г. Санкт-Петербург |
|
05 мая 2014 г. |
Дело N А42-7299/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей В. М. Будылевой, Е. А. Сомовой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания К. Н. Халиковой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3334/2014) Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ на решение Арбитражного суда Мурманской области от 18.12.2013 по делу N А42-7299/2012 (судья О. В. Никитина), принятое
по иску ТСЖ "Старый Полярный"
к Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ
3-е лицо: Военный комиссариат Мурманской области, ФГКУ "Северо-Западное Территориальное управление имущественных отношений" МО РФ
о взыскании 215 212,08 руб.
при участии:
от истца: не явился (извещен)
от ответчика: Нуцубидзе М. И. (доверенность от 27.01.2014 N 373А)
от 3-го лица: не явились (извещены)
установил:
Товарищество собственников жилья "Старый Полярный" (ОГРН 1105110000093, Мурманская обл., г. Полярный, ул. Сивко, 4; далее - ТСЖ, истец), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, г. Москва, ул. Знаменка, 19; далее - ответчик) о взыскании за счет казны Российской Федерации задолженности за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: Мурманская обл., г. Полярный, ул. Сивко, д. 8 (помещение площадью 411,1 кв.м) за период с 01.01.2011 по 30.09.2012 в сумме 196 316 руб. 61 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 10.12.2013 в сумме 18 895 руб. 47 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Военный комиссариат Мурманской области и федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение).
Решением суда от 18.12.2013 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. По мнению подателя жалобы, Российская Федерация в лице Министерства обороны является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. На момент рассмотрения настоящего спора в суде первой инстанции право оперативного управления за учреждением в установленном порядке не зарегистрировано. Доказательств того, что спорный объект относится к имуществу Министерства обороны Российской Федерации, в материалы дела не представлено. По мнению подателя жалобы, выводы суда о материальной и финансовой ответственности Министерства обороны Российской Федерации за военные комиссариаты не применимы к данному спору, поскольку плательщиком является собственник спорного имущества.
Представители истца и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие истца и третьих лиц, поскольку они извещены надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без их участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 АПК РФ.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Мурманская обл., г. Полярный, ул. Сивко, д. 8, находится в управлении ТСЖ.
Обращаясь в суд с настоящим иском, ТСЖ ссылалось на то, что владельцем помещений в жилом многоквартирном доме по адресу: Мурманская обл., г. Полярный, ул. Сивко, д. 8 (помещение площадью 411,1 кв.м), в которых располагается военкомат, не вносится плата на содержание и ремонт общего имущества дома.
Суд, сославшись на положения статей 210, 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 46, 155, 156, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, посчитав требования ТСЖ обоснованными по праву и по размеру, предъявленными к надлежащему ответчику, удовлетворил иск.
Оспаривая решение суда, Министерство обороны считает, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику.
Апелляционная инстанция не может согласиться с доводами апелляционной жалобы в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Как установлено статьей 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы по содержанию принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество (пункт 1 статьи 158 ЖК РФ).
В соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: собственниками; путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом); товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом); управляющей организацией, а также утверждения перечня работ и услуг, условий их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Согласно пункту 31 Правил N 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (пункт 4 статьи 158 Жилищного кодекса).
Бремя расходов по содержанию общего имущества возлагается на всех собственников как жилых, так и нежилых помещений, независимо от того, заключили они или не заключили договор с управляющей компанией. Отсутствие договора в виде документа, подписанного обеими сторонами, не освобождает собственников помещений в многоквартирном доме от участия в несении расходов по содержанию и ремонту общего имущества.
Собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
В случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах товарищество собственников жилья в судебном порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных платежей и взносов.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.1998 N 10-П отказ части домовладельцев от вступления в члены ТСЖ не освобождает их от участия в несении необходимых расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 N 1132 (действовавшего в спорный период, далее - Положение), военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов.
Пунктом 18 раздела 4 Положения предусмотрено, что материально-техническое, финансовое и другие виды обеспечения деятельности военных комиссариатов осуществляются за счет средств федерального бюджета в установленном порядке. Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает военные комиссариаты вооружением и военной техникой, материальными средствами и другими видами довольствия через соответствующие довольствующие органы военного округа в соответствии с установленными нормами снабжения и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета Министерству обороны Российской Федерации на эти цели.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных образований оказывают содействие военным комиссариатам в предоставлении зданий, помещений, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных средств и других материальных средств в соответствии с планами проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов (включая здания и помещения, необходимые для размещения самих военных комиссариатов) и в пределах норм, установленных Министерством обороны Российской Федерации. Оплата аренды зданий и помещений, занимаемых военными комиссариатами, помещений призывных пунктов, жилых помещений, арендуемых для проживания военнослужащих и членов их семей, помещений (зданий) и земельных участков, используемых аппаратом усиления, за фактическое время их использования производится в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета Министерству обороны Российской Федерации, (пункт 19 раздела 4 Положения).
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" (далее - Положение о Министерстве обороны), Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций (пункт 1), является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий (подпункт 31 пункта 10).
Согласно подпункту 71 пункта 7 названного Положения Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением Администрации Муниципального образования ЗАТО г. Полярный Мурманской области от 24.10.2008 N 567, распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Мурманской области от 02.10.2008 N 320 нежилое помещение общей площадью 411,1 кв.м, в том числе помещения I (1 - 29), III (1 - 14) - 407,8 кв.м, пристройка - 3,3 кв.м, расположенное по адресу: Мурманской обл., г. Полярный, ул. Сивко, д. 8, является федеральной собственностью, передано на баланс Федерального государственного учреждения "Мурманская квартирно-эксплуатационная часть района", закреплено за данным учреждением на праве оперативного управления.
Универсальным правопреемником Федерального государственного учреждения "Мурманская квартирно-эксплуатационная часть района" в настоящее время является Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, правильно применив вышеприведенные нормы материального права, суд пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку собственником спорного нежилого помещения является Российская Федерация, а право оперативного управления в установленном порядке не зарегистрировано, бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном жилом доме, в котором расположено вышеназванное нежилое помещение, лежит на Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Довод подателя жалобы о том, что поскольку Министерство обороны Российской Федерации не является собственником спорного помещения, оно не обязано платить за занимаемое подведомственной структурой нежилое помещение, несостоятелен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 ГК РФ от имени субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в систему исполнительных органов власти входят федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.
Поскольку факт оказания услуг на спорную сумму подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается, а доказательств необоснованности взыскиваемой суммы за фактически оказанные ТСЖ услуги ответчик не представил, суд правомерно взыскал с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации 196 316 руб. 61 коп. задолженности.
Материалами дела подтвержден факт нарушения ответчиком сроков оплаты услуг, что является основанием для взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных в соответствии со статьей 395 ГК РФ.
В данном случае истцом заявлено требование о взыскании с ответчика 18 895 руб. 47 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Произведенный истцом расчет процентов судом проверен, признан правильным, соответствующим требованиям действующего законодательства, а также фактическим обстоятельствам дела, подтвержденным документально.
Расчет процентов ответчиком не оспорен, контррасчет процентов не представлен.
Поскольку в нарушение статьи 65 АПК РФ, ответчик не представил ни правового, ни фактического обоснования явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, вывод суда о наличии оснований для взыскания 18 895 руб. 47 коп. процентов не противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при принятии судебного акта и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 пункт 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 18.12.2013 по делу N А42-7299/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-7299/2012
Истец: ТСЖ "Старый Полярный"
Ответчик: Военный комиссариат Мурманской области, Министерство обороны РФ, ОАО "Славянка", Российская Федерация в лице Министерства обороны РФ, ФГКУ "Северо-Западное Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ
Третье лицо: ГУ Военный комиссариат Мурманской области, ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