/13.
Решением от 03.03.2014 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав это тем, что состав вменяемого заявителю административного правонарушения доказан материалами дела об административном правонарушении, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена. При этом суд первой инстанции снизил размер назначенного наказания до 100 000 руб., в связи с отсутствием обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Не согласившись с решением суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт, отменив постановление административного органа полностью. Ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и не обоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, выслушав представителей заявителя и ответчика, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, при проведении проверки 11.11.2013 в 10.10 час. на территории, прилегающей к жилому дому 41 по ул. Профсоюзной, выявлены нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, а именно: не представлены (отсутствуют) паспорта на отходы 1-4 классов опасности, временно складируемые в целях их дальнейшего размещения такие, как твердые бытовые отходы (ТБО), крупно-габаритный мусор (КГМ) и другие, а также отсутствует информация, подтверждающая отнесение отдельных отходов к 5 классу опасности для окружающей среды.
В товариществе отсутствует лицо, назначенное и допущенное к обращению с опасными отходами и ответственное за природоохранную деятельность со специальной профессиональной подготовкой, подтвержденной соответствующим документом на право работы с опасными отходами в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Таким образом, ТСЖ "Леонардо" допущено нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
По результатам проверки контрольным органом составлен акт проверки от 11.11.2013 N 1202-562/2013.
В отношении ТСЖ "Леонардо" в отсутствие законного представителя ТСЖ "Леонардо" 21.11.2013 составлен протокол об административном правонарушении N 1202-562/13 по ст. 8.2 КоАП РФ, а также выдано предписание от 21.11.2013 N 1202-562/13 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
По результатам рассмотрения дела Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы вынесено Постановление от 29.11.2013 N 1202-562/13 о привлечении ТСЖ "Леонардо" к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере 250 000 руб.
В соответствии с п. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлено, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, а под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно норме ст. 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Нормой ст. 28 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ определено, что субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV классов опасности должны быть составлены паспорта. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Отсутствие паспортов является препятствием в обеспечении технической или иной возможности безопасного для окружающей среды и здоровья человека обращения с отходами I - IV классов опасности.
В главе II п. 11 Жилищного кодекса Российской федерации отмечено, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя следующие пункты:
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
д.1) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп, и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.
Несоблюдение экологических требований, установленных правовыми актами города Москвы, по не представлению (отсутствуют) паспорта на отходы 1-4 классов опасности, временно складируемые в целях их дальнейшего размещения такие, как твердые бытовые отходы (ТБО), крупно-габаритный мусор (КГМ) и другие, а также отсутствует информация, подтверждающая отнесение отдельных отходов к 5 классу опасности для окружающей среды, образует в действиях ТСЖ "Леонардо" состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Закона города Москвы N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
Таким образом, в период 2013 года отходы вывозились без подтверждения их отнесения к определенному классу опасности, в отсутствие договоров на все виды отходов в целях их дальнейшего обезвреживания, транспортирования, использования, размещения, что является нарушением ч.2, 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В договоре N 1 от 25.12.2013 не предусмотрен вывоз ТБО и (или) других видов Отходов образуемых в результате жизнедеятельности проживающих в доме людей. Таким образом, сведения об образовании, компонентном составе и передаче специализированным предприятиям всех видов отходов, запрашиваемые определениями от 09.10.2013 и от 11.11.2013 в Департамент не представлены по причине их отсутствия.
Деятельность по договору от N 769.2.13 ТБО осуществляется с нарушением действующего природоохранного законодательства. Согласно п.4.2.1. данного договора право собственности на отходы, вывозимые с указанного адреса, принадлежит Заказчику. Из договора следует, что право собственности на указанные отходы принадлежит ООО "Домэкс".
Ежеквартальная плата за загрязнение окружающей среды ТСЖ "Леонардо" не вносится (не представлена), что является нарушением ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Соответствующие паспорта на отходы I - IV классов опасности ТСЖ "Леонардо" в настоящий момент так и не представлены.
Вопреки доводам апелляционной жалобы событие административного правонарушения подтверждено материалами административного дела.
Действия заявителя правомерно отнесены судом первой инстанции к обращению с отходами.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях ТСЖ "Леонардо" события административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, и отношении которых установлена его вина. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, трактуются в пользу этого лица.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с п. 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
При этом вина юридического лица проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих лиц, действующих от его имени и допустивших нарушение действующего законодательства (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 244-О).
Исходя из позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Таким образом, состав правонарушения, предусмотренный ст. 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
Факт обращения ТСЖ "Леонардо" с отходами в результате осуществления хозяйственной деятельности подтвержден материалами дела.
В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Таким образом, имеющиеся в материалах дела доказательства, свидетельствуют о том, что у заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оставление акта осмотра территории в отсутствие представителя заявителя, не может являться основанием для отмены обжалуемого постановления.
В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о соответствии оспариваемого постановления ответчика действующему законодательству, в связи с чем вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований является правомерным.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Следовательно, требование о признании незаконным предписания от 21.11.2013 N 1202-562/13 об устранении нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды правомерно оставлено судом первой инстанции без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.03.2014 по делу N А40-178179/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-178179/2013
Истец: ТСЖ "Леонардо"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы