г. Томск |
|
29 апреля 2014 г. |
Дело N А45-19259/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей Марченко Н.В., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Большаниной Е.Г.
с участием в заседании:
от заявителя: без участия (извещен),
от заинтересованного лица: без участия (извещено),
от должника: без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании
апелляционную жалобу Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 17) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 29.01.2014 по делу N А45-19259/2013
по заявлению Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 17 (г. Екатеринбург, ул. Чапаева, 23 Б)
к судебному приставу - исполнителю Отдела судебных приставов по Центральному району города Новосибирска УФССП России по Новосибирской области Дзюбе Антону Сергеевичу (г. Новосибирск, ул. Максима Горького, д. 102)
должник: общество с ограниченной ответственностью "Спектр" (ОГРН 1086671014308, ИНН 6671269138, г. Новосибирск, ул. Советская, 64)
об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя от 15.07.2013 N 349387/13/10/54
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 17 (далее - заявитель, Фонд социального страхования, взыскатель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к судебному приставу - исполнителю Отдела судебных приставов по Центральному району города Новосибирска УФССП России по Новосибирской области Дзюбе Антону Сергеевичу (далее - заинтересованное лицо, судебный пристав) об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя от 15.07.2013 N 349387/13/10/54 об отказе в возбуждении исполнительного производства,
К участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "Спектр" (далее - ООО "Спектр", должник).
Решением Арбитражного суда Арбитражного суда Новосибирской области от 29.01.2014 по делу N А45-19259/2013 в удовлетворении требований Фонда социального страхования отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд социального страхования обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области от 29.01.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, об обязании заинтересованного лица устранить допущенные нарушения.
В обоснование апелляционной жалобы Фонд социального страхования указывает, что отношения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях регулируются Федеральным законом N 125-ФЗ, в том числе в части взыскания недоимки и пени по названному виду страхования - статьями 19, 22.1 Федерального закона N 125-ФЗ (в ред., действовавшей до 01.01.2014), а также Налоговым кодексом Российской Федерации. По мнению заявителя жалобы, суд применил закон, не подлежащий применению - Федеральный закон N 212-ФЗ.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены решения, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, 29.04.2013 Фондом социального страхования вынесено постановление N 1891 о взыскании пени в Фонд социального страхования Российской Федерации за счет имущества ООО "Спектр" в сумме 55 рублей 20 копеек.
01.06.2013 указанное постановление было направлено в службу судебных приставов с заявлением о возбуждении исполнительного производства, перечень приложенных к заявлению документов не указан, иные документы не направлены.
Постановлением от 15.07.2013 судебный пристав-исполнитель Дзюба А.С. отказал взыскателю в возбуждении исполнительного производства на основании пункта 4 части 1 статьи 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) в связи с тем, что предъявленный документ не является исполнительным.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратился с жалобой к вышестоящему должностному лицу в порядке подчиненности.
Постановлением N 93983/13-АЖ/179 от 17.09.2013 в удовлетворении жалобы отказано на основании части 6 статьи 21 Федерального закона N 229-ФЗ, поскольку не соблюдены сроки для предъявления исполнительного документа к исполнению.
Данные обстоятельства явились поводом для обращения Фонда социального страхования в арбитражный суд с заявлением о признании постановления судебного пристава-исполнителя от 15.07.2013 недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого постановления действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 329 АПК РФ постановления главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 данного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 5 Федерального закона N 229-ФЗ принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы, непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено названным Федеральным законом.
Частью 8 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Основания для отказа в возбуждении исполнительного производства установлены статьей 31 Федерального закона N 229-ФЗ, в числе которых - документ не является исполнительным либо он не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Закона (пункт 4 части 1 статьи 31 Федерального закона N 229-ФЗ).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются, в том числе, акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Таким образом, при принятии решения о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает отсутствие оснований, являющихся препятствием к возбуждению производства.
Пунктом 5 части 1 статьи 12 Федерального закона N 229-ФЗ установлено, что одним из видов исполнительных документов, направляемых судебному приставу-исполнителю, являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
С учетом вышеизложенных норм права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования органов, осуществляющих контрольные функции о взыскании денежных средств, не имеющие указанных отметок, исполнительными документами не являются.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой страховых взносов регулируются Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 22.1 Федерального закона N 125-ФЗ недоимка и пени могут быть взысканы страховщиком со страхователя принудительно за счет денежных средств и иного имущества страхователя.
Взыскание недоимки и пеней со страхователя - юридического лица осуществляется страховщиком на основании своего решения о взыскании пеней в бесспорном порядке за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя в банке (иных кредитных организациях), путем направления инкассового поручения (распоряжения) о перечислении пеней в банк (иные кредитные организации), где открыты счета указанного страхователя.
Инкассовое поручение (распоряжение) страховщика о перечислении недоимки и пеней в банк (иные кредитные организации) должно содержать указание на те счета страхователя, с которых должно быть произведено перечисление страхового взноса на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также сумму, подлежащую перечислению.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах страхователя - юридического лица либо отсутствии информации о счетах страхователя страховщик вправе взыскать недоимку и пени за счет иного имущества страхователя - юридического лица путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю.
Таким образом, в силу закона обращение взыскания на денежные средства должника в целях взыскания обязательных платежей должно производиться учреждением.
Обращение взыскания на имущество должника, которое производится судебным приставом-исполнителем, может иметь место только в случаях отсутствия (недостаточности) денежных средств у должника либо при отсутствии информации о его счетах.
Указанные положения корреспондируют с положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
Таким образом, когда на счете недостаточно денежных средств или у органа Фонда социального страхования нет информации о счетах, он может взыскать недоимку и пени за счет имущества организации.
