г. Владивосток |
|
24 апреля 2014 г. |
Дело N А24-5187/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 17 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго",
апелляционное производство N 05АП-3648/2014
на решение от 18.02.2014
судьи И.Ю. Жалудь
по делу N А24-5187/2013 Арбитражного суда Камчатского края,
принятое в порядке упрощённого производства,
по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ИНН 4100000668, ОГРН 1024101024078, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 09.11.2002)
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН 2721170387, ОГРН 1092721005717, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 22.09.2009)
об оспаривании постановления от 19.11.2013 N ТБ-ВТ-19/11/2013/90 о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: представитель Ломов Н.В. по доверенности 26.12.2013 N 83/2013, сроком по 31.12.2014, удостоверение ТУ N 03469;
от ОАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго": о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, не явились,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "КАМЧАТСКЭНЕРГО" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление, административный орган) N ТБ-ВТ-19/11/2013/90 от 19.11.2013 о назначении административного наказания.
В соответствии с правилами главы 29 АПК РФ и с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства", дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением от 18.02.2014 арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований. На решение суда от 18.02.2014 Обществом подана рассматриваемая апелляционная жалоба.
В обоснование своих доводов Общество указало, что объект "Причал для слива жидкого топлива", входящий в состав сооружения "энергетический производственно-технологический комплекс Камчатская ТЭЦ-1", а следовательно, относится к объектам топливно-энергетического комплекса и к нему не применяются требования об обеспечении транспортной безопасности. Полагает, что судом не учтено, что Общество относится к объектам топливно-энергетического комплекса. Считает, что судом первой инстанции не проверено наличие полномочий у административного органа на осуществление производства по делу об административном правонарушении.
От Управления в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором приведены возражения относительно её удовлетворения.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
В судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции представитель Общества, надлежащим образом извещённого о времени и месте рассмотрения дела, не явился. В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителя Общества, по имеющимся документам.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на неё, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу Общества - не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Как установлено судом из материалов дела, на основании распоряжения от 02.09.2013 N 512-р в период с 29.10.2013 по 31.10.2013 в отношении ОАО "Камчатскэнерго" административным органом проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в части обеспечения транспортной безопасности, в ходе которой Управлением Ространснадзора по Дальневосточному федеральному округу выявлено, что общество имеет объект транспортной инфраструктуры - причал для слива топлива.
В ходе проверки установлено, что Обществом допущены нарушения требований статьи 8 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ), пунктов 5.1, 5.6.3; 5.6.4; 5.6.5; 5.6.6; 5.6.9; 5.6.10; 5.10; 5.11; 5.13; 5.15; 5.28; 5.30; 5.31; 5.31.23 приказа Минтранса РФ от 08.02.2011 N 41 "Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта" (далее - приказ N 41).
Названные нарушения зафиксированы в акте проверки от 31.10.2013 N ТБ-ВТ-31/10/2013/512.
31.10.2013 по данному факту Управлением в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N ТБ-ВТ-31/10/2013/35ВЛ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Управлением вынесено оспариваемое постановление N ТБ-ВТ-19/11/2013/90 о признании Общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Обществом указанное постановление обжаловано в Арбитражный суд Камчатского края, который решением от 18.02.2014 отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с рассматриваемой апелляционной жалобой.
Апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим обстоятельствам.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении. В судебном заседании суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 1 этого же закона объект транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудования.
По правилам части 9 указанной статьи субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона N 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности (в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 41 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, которые определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства.
В соответствии с пунктом 5.6 Требований по обеспечению транспортной безопасности субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать, принять и исполнять внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах морского и речного транспорта (далее - ОТИ и/или ТС) и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, в том числе,
- номенклатуру (перечень) должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры (далее - персонала), осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ или ТС (пункт 5.6.3);
- номенклатуру (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС (пункт 5.6.4);
- номенклатуру (перечень) должностей персонала юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности или на критических элементах ОТИ или ТС (пункт 5.6.5);
- положение (инструкцию) о пропускном и внутриобъектовом режиме на ОТИ или ТС (пункт 5.6.6);
- порядок реагирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности и персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, а также подразделений транспортной безопасности (далее - силы обеспечения транспортной безопасности) на подготовку к совершению АНВ или совершение АНВ в отношении ОТИ или ТС (пункт 5.6.9);
- порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ и/или ТС (пункт 5.6.10).
Согласно пункту 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности субъект транспортной инфраструктуры обязан:
- назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры (пункт 5.1);
- разработать, утвердить и реализовать порядок взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ (ТС) и силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ и/или ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие (пункт 5.10);
- проверить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона N 16-ФЗ, для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу (пункт 5.11);
- осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации (пункт 5.13);
- информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ или ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, в части, их касающейся (пункт 5.15);
- организовать пропускной и внутриобъектовый режим на ОТИ и/или ТС в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, и утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности;
- воспрепятствовать преодолению любыми лицами контрольно-пропускных пунктов (постов) без соблюдения условий допуска, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС (пункт 5.30);
- установить единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы ОТИ или ТС, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев (пункт 5.31);
- образцы пропусков всех видов согласовывать с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности (пункт 5.31.23).
В силу положений пункта 4 Требований по обеспечению транспортной безопасности данные Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах морского и речного транспорта, используемых в целях торгового мореплавания или судоходства.
Согласно пунктам 5, 9 статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя, в том числе морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование. Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Из материалов дела следует, что обществу на праве собственности принадлежит гидротехническое сооружение - причал для слива жидкого топлива.
Действующее законодательство определяет причал как гидротехническое сооружение, предназначенное в том числе для стоянки, разгрузки, загрузки и обслуживания судов (статья 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, пункт 76 ГОСТ 19185-73 "Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения").
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что причал по смыслу действующего законодательства признается объектом транспортной инфраструктуры внутреннего водного транспорта.
В свою очередь, Общество как собственник такого объекта в силу прямого указания закона является субъектом транспортной инфраструктуры.
Материалами дела подтверждается факт неисполнения обществом требований по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, установленных пунктами 5.1, 5.6.3; 5.6.4; 5.6.5; 5.6.6; 5.6.9; 5.6.10; 5.10; 5.11; 5.13; 5.15; 5.28; 5.30; 5.31; 5.31.23 Требований по обеспечению транспортной безопасности.
Указанное свидетельствует о наличии в действиях заявителя объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Выясняя вопрос о наличии вины Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения, суд первой инстанции с учётом статьи 2.1 КоАП РФ, разъяснений пункта 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.04.2009 N 486-О-О, пришёл к обоснованному выводу о наличии вины Общества в совершении вменяемого ему правонарушения.
При этом довод Общества о том, что причал является частью энергетического производственно-технологического комплекса, рассмотрен и отклонён судом первой инстанции как не освобождающий Общество от ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Коллегия, отклоняя соответствующий довод апеллянта, отмечает, что осуществление Обществом деятельности в области эксплуатации объектов топливно-энергетического комплекса с соблюдением установленных для такого рода объектов требований безопасности не является обстоятельством, освобождающим Общество от иных публично-правовых обязанностей, налагаемых на общество в связи с принадлежностью ему объектов транспортной инфраструктуры независимо от включения таких объектов транспортной инфраструктуры в состав имущественных комплексов.
Довод Общества о том, что дело об административном правонарушении не было рассмотрено уполномоченным лицом, судом первой инстанции исследован и обоснованно отклонён.
Согласно части 1 статьи 23.36 КоАП РФ органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере транспорта, рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Пунктом 3 частью 1 статьи 22.1 КоАП РФ установлено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 КоАП РФ, федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
На основании пункта 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 398, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного (за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях), железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.
В соответствии с частью 1 статьи 22.2 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, в соответствии с КоАП РФ считаются правомочными рассматривать дела по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Таким образом, судебная коллегия считает, что нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, а судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Доводов о том, что дело, рассмотренное в порядке упрощенного производства, подлежало рассмотрению по правилам административного судопроизводства, в апелляционной жалобе не содержится.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба Комитета - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 18.02.2014 по делу N А24-5187/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Н. Номоконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-5187/2013
Истец: ОАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта