гор. Самара |
|
25 апреля 2014 г. |
Дело N А65-21103/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 22 апреля 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 25 апреля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Романенко С.Ш., Терентьева Е.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Акимовой Е.С.,
рассмотрев 22 апреля 2014 года в открытом судебном заседании в зале N 6 апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Современные медицинские технологии" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 января 2014 года, принятое по делу N А65-21103/2013 (судья Хасаншин И.А.)
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Современные медицинские технологии" (ОГРН 1101690048415), гор. Казань
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан (ОГРН 1021603478533), гор. Казань,
при участии третьих лиц:
- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан,
- Кабинета Министров Республики Татарстан,
- Исполнительного комитета муниципального образования гор. Казани,
о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:200106:148, площадью 1 632 кв.м, указав ее равной 4 906 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:200106:149, площадью 400 кв.м, указав ее равной 1 659 000 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом;
от третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом.
Установил:
Истец - Общество с ограниченной ответственностью "Современные медицинские технологии" обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к ответчику - Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости:
- земельного участка с кадастровым номером 16:50:200106:148, площадью 1 632 кв.м, указав ее равной 4 906 000 руб.,
- земельного участка с кадастровым номером 16:50:200106:149, площадью 400 кв.м, указав ее равной 1 659 000 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 сентября 2013 года суд в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к привлек участию в деле в качестве третьих лиц: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования гор. Казани.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 января 2014 года суд в удовлетворении иска отказал.
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Современные медицинские технологии", не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, поскольку решение суда является незаконным и необоснованным.
В обосновании жалобы заявитель ссылается на то, что в ходе судебного заседания истец заявил об уточнении исковых требований и просил внести изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:200106:148, указав ее равной 4 913 325 руб. 12 коп. в период с 01 января 2010 года по 31 декабря 2013 года; земельного участка с кадастровым номером 16:50:200106:149, указав ее равной 1 935 344 руб. 82 коп. в период с 01 января 2010 года по 31 декабря 2013 год. Данное уточнение судом первой инстанции принято. Однако, при вынесении решения суд учел изменения исковых требований истца лишь частично, в решении не отражена позиция суда относительно периода за который истец просит внести изменения в государственный кадастр недвижимости.
Также заявитель считает, что ответчиком не доказано, что стоимость земельных участков отличается от заявленной истцом, в том числе на 01 января 2013 года.
Представители истца, ответчика и третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истцу на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером 16:50:200106:148, площадью 1 632 кв.м и земельный участок с кадастровым номером 16:50:200106:149, площадью 400 кв.м, расположенные по адресу: РТ, гор. Казань, ул. Восстания, д. 100, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 09 июля 2008 года.
На основании государственного контракта от 26 июля 2010 года N 3К/2010, заключенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнителем), последним были выполнены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, по результатам которых 25 августа 2011 года составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. На основании этого постановления ФБУ "Кадастровая палата" внесла результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в кадастр недвижимости.
Решениями Верховного Суда Республики Татарстан от 25 мая 2010 года по делу N 3-31/11, от 24 мая 2011 года по делу N 3-32/11, от 26 мая 2011 года по делу N 3-33/11 в удовлетворении заявлений ОАО "Казанский завод медицинской аппаратуры", ОАО "Камснаб", ООО "Маршал" о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан" отказано, отчет кадастрового центра об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан признан соответствующим методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов.
В результате переоценки земель, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:200106:148, площадью 1 632 кв.м был определен в размере 8 423 руб. за 1 кв.м, кадастровая стоимость исчислена в сумме 13 746 336 руб., а удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:200106:149, площадью 400 кв.м, был определен в размере 9 729 руб. 08 коп. за 1 кв.м, кадастровая стоимость исчислена в сумме 3 891 632 руб.
Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости с 01 января 2011 года.
Полагая кадастровую стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01 января 2010 года завышенной, истцом была проведена независимая оценка рыночной стоимости земельных участков.
Согласно отчетам ООО "Приволжский институт технической экспертизы" N 0718/13/Н, N 0717/13/Н, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:200106:148, площадью 1 632 кв.м составила 4 906 000 руб., а рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:200106:149, площадью 400 кв.м, составила 1 659 000 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с требованием о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорных земельных участков, указав ее равной рыночной стоимости согласно отчетам оценщика.
В рамках дела по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01 января 2010 года.
В судебном заседании судом первой инстанции были озвучены результаты экспертизы, согласно которой: рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:200106:148, площадью 1 632 кв.м по состоянию на 01 января 2010 года составила 4 913 325 руб. 12 коп.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:200106:149, площадью 400 кв.м по состоянию на 01 января 2010 года составила 1 935 344 руб. 82 коп.
С учетом выводов экспертизы, истец в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменил основание иска и просил внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:200106:148, площадью 1 632 кв.м, расположенного по адресу: РТ, гор. Казань, ул. Восстания, д. 100, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 4 913 325 руб. 12 коп. и земельного участка с кадастровым номером 16:50:200106:149, площадью 400 кв.м, расположенного по адресу: РТ, гор. Казань, ул. Восстания, д. 100, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 1 935 344 руб. 82 коп.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из следующего.
В период рассмотрения арбитражного спора, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года N 927 утверждены результаты новой государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта гор. Казани по состоянию на 01 января 2013 года.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10761/11 от 25 июня 2013 года рыночная стоимость земельного участка должна определяться на дату определения государственной кадастровой оценки земельных участков стоимости.
Таким образом, применительно к настоящему делу, рыночная стоимость спорных земельных участков должна определяться по состоянию на 01 января 2013 года.
Исходя из требований постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11, спор об определении рыночной стоимости земельного участка подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
В этих целях истец обязан представить отчет оценщика о рыночной стоимости спорного земельного участка, свидетельствующий о том, что кадастровая стоимость существенно (более чем на 30 процентов) превышает рыночную стоимость участка.
В случае доказанности истцом существенного расхождения между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу истца, суд обязан оценить этот отчет с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения имеющихся в отчете, подготовленном кадастровым центром, рыночной информации и статистическом анализе рыночной информации о стоимости земельных участков, в том числе путем назначения судебной экспертизы.
Истец не представил отчет оценщика о рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01 января 2013 года и не представил доказательств того, что кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2013 года существенно (более чем на 30 процентов) превышает рыночную стоимость земельного участка.
Рассмотрев доводы заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого решения исходя из следующего.
В норме статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусматривается, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Между тем при решении вопроса о надлежащей дате, на которую обществу следует доказать рыночную стоимость объекта недвижимости при заявлении требования о ее внесении в качестве кадастровой, необходимо учитывать следующее.
В постановлении от 28 июня 2011 года N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности. При этом Президиум исходил из того, что хотя установленная этим Законом административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29 июля 2011 года N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Общество просило суд об определении рыночной стоимости объекта недвижимости вместо его кадастровой стоимости, установленной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102, которым были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 01 января 2010 года. Однако постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года N 927 утверждены результаты новой государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по состоянию на 01 января 2013 года.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11, требования о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, признании незаконными действий, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде.
Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
Кроме того, истец по делу не лишен возможности оспорить новую кадастровую стоимость земельного участка путем представления нового отчета по состоянию на 01 января 2013 года.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения. Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы жалобы выражают несогласие с ними и в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права.
В связи с вышеизложенным Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 января 2014 года, принятого по делу N А65-21103/2013 и для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 января 2014 года, принятое по делу N А65-21103/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Современные медицинские технологии" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
С.Ш. Романенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-21103/2013
Истец: ООО "Современные медицинские технологии", г. Казань
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, Кабинет Министров Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара, ООО "Бюро судебных и правовых экспертиз"