г. Хабаровск |
|
24 апреля 2014 г. |
Дело N А04-6639/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Албузовой Э.С.
при участии в заседании:
от управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области: представитель не явился;
от Министерства обороны Российской Федерации: Ламскова С.Ю. представитель по доверенности от 20.02.2014;
от открытого акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление": представитель не явился;
от открытого акционерного общества "Славянка": представитель не явился;
от федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа": Ламскова С.Ю. представитель по доверенности от 11.03.2014 N 29/52;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области
на решение от 21.01.2014
по делу N А04-6639/2013
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Котляревским В.И.
по заявлению управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области
к Министерству обороны Российской Федерации
о взыскании 47 001,70 руб.
третьи лица: федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", ОАО "Славянка", ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление"
УСТАНОВИЛ:
управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области (ОГРН 1042800027027, ИНН 2801098841, далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о взыскании с войсковой части 29209 задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду в размере 47 001,70 руб.
Определением от 16.10.2013 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (ОГРН 1112722003316, ИНН 2722103016, далее - ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа").
Определением от 18.12.2013 суд первой инстанции, удовлетворив ходатайство заявителя, в соответствии со статьей 47 АПК РФ произвел замену ненадлежащего ответчика войсковую часть 29209 на надлежащего - Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261, далее - министерство), а также привлек в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ОАО "Славянка" (ОГРН 1097746264219, ИНН 7702707386), ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" (ОГРН 1097746358412, ИНН 7714783092).
Решением Арбитражного суда Амурской области от 21.01.2014 по делу N А04-6639/2013 в удовлетворении заявленных управлением требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 21.01.2014 по делу N А04-6639/2013 отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные им требования. В обоснование доводов апелляционной жалобы управление ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Управление, ОАО "Славянка", ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили, управление заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ. С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель министерства против доводов апелляционной жалобы управления возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Амурской области от 21.01.2014 по делу N А04-6639/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу управления - без удовлетворения.
Представитель ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" против доводов апелляционной жалобы управления возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Амурской области от 21.01.2014 по делу N А04-6639/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу управления - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителя участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы управления. Руководствуясь частью 5 статьи 268 АПК РФ с учетом разъяснений, указанных в пункте 25 постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36, апелляционный суд осуществил проверку судебного акта в пределах, определяемых апелляцмонной жалобой, и соглашается с выводами суда первой инстанции, отклоняет доводы жалобы исходя из следующего.
Войсковая часть 29209 МО РФ представила в управление расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2010 года и 1 квартал 2011 года в размере 57 278,70 руб., в том числе:
- плата за выбросы в пределах передвижного объекта - 61,17 руб.;
- плата за выбросы загрязняющих веществ в пределах ПДС - 3,39 руб.;
- плата за сбросы загрязняющих веществ в пределах ВСС - 41,70 руб.;
- плата за сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ - 3 338,57 руб.;
- плата за сверхлимитное размещение отходов - 53 833,87 руб.
По представленным расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду за оспариваемый период частично произведена оплата: в сумме 10 277 руб., в том числе 4 000 руб. за 3 квартал 2010 года, 6 277 руб. за 1 квартал 2011 года.
Управлением 31.07.2013 войсковой части 29209 (675000, Амурская область, г.Благовещенск, пер.Железнодорожный) направлено претензионное письмо, в котором предложило добровольно погасить образовавшуюся задолженность. Указанное претензионное письмо возвращено в адрес Управления. Аналогичное претензионное письмо было направлено истцом 31.07.2013 в адрес Министерства обороны Российской Федерации.
По состоянию на 05.11.2013 задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду не погашена.
Согласно информации Объединенного стратегического командования Восточного военного округа от 05.11.2013 N 32/12/6454 войсковая часть 29209 (7 топогеодезический отряд) с дислокацией г.Благовещенск Амурской области переформирована в 546 центр геопространственной информации и навигации с дислокацией 680054, г.Хабаровск, ул.Санаторная, 39.
Войсковая часть 29209 была зарегистрирована в ЕГРЮЛ в качестве самостоятельного юридического лица с 31.12.2002. В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ регистрация данной войсковой части в качестве юридического лица признана ошибочной (свидетельство МИФНС N 1 по Амурской области от 29.12.2008). Таким образом, войсковая часть 29209 не является юридическим лицом, доказательств перехода прав и обязанностей указанной войсковой части к иному лицу в материалы дела не представлено.
В статье 11 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" предусмотрено, что Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации. Согласно статье 11.1 Федерального закона N 61-ФЗ решение о создании в качестве юридического лица управления сформированного объединения, управления сформированного соединения или сформированной воинской части Вооруженных Сил Российской Федерации, а также о реорганизации или ликвидации указанного юридического лица принимается министром обороны Российской Федерации. В силу изложенного, Министерство обороны Российской Федерации является надлежащим ответчиком по делу, так как войсковая часть 29209 не имеет статуса юридического лица.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Статьей 3 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, равным календарному кварталу.
Из данных положений следует, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе N 7-ФЗ.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Управлением не доказано, что в спорных периодах войсковая часть занималась размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Подтверждения о внесении объектов войсковой части в государственный реестр объектов размещения отходов в материалы дела не представлено.
Добровольное исчисление в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду платежей за размещение отходов не может свидетельствовать об осуществлении войсковой частью деятельности, связанной с размещением отходов, и соответственно - возникновении обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду. Законодательство в сфере охраны окружающей среды не содержит норм, обязывающих вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в зависимости от того, является лицо собственником отходов или нет.
Как следует из материалов дела сумма задолженности с 3 квартала 2010 года по 1 квартал 2011 года указана в размере 57 278,70 руб., в том числе: плата за сверхлимитное размещение отходов - 53833,87 руб. Суд пришел к верному выводу об отсутствии у войсковой части 29209 в спорных периодах обязанности по внесению платы за размещение отходов.
В счет погашения задолженности войсковой частью внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду в размере 10 277 руб. Следовательно, задолженность по плате за выбросы в пределах передвижного объекта в сумме 61,17 руб., плате за выбросы загрязняющих веществ в пределах ПДС в сумме 3,39 руб., плате за сбросы загрязняющих веществ в пределах ВСС в сумме 41,70 руб. и плате за сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ в размере 3338,57 руб. войсковой частью 29209 погашена, и имеется переплата в размере 6 896,73 руб.
С учетом указанного выше правильно отказано управлению в удовлетворении заявленного требования.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 21.01.2014 по делу N А04-6639/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-6639/2013
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области
Ответчик: Войсковая часть 29209, Министерство обороны Российской Федерации
Третье лицо: Минестерство обороны Российской Федерации, ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление", ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" филиал Амурский, ОАО "Славянка", ОАО "Славянка" филиал Амурский, Федеральное казенное учреждение "Объедененное стратегическое командование Восточного военного округа"