г. Самара |
|
23 апреля 2014 г. |
Дело N А65-27656/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 21 апреля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 23 апреля 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от налогового органа - извещен, не явился,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе ИФНС России по Московскому району г. Казани на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 февраля 2014 года по делу N А65-27656/2013 (судья Абульханова Г.Ф.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Захарова Сергея Анатольевича (ИНН 165800512368, ОГРНИП 304165826500120), г. Казань,
к ИФНС России по Московскому району г. Казани, г. Казань,
третье лицо - УФНС России по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Захаров Сергей Анатольевич (далее заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к ИФНС России по Московскому району г. Казани (далее налоговый орган) о признании недействительным решения от 18.09.2013 г. N 21736.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 февраля 2014 года по делу N А65-27656/2013 заявленное требование удовлетворено частично. Признано незаконным решение ИФНС России по Московскому району г. Казани от 18.09.2013 г. N 21736, в части доначисления земельного налога за 2011 год в сумме, превышающей 93 313, 44 руб., а также соответствующие суммы пени и штрафа. На налоговый орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Налоговый орган в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:200103:19, площадью 2 580 кв.м., расположенный по улице поселок Левченко г. Казани.
17.06.2013 г. заявитель представил налоговую декларацию по земельному налогу за 2011 г. с исчисленным налогом в размере 41 157 руб., исходя из кадастровой стоимости земельного участка, соответствующей рыночной, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.12.2012 г. по делу N А65-26811/2012.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной налоговой декларации, по результатам которой составлен акт от 12.07.2013 г. N 23274.
Рассмотрев акт проверки и возражения налогоплательщика, налоговый орган принял оспариваемое решение от 18.09.2013 г. N 21736 о привлечении предпринимателя к ответственности за совершение налогового правонарушения. Этим решением заявителю доначислен земельный налог за 2011 г. в сумме 132 956 руб., пени в размере 27 532, 46 руб., заявитель привлечен к ответственности в виде штрафов в размере 59 556 руб.
Основанием доначисления налоговым органом спорного земельного налога за 2011 год послужили выводы о необходимости применения при расчете суммы земельного налога за 2011 год кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 29.10.2013 N 2.14-0-19/02438, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, оспариваемое решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Заявитель, считая оспариваемое решение инспекции нарушающим его законные права и интересы и не соответствующим нормам налогового законодательства, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением о признании его недействительным.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными принадлежит гражданам, организациям и иным лицам, которые вправе обратиться в арбитражный суд, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) государственного органа могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Судом по материалам дела установлено, сторонами не оспаривается, с отражением налоговым органом в оспариваемом решении, что заявителем в налоговой декларации по земельному налогу за 2011 г., представленной 17.06.2013 г., сумма земельного налога в размере 41 157 руб. исчислена исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:200103:19, равной рыночной стоимости в размере 7 483 000 руб., определенной на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.12.2012 г. по делу N А65-26811/2012.
Вступившим в законную силу названным судебным актом по делу N А65- 26811/2012, удовлетворено заявление налогоплательщика, суд обязал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан" внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым 16:50:200103:19, общей площадью 2 580 кв.м., указав ее равной рыночной стоимости в размере 7 483 000 руб.
Налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки, вышеупомянутой уточненной декларации, при исчислении земельного налога за 2011 год в размере 132 956 руб., применена кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Выводы налогового органа о необходимости использования при расчете земельного налога за 2011 г. показателей кадастровой стоимости, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 являются необоснованными.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Судом установлено, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 г. N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 г. N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 г. N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 г. N 5, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011 г.
Конституционный Суд РФ в определении от 03.02.2010 г. N 165-О пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В силу вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда РФ данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
С учетом этого, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012 г. и не могут использоваться при налогообложении за 2011 г.
Данные выводы суда подтверждаются правовой позицией, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 N 2647/11, от 21.09.2010 N 4453/10, постановлениях ФАС Поволжского округа от 16.10.2013 г. по делу N А65-24601/2012, ФАС Северо-Кавказского округа от 15.09.2010 N А32-55116/2009-25/636-2010-70/269.
При таких обстоятельствах, применение ответчиком кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных указанным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Вместе с тем является ошибочным довод заявителя о том, что при исчислении земельного налога за 2011 год, общество правомерно руководствовалось кадастровой стоимостью земельного участка в размере 7 483 000 руб., установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан по вышеназванному делу равной его рыночной стоимости.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В вышеназванном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отмечено, что при установлении судом рыночной стоимости земельного участка, достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает ее недостоверной.
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.12.2012 г. по делу N А65-26811/2012 исполнено ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", кадастровая стоимость в соответствии с указанным решением суда по спорному земельным участкам внесена в кадастр с 04.02.2013 г.
В связи с тем, что кадастровая стоимость земельного участка изменена в течение 2012 г. на основании судебного акта, соответственно к налоговому периоду за 2011 г. для целей исчисления земельного налога применена быть не может.
Поэтому доводы заявителя о применения новой кадастровой стоимости принадлежащего заявителю земельного участка, установленного названным судебным актом, для исчисления земельного налога за 2011 г. судом не могут быть положены в основу принятого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что исчисление земельного налога за 2011 год следует произвести на основании сведений о размере предыдущей кадастровой стоимости, установленной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани".
Данный вывод суда соответствует правовой позиции ФАС Поволжского округа, изложенной в постановлении от 16.10.2013 г. по делу N А65-24601/2012.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 кадастровая стоимость принадлежащего заявителю земельного участка с кадастровыми номерами 16:50:200103:19 была установлена в размере 16 966 080 руб., что подтверждаются представленными участниками судебного разбирательства сведениями кадастровой службы.
Расчет земельного налога за 2011 год, представленный заявителем, исходя из кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478, не оспорен налоговым органом и составил сумму в размере 93 313, 44 руб.
Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что налоговым органом неправомерно доначислен заявителю земельный налог за 2011 год в сумме превышающей 93 313, 44 руб., а также соответствующие налогу суммы пени и штрафов.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 февраля 2014 года по делу N А65-27656/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-27656/2013
Истец: ИП Захаров Сергей Анатольевич, г. Казань
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара