г. Челябинск |
|
29 апреля 2014 г. |
Дело N А76-24320/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Ермолаевой Л.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кочетковой Н.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.02.2013 по делу N А76-24320/2013 (судья Костылев И.В.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Вымпел" - Гусева Татьяна Евгеньевна (доверенность от 27.01.2014), Гусев Евгений Васильевич (решение N 1 от 08.05.2013, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 19.03.2014 N2918);
Администрации города Челябинска - Артемов Евгений Геннадьевич (удостоверение N 605 от 05.07.2013).
Общество с ограниченной ответственностью "Вымпел" (далее - заявитель, ООО "Вымпел", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации города Челябинска (далее - ответчик, Администрация г. Челябинска) о признании недействительным решения об отказе в выкупе в собственность земельного участка с кадастровым номером 74:36:0212004:3983, расположенного по адресу: г. Челябинск, Тракторозаводский район, ул. Первой Пятилетки, изложенного в письме от 09.08.2013 N 10-12490/13-0-1. Заявитель просил обязать Администрацию г. Челябинска устранить допущенные нарушения прав общества путем заключения с ООО "Вымпел" договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 74:36:0212004:3983, расположенного по адресу: г. Челябинск, Тракторозаводский район, ул. Первой Пятилетки, площадью 642 кв.м. в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - КУИЗО г. Челябинска), Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска (далее - Главное управление архитектуры).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 03.02.2014 (резолютивная часть оглашена 29.01.2014) заявленные обществом требования удовлетворены.
С вынесенным решением не согласилась Администрация г. Челябинска, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация г. Челябинска (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции об отсутствии ограничений на предоставление земельного участка в собственность общества по причине недоказанности его расположения в границах красных линий, на землях общего пользования. Между тем, в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ", утвержденными решением городской Думы от 09.10.2012 N 37/13 (далее - Правила землепользования и застройки) испрашиваемый обществом земельный участок расположен в зоне инженерной и транспортной инфраструктур (магистрали городского и районного значения).
ООО "Вымпел" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в их отсутствие.
В судебном заседании представителем Администрации было заявлено ходатайство об отложении судебного заседания, в целях заключения мирового соглашения. Истцом заявлены возражения по ходатайству, даны пояснения о возможности внесудебного урегулирования спора исключительно после осуществления государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 138 и пунктом 2 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает меры для примирения сторон и может отложить судебное разбирательство в целях урегулирования спора. Вместе с тем, в соответствии со статьями 139, 140 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мировое соглашение представляет собой взаимное соглашение сторон спора об условиях его прекращения. Отсутствие намерений одной из сторон на заключение мирового соглашения, выраженное в судебном заседании представителями ООО "Вымпел", исключает целесообразность отложения судебного заседания по делу. В этой связи, заявленное Администрацией ходатайство подлежит отклонению.
Представителями сторон в судебном заседании поддержаны доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, соответственно.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из представленных в материалы дела доказательств, актом государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 22.09.2000 N 113 принята в эксплуатацию автозаправочная станция (далее АЗС) по ул. Первой пятилетки в Тракторозаводском районе города Челябинска. Указанный акт был утвержден постановлением главы Администрации города Челябинска от 24.10.2000 (л.д. 50-53).
В настоящее время ООО "Вымпел" является собственником объекта недвижимости - автозаправочной станции, расположенной в г. Челябинске в Тракторозаводском районе на пересечении ул. Первой Пятилетки и ул. Горького (свидетельство о государственной регистрации права от 28.12.2011 - л. д. 66-67). Согласно свидетельству о государственной регистрации права 74-АГ N 666748 от 28.12.2011, в состав производственного комплекса АЗС как единого объекта права входят объекты инженерной инфраструктуры, в числе которых объекты с литерами Г7-дождеприемный колодец, Г8-отстойник, Г9-сборник-накопитель, Г10-нефтесбросный колодец, застроенная площадь каждого из которых составляет 0,8 кв. м.
На основании постановления Главы города Челябинска от 17.11.20003 N 1788-п "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Вымпел" земельного участка из земель поселений в аренду для эксплуатации автозаправочной станции по ул. Первой Пятилетки в Тракторозаводском районе города Челябинска" и договора аренды земли от 19.11.2003 УЗ N 004116-К-2003 для эксплуатации АЗС заявителю был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 74:36:0212004:19 общей площадью 1 294 кв. м (л.д. 63-65).
В 2008 году указанный земельный участок с кадастровым номером 74:36:0212004:0019 разделен на два участка, которые 29.05.2008 и 02.06.2008 поставлены на кадастровый учет, им присвоены кадастровые номера 74:36:0212004:79 площадью 662 кв. м, разрешенное использование для эксплуатации автозаправочной станции и номер 74:36:0212004:78 площадью 632 кв. м, разрешенное использование для эксплуатации автозаправочной станции (кадастровые паспорта земельных участков л.д. 121-123).
Земельный участок площадью 632 кв.м с кадастровым номером 74:36:0212004:78 был приобретён ООО "Вымпел" в собственность для эксплуатации автозаправочной станции на основании договора купли-продажи земельного участка от 11.06.2010 N 2245/зем и решения Арбитражного суда Челябинской области от 13.07.2011 по делу N А76-3894/2011.
Впоследствии, при проведении инвентаризации АЗС, располагающейся по адресу: г. Челябинск, Тракторозаводский район, ул. Первой Пятилетки, заявителем было установлено, что при оформлении правоустанавливающих документов на земельный участок по ул. Первой Пятилетки в Тракторозаводском районе г. Челябинска Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска были допущены неточности в геоданных границ земельного участка. При этом очистные сооружения АЗС (литеры: Г7, Г8, Г9, Г10) оказались за пределами земельного участка с кадастровым номером 74:36:0212004:78, приобретенного в собственность ООО "Вымпел".
После аннулирования сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 74:36:0212004:79, в целях приобретения земельного участка, занятого вышеназванными объектами в собственность, заявитель обратился в Администрацию г. Челябинска с заявлением об установлении и оформлении за ООО "Вымпел" фактически используемого земельного участка с учетом землепользования и градостроительных нормативов, с просьбой подготовить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации автозаправочной станции по улице Первой Пятилетки в Тракторозаводском районе г.Челябинска.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013 по делу N А76-15952/12 на КУИЗО г. Челябинска была возложена обязанность утвердить и выдать обществу "Вымпел" схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте территории земельного участка для эксплуатации автозаправочной станции адресу: г. Челябинск, Тракторозаводский район, ул. Первой Пятилетки, включая объекты с литерами Г7-дождеприемный колодец, Г8-отстойник, Г9-сборник-накопитель, Г10-нефтесбросный колодец.
Названным постановлением установлено, что указанные объекты принадлежат ООО "Вымпел" на праве собственности в связи с осуществлением государственной регистрации права собственности на комплекс АЗС в качестве сложной вещи и расположены за пределами принадлежащего обществу на праве собственности земельного участка.
Распоряжением от 01.04.2013 N 123-м Администрация г. Челябинска утвердила схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов площадью 642 кв.м, расположенного по адресу: г. Челябинск, Тракторозаводский район, ул. Первой Пятилетки с целью дальнейшей подготовки правоустанавливающих документов ООО "Вымпел" для эксплуатации сооружений: дождеприемный колодец (Литер Г7), отстойник (Литер Г8), сборник накопитель (Литер Г9, нефтесборный колодец (Литер Г10), замощение (Литер 2).
На основании утвержденной схемы 28.04.2013 был сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок площадью 642 кв.м. с кадастровым номером 74:36:0212004:3983 (л.д. 98).
13.06.2013 ООО "Вымпел" обратилось в администрацию г. Челябинска с заявлением N 4 о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 74:36:0212004:3983, расположенного под сооружениями АЗС: Литер Г7, Литер Г8, Литер Г9, Литер Г10 (л.д. 100).
09.08.2013 Администрация г. Челябинска в письме N 10-12490/13-0-1 сообщила об отказе в приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 74:36:0212004:3983 (л.д. 102). Со ссылкой на пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации Администрация сообщила о недопустимости выкупа земельного участка, расположенного в зоне К3.1, территория общего пользования. Кроме того, указала, что на данном земельном участке расположены инженерные сети, право собственности на которые, не подтверждено.