Для этого судебному приставу-исполнителю направляется постановление о взыскании недоимки и пеней (абз. 3 - 6 пункта 6 статьи 22.1 Федерального закона N 125-ФЗ, пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона N229-ФЗ). При этом обязательной составляющей указанного документа являются отметки банков (иных кредитных организаций) о полном или частичном неисполнении взыскания по причине недостатка денежных средств на счетах страхователя. В случае отсутствия таких отметок судебный пристав не имеет права на возбуждение исполнительного производства.
Обязательное приложение к заявлению о взыскании страховых взносов соответствующих извещений банка установлено пунктом 7 Порядка взаимодействия учреждения, его исполнительных органов и службы судебных приставов при принудительном исполнении постановлений исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании недоимки по страховым взносам и пени за счет имущества страхователей, а также иных исполнительных документов о взыскании в пользу Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России и ФСС России от 10.12.2003 N 317/280 (далее - Порядок взаимодействия.
Отсутствие предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 12 Федерального закона N 229-ФЗ документов, прилагаемых к акту контролирующего органа, является основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 31 данного Федерального закона.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, пристав при вынесении оспариваемого постановления правомерно руководствовался положениями пункта 5 части 1 статьи 12, пунктом 4 части 1 статьи 31 Федерального закона N 229-ФЗ, которые обязывают контролирующий орган наряду с актом о взыскании денежных средств представить документы, подтверждающие то, что контролирующий орган обращался в банк или иную кредитную организацию, в которых открыты расчетные или иные счета должника, и на этих счетах отсутствуют достаточные средства для удовлетворения требования о взыскании.
Согласно материалам дела, заявитель в нарушение изложенных требований законодательства об исполнительном производстве на дату обращения с указанным заявлением не представил приставу извещение банка о включении задолженности в картотеку в связи с отсутствием достаточных денежных средств от 22.06.2012, в перечне приложений в заявлении о возбуждении исполнительного производства такой документ не указан.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о законности оспариваемого постановления пристава, поскольку отсутствие информации на счетах плательщика должно быть подтверждено в порядке, установленном пунктом 5 части 1 статьи 12 Федерального закона N 229-ФЗ и названным Порядком взаимодействия (пункт 7 Порядка), является обоснованным.
Порядок взаимодействия между Пенсионным фондом Российской Федерации и Федеральной службой судебных приставов, на которой ссылается заявитель, не является нормативным актом, не вносит изменений в действующий закон и не изменяет закон.
Кроме того, судом правильно учтено, что в представленном в суд извещении не имеется данных о ИНН или наименовании должника, указана только ссылка на сумму инкассового поручения N 24376 от 13.06.2012 в размере 55,20 рублей и номер расчетного счета 40702810113700000031, однако ни инкассовое поручение, ни решение о взыскании за счет денежных средств в материалы дела не представлено, их вынесение в отношении должника, не подтверждено.
В материалы дела также не представлена справка налогового органа об открытых у должника счетах, что не позволяет установить принадлежность расчетного счета, указанного в извещении, ООО "Спектр" и проверить факт принятия Фондом социального страхования всех необходимых мер для взыскания задолженности за счет денежных средств.
Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона N 229-ФЗ одним из оснований вынесения постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства является истечение срока предъявления исполнительного документа к исполнению (пункт 3 части 1 указанной статьи).
В силу положений части 6 статьи 21 Федерального закона N 229-ФЗ оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.
При этом в соответствии со статьей 23 Федерального закона N 229-ФЗ пропущенные сроки предъявления к исполнению исполнительных документов - актов органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств, восстановлению не подлежат.
Суд первой инстанции, считая с указанной банком даты в названном выше извещении (от 22.06.2013), шестимесячный срок на предъявление исполнительного документа на взыскание за счет имущества для исполнения через службу судебных приставов пришел к обоснованному выводу об истечении срока - 22.12.2012.
Доводы заявителя о применении статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающий годичный срок для принятия постановления о взыскании за счет имущества с даты истечения срока на исполнение требования, были рассмотрены в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Принимая во внимание истечение срока исполнения требования - до 28.05.2012, соответственно постановление о взыскании недоимки может быть принято Фондом социального страхования до 28.05.2013, а фактически принято 29.04.2013, суд первой инстанции верно признал указанный довод несостоятельным.
Суд обоснованно учел одинаковую природу страховых взносов в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, в связи с чем к процедуре бесспорного взыскания в отсутствии специальных правил в части Фонда социального страхования следует применять порядок, установленный для взыскания страховых взносов и пени в Пенсионный фонд.
В силу статьи 20 Федерального закона N 212-ФЗ решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Фондом не доказано принятие в период с июня 2012 года до апреля 2013 года иных мер для взыскания задолженности и розыска счетов должника, что расчетный счет, указанный в извещении о постановке в картотеку принадлежит должнику, что такое извещение и надлежащие документы представлялись в службу судебных приставов.
С учетом изложенного, суд апелляционный инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что возбуждение исполнительного производства на основании документа, не являющегося исполнительным, в отсутствии приложения доказательств, предусмотренных части 6 статьи 21 Федерального закона N 229-ФЗ, либо на основании документа, предъявленного за пределами установленного срока, являлось бы незаконным.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном акте.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с толкованием норм материального права, признаются апелляционной коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции Информационного письма Президиума ВАС от 11.05.2010 N 139) Фонд социального страхования освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае выступления в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 29.01.2014 по делу N А45-19259/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-19259/2013
Истец: ГУ - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N17
Ответчик: Отдел судебных приставов по Центральному району города Новосибирска
Третье лицо: ООО "СПЕКТР"