г. Саратов |
|
28 апреля 2014 г. |
Дело N А57-5265/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дубровиной О.А.,
судей Жаткиной С.А., Жевак И.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Краевой Ю.Н.,
при участии в судебном заседании эксперта общества с ограниченной ответственностью "Агентство Независимой Оценки "Альфа" - Родионова Дмитрия Олеговича - паспорт,
рассмотрев апелляционные жалобы федерального государственного бюджетного
учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы
государственной регистрации кадастра и картографии" и комитета по управлению имуществом Саратовской области,
на решение арбитражного суда Саратовской области от 16 декабря 2013 года
по делу N А57-5265/2013, принятое судьёй Николаевой Л.М.,
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Завод "Проммаш"
(ИНН 6452042857, ОГРН 1026402671327),
к управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии по Саратовской области (ИНН 6455039436, ОГРН 1056405504671),
федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная
кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и
картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757),
третье лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета
спора: комитет по управлению имуществом Саратовской области, общество с
ограниченной ответственностью "Средневолжская оценочная компания", ФГУП
"Ростехинветаризация - Федеральное БТИ", инспекция Федеральной налоговой
службы по Ленинскому району города Саратова,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка, об обязании внести в
государственный кадастр недвижимости сведения о рыночной стоимости
земельного участка, в качестве кадастровой стоимости этого земельного участка, а
также сведения об удельном показателе кадастровой стоимости данного участка,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество "Проммаш" (далее по тексту - истец, общество, ОАО "Промммаш") с исковым заявлением к управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:04 03 20:0025 в размере его рыночной стоимости, составляющей 4432000 рублей и обязании внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие сведения о рыночной стоимости данного земельного участка, а также сведения об удельном показателе его кадастровой стоимости в размере 213,98 рублей.
Определением арбитражного суда Саратовской области от 13 июня 2013 года производство по настоящему делу в части требований к федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Саратовской области прекращено.
Истец, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции уточнял заявленные требования, с учётом
последнего уточнения просил: установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:04 03 20:0025 в размере его рыночной стоимости, составляющей 4312000 рублей, обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г.Москва, в лице Саратовского филиала, г.Саратов внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие сведения о рыночной стоимости названного земельного, а также сведения об удельном показателе кадастровой стоимости данного участка в размере 208,19 рублей.
Впоследствии, истец отказался от исковых требований в части обязания внести в государственный кадастр недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости данного участка в размере 208,19 рублей.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 16 декабря 2013 года:
- принят отказ ОАО "Проммаш" от исковых требований в части обязания внести в государственный кадастр недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости данного участка в размере 208,19 рублей, производство по делу в данной части прекращено;
- установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости составляющей 4312000 рублей;
- федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" обязалось внести в государственный кадастр недвижимости экономические характеристики земельного участка с кадастровым номером 64:48:04 03 20:0025, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, ст. Трофимовский-2, дом б/н, общей площадью 20712 кв.м., равной его рыночной стоимости в размере 4312000 рублей в качестве кадастровой стоимости указанного земельного участка;
- в удовлетворении исковых требований к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области - отказано.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" (далее по тексту - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата") и комитет по управлению имуществом Саратовской области (далее по тексту - комитет), с решением арбитражного суда первой инстанции не согласились и обратились с жалобами в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, в которых просили его отменить в части удовлетворения заявленных требований и принять по делу новый судебный акт об отказе в их удовлетворении.
Истец и третьи лица, в нарушение требований статьи 262 АПК РФ и определений Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04 и 12 февраля 2014 года отзывы на апелляционные жалобы не представили.
Стороны и третьи лица в судебное заседание не прибыли, о дате, месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 АПК РФ, что подтверждается имеющимися в материалах дела почтовыми уведомлениями.
Проверив законность вынесенного судебного акта, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, заслушав эксперта - Родионова Дмитрия Олеговича, общества с ограниченной ответственностью "Агентство Независимой Оценки "Альфа" (далее по тексту - ООО "АНО "Альфа"), исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в них доказательства, на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено арбитражным судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, ООО "Проммаш" является собственником земельного участка, кадастровый номер 64:48:04 03 20:0025, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, ст. Трофимовский-2, дом б/н, общей площадью 20712 кв.м., и относящегося к землям населенных пунктов с разрешенным использованием: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 декабря 2012 года N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" утверждены представленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 02 июня 2012 года, согласно приложениям N 1, 2 и 3, вступившие в силу со дня официального опубликования настоящего распоряжения - с 11 января 2013 года (опубликовано на сайте сетевого издания "Новости Саратовской Губернии" 11 января 2013 года).
В соответствии с выпиской из государственного кадастра недвижимости от 06 марта 2013 года N 64/201/2013-64486, выданной филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области" кадастровая стоимость спорного земельного участка в соответствии с его кадастровым паспортом составляет - 9298238 рублей 16 копеек.
Истец, ссылаясь на несоответствие определённой в установленном порядке и внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, являющееся, исходя из порядка определения налоговой базы по земельному налогу в соответствии со статьёй 391 Налогового кодекса российской Федерации (далее по тексту - Налоговый кодекс РФ), нарушением прав общества, как собственника этого земельного участка и плательщика земельного налога, обратился в арбитражный суд Саратовской области с настоящим исковым заявлением.
При этом, в обоснование заявленных требований ЗАО "Промммаш" представило в материалы дела отчёт оценки спорного земельного участка, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "Средневолжская оценочная компания" (далее по тексту - ООО "Средневолжская оценочная компания") от 12 февраля 2013 года N 0026-2013 определяющий его рыночную стоимость в размере 4432000 рублей.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в полном объёме, правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Земельный кодекс РФ) для установления кадастровой земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии со статьёй 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей в спорный период, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ действует в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Также, как следует из позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда, содержащейся в постановлении от 28 июня 2011 года N 913/11 положения главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ (в редакции Закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причём сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о её утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Исходя из толкования названного постановления Президиума ВАС РФ, для определения действительной рыночной стоимости земельного участка может быть назначена как судебная экспертиза определения рыночной стоимости, так и судебная экспертиза представленного истцом отчёта оценки.
Принимая во внимание данные обстоятельства, учитывая наличие спора между сторонами в отношении рыночной стоимости спорного земельного участка, арбитражным судом первой инстанции, в порядке статьи 82 АПК РФ, была назначена судебная экспертиза по вопросу определения его рыночной стоимости по состоянию на 02 июня 2012 года, проведение которой было поручено обществу с ограниченной ответственностью "Агентство Независимой Оценки "Альфа".
По результатам проведённой экспертизы в материалы дела представлено экспертное заключение от 12 июля 2013 года N 14-07-13 РБ, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:04 03 20:0025, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, ст. Трофимовский-2, дом б/н, общей площадью 20712 кв.м. по состоянию на 02 июня 2012 года составила 4312000 рублей без НДС, как опредёлённая на дату новой государственной кадастровой оценки земель в населённых пунктах в Саратовской области на основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 декабря 2012 года N 989-р.
Таким образом, заключение судебной экспертизы свидетельствует о том, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка отличается от определённой оценщиком рыночной стоимости этого земельного участка.
На основании данных выводов судебной экспертизы от 12 июля 2013 года N 14-07-13 РБ, истец, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, в порядке статьи 49 АПК РФ, уточнил исковые требования.
В силу статьи 12 Закона N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Комитет и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата", возражая против удовлетворения заявленных требований, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ходатайств о проведении повторной экспертизы по данному вопросу не заявляли, доказательств обратного, в нарушение требований статей 65, 67, 68 АПК РФ, не представили.
В связи с чем, с учётом выводов судебной экспертизы, оценённой в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу об удовлетворении заявленных требований в уточнённом размере.