Ссылаясь на наличие предусмотренного статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации права собственника зданий и сооружений на приобретение занятого строениями земельного участка в собственность и нарушение такого права принятием решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции установил, что на испрашиваемом земельном участке расположены принадлежащие обществу объекты недвижимого имущества, составляющие в целом комплекс автозаправочной станции. Вместе с тем, доказательства расположения на спорном земельном участке инженерных сетей, не принадлежащих обществу, отсутствуют. Сделав вывод о том, что возведение АЗС произведено ранее утверждения зонирования Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ", в отсутствие доказательств того, что испрашиваемый земельный участок сформирован в границах действующих красных линий либо зарезервирован для муниципальных нужд в соответствии со статьями 56.1, 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о наличии у ООО "Вымпел" права на приватизацию спорного земельного участка в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Кодекса, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, перечень которых, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
По смыслу приведенных норм уполномоченный орган обязан рассмотреть заявление о приобретении прав на земельный участок, представленное с необходимыми документами согласно утвержденному в установленном порядке перечню, и в месячный срок со дня его поступления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности.
Исходя из установленных постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013 по делу N А76-15952/2012 обстоятельств, включение необходимых для функционирования объектов инженерной инфраструктуры под литерами Г7, Г8, Г9, Г10 в состав АЗС влечет распространение на необходимый для эксплуатации таких объектов земельный участок правового режима земельного участка под автозаправочной станцией. Учитывая формирование земельного участка с кадастровым номером 74:36:0212004:3983 для эксплуатации вышеназванных объектов, ООО "Вымпел" обладает исключительным правом на приобретение земельного участка.
Статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Аналогичные положения содержатся в статье 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Содержание приведенных выше норм, применительно к фактическим обстоятельствам настоящего спора, позволяет сделать вывод о том, что правомерность отказа в предоставлении обществу "Вымпел" земельного участка, занятого принадлежащим обществу объектом недвижимости, находится в зависимости от предоставления органом местного самоуправления доказательств отнесения испрашиваемого земельного участка к землям общего пользования и его расположения в границах красных линий.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что такие доказательства Администрацией г. Челябинска не представлены.
Частью 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 8 статьи 28 Закона о приватизации определено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон, и не подлежат приватизации.
В статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержатся понятия, в частности, территорий общего пользования и красных линий.
Территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Из вышеизложенного следует, что красные линии обозначают как существующие, так и планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и границы земельных участков линейных объектов и отделяют территории общего пользования, которыми могут беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая улицы, проезды, и т. д.) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических или юридических лиц.
Между тем, из материалов дела не следует расположение испрашиваемого земельного участка в границах действующих красных линий. Как правильно указано судом первой инстанции, проектирование красных линий в составе градостроительной документации не может являться основанием для отказа в приватизации земельного участка, им может являться произведенное в установленном порядке резервирование земельного участка (часть 4 статьи 28, статья 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Довод Администрации г. Челябинска о том, что земельный участок с кадастровым номером 74:36:0212004:3983 расположен в зоне магистралей городского и районного значения (зона К.3.1), также не является основанием для вывода о расположении испрашиваемого к выкупу земельного участка в границах существующих красных линий.
В силу части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Пунктом 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Согласно пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
В силу пункта 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, и возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Материалами дела подтверждается факт создания объекта недвижимости, принадлежащего ООО "Вымпел" на праве собственности, не позднее 2002 года (л.д. 50).
Предусмотренное Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ", утвержденными решением Челябинской городской Думы от 09.10.2012 N 37/13 зонирование, было установлено позднее возведения и введения в гражданский оборот объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке.
В этой связи, отсутствие иных видов разрешенного использования в пределах территориальной зоны инженерной и транспортной инфраструктур (К 3.1) не влияет на право заявителя как собственника объекта недвижимости выкупить земельный участок, так как в силу пункта 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Так же является обоснованным вывод суда первой инстанции относительно неправомерности отказа в предоставлении земельного участка в собственность по причине расположения в его пределах инженерных сетей, не принадлежащих заявителю.
В нарушение предусмотренного пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремени доказывания, органом местного самоуправления не доказано наличие указанного основания.
В силу изложенного, приведенные в обжалуемом отказе основания не влияют на возможность выкупа земельного участка собственником объекта недвижимости земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных ООО "Вымпел" требований. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация г. Челябинска освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в связи с чем, распределение и взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции в доход федерального бюджета не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.02.2013 по делу N А76-24320/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-24320/2013
Истец: ООО "Вымпел"
Ответчик: Администрация г. Челябинска
Третье лицо: Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска, ГУАИГ Администрации г. Челябинска, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, КУИЗО Администрации г. Челябинска, Администрация города Челябинска