Доводы апелляционной жалобы ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" о том, что она вляется ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, отклоняются судом апелляционной инстанции, на основании нежеуказанного.
Удовлетворяя требования, заявленные к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата", арбитражный суд первой инстанции исходил из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28 июня 2011 года N 913/11, согласно, которой требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости на рыночную стоимость земельного участка должно быть обращено к органу кадастрового учёта, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учёта внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Заявленные требования об установлении стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости не связано с оспариванием действий органа кадастрового учёта и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11 марта 2010 года N П/93 "О наделении Федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учёта", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" переданы полномочия органа кадастрового учёта.
Из правоустанавливающих документов ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" следует, что она осуществляет функции ведения государственного кадастра недвижимости и определения кадастровой стоимости учтённых объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их характеристик, то есть является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости. Отсутствие у кадастровой палаты функций по осуществлению кадастровой оценке само по себе не свидетельствует о том, что палата не является надлежащим ответчиком, обязанным исполнить вступивший в законную силу судебный акт.
Заявленные истцом требования, по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учёта кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Следовательно, такое требование, предъявленное к ФГБУ Федеральная кадастровая палата", наделенному полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учёта недвижимого имущества является правомерным.
Доводы жалобы ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" о недопустимости доказательства действительной рыночной стоимости спорного земельного участка - отчёта об его оценке, представленный истцом, в виду того, что он не прошёл экспертизу саморегулируемой организации, отклоняются судебной коллегией, поскольку, действующим законодательством предусмотрено, что для определения действительной рыночной стоимости земельного участка может быть назначена как судебная экспертиза представленного истцом отчёта оценки, так и судебная экспертиза определения рыночной стоимости.
Довод апелляционной жалобы третьего лица - комитета о неправильном определении даты проведения кадастровой оценки спорного земельного участка, указанной в экспертном заключении от 12 июля 2013 года N 14-07-13 РБ, - 02 июня 2013 года, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку, как следует из исследовательской части данного экспертного заключения, кадастровая оценка спорного земельного участка была проведена по состоянию 02 июня 2012 года, на эту же дату установлена рыночная стоимость участка.
Кроме того, как подтверждено показаниями эксперта ООО "АНО "Альфа" - Родионова Дмитрия Олеговича, данными им в судебное заседание апелляционной инстанции, несоответствие даты (02 июня 2013 года) проведения кадастровой оценки спорного земельного участка, указанной в экспертном заключении от 12 июля 2013 года N 14-07-13 РБ, является опечаткой эксперта при его составлении, и действительную дату оценки спорного земельного участка следует считать - 02 июня 2012 года.
Доводы жалобы комитета о непривлечении арбитражным судом первой инстанции администрации муниципального образования "Город Саратов", права и обязанности которой затронуты обжалуемым судебным актом, не принимаются апелляционной коллегией, поскольку, исходя из предмета настоящего иска, заявленные требования не затрагивают права и охраняемые законом интересы муниципального образования.
Кроме того, апелляционная коллегия, изучив доводы апелляционных жалоб, указывает, что она, в целом, сводится лишь к иной оценке установленных обстоятельств по настоящему делу, что, в соответствии со статьёй 270 АПК РФ, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Оснований к переоценке выводов, сделанных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда в силу положений статьи 268 АПК РФ полномочий не имеется.
С учётом вышеизложенного, апелляционная коллегия полагает, что выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм права, вследствие чего, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, решение суда - отмене.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 16 декабря 2013 года по делу N А57-5265/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" и комитета по управлению имуществом Саратовской области, - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.А. Дубровина |
Судьи |
С.А. Жаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-5265/2013
Истец: ОАО Завод "Проммаш"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (Росреестр по Саратовской области), ФБУ "Кадастровая палата" по Саратовской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова, Комитет по управлению имуществом Саратовской области, ООО "Агентство Независимой Оценки "Альфа", ООО "Средневолжская оценочная компания", Родионов Дмитрий Олегович, ФГУП "Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ"