г. Москва |
|
05 мая 2014 г. |
Дело N А41-14037/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Медицинская фирма Галатея-Эндосекопы" - Устиновой Е.А., (представителя по доверенности от 15.01.2014 N 9), Романова А.П. (представителя по доверенности от 22.03.2013).
от Шереметьевской таможни - Зенкиной Е.Н. (представителя по доверенности от 31.12.2013 N 04-47/47750), Суторминой Е.А. (представителя по доверенности от 31.03.2014 N 04-41/11610),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медицинская фирма Галатея-Эндоскопы" на решение Арбитражного суда Московской области от 17.02.2014 по делу N А41-14037/13, принятое судьей Голубковым П.А.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Медицинская фирма Галатея-Эндоскопы" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее - таможня) о признании недействительными решения от 25.12.2012 N 10005000-21-31/0862 о классификации товаров и требования от 13.03.2013 N 245 об уплате таможенных платежей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.06.2013, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 26.11.2013 Федеральный арбитражный суд Московского округа названные судебные акты отменил, дело направил на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
При этом суд кассационной инстанции указал, что судами не дана оценка ряду представленных обществом доказательств, а именно: регистрационному удостоверению ФСЗ 2011/10573 от 21.09.2011, выданному Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, в котором указанной системе присвоен код ОКП 94 4210 ("Приборы эндоскопические и увеличительные"), декларации соответствия, директивы Совета Европы от 14.06.1993 N 93/42/ЕЭС, технической документации, информационному письму от производителя, письму министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.08.2007 N 04-16491/07, решению от 28.05.2010 N 299 о применении санитарных мер в таможенном союзе (раздел 18), а также не исследованы иные доводы общества относительно исключительно медицинского характера поставленного товара.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17.02.2014 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Представители общества в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представители таможни в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установил следующие обстоятельства.
Общество 25.05.2012 подало электронную таможенную декларацию N 10005022/260512/0029208 (далее - ЭТД), в которой с учетом дополнения к ЭТД заявило к таможенному оформлению набор товаров, в том числе эндовидеокамеру стандартной комплектации: электронный блок эндовидеокамеры TELECAM DX II APT. 20233011 - 10 шт., головка эндовидеокамеры TELECAM SL с встроенным объективом APT. 20212030 - 10 шт. КОД ОКП 944210, изготовитель: KARL STORZ GMBH&CO.KG, товарный знак: KARL STORZ, марка: KARL STORZ, артикул: APT.CM, количество: 20 шт. (т.1 л.д. 43-45).
В ДТ общество определило эти товары как "набор для абдоминальной хирургии" и указало их код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза (далее - товарная номенклатура, ТН ВЭД) 9018 90 840 9 (согласно которому ставка ввозной таможенной пошлины составляет 0%).
Решением таможенного поста аэропорта Шереметьево (далее - таможенный пост) заявленный обществом код товарной номенклатуры подтвержден.
После выпуска товаров таможней проведена камеральная таможенная проверка в отношении общества, о чем составлен акт N 10005000/400/251212/А0035.
По результатам проверки таможня вынесла решение от 25.12.2012 N 10005000-21-31/0862 о классификации, которым отменила названное решение таможенного поста, исходя из того, что заявленная обществом в ЭТД эндовидеокамера, модель TELECAM, подлежит классификации по коду 8525 80 190 0 ТН ВЭД (согласно которому ставка ввозной таможенной пошлины равна 5 %), и в связи с изменением кода ТН ВЭД выставила обществу требование от 13.03.2013 N 245 об уплате таможенных платежей
Не согласившись с таможней, общество оспорило ее решение и требование в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал их необоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене с принятием по делу нового судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов Таможенного Союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
В данном случае общество, подав в арбитражный суд 05.04.2013 заявление об оспаривании решения таможни от 29.12.2012, полученного по почте 22.01.2013, а также об оспаривании требования таможни от 13.03.3013, соблюло указанный срок.
В соответствии со статьей 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно части 1 статьи 180 ТК ТС при таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, декларантом подается, в том числе, декларация на товары.
Пунктом 5 части 2 статьи 181 ТК ТС установлено, что в декларации на товары указываются, в том числе сведения о товарах, в состав которых входит классификационный код товаров по ТН ВЭД.
ТН ВЭД (товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза), утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54, в редакции, подлежащей применению к спорным отношениям, предусмотрено, что:
1) код ТН ВЭД 9018 90 840 9 (указанный обществом в ЭДТ) имеет следующее содержание:
приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения: - аппаратура электродиагностическая (включая аппаратуру для функциональных диагностических исследований или для контроля физиологических параметров) (9018):
- инструменты и оборудование, прочие (9018 90),
- - прочие (9018 90 840),
- - - прочие (9018 90 840 09),
2) код ТН ВЭД 8525 80 190 0 (указанный таможней в оспариваемом решении о классификации товара) имеет следующее содержание:
аппаратура передающая для радиовещания или телевидения, включающая или не включающая в свой состав приемную, звукозаписывающую или звуковоспроизводящую аппаратуру; телевизионные камеры, цифровые камеры и записывающие видеокамеры (8525):
- телевизионные камеры, цифровые камеры и записывающие видеокамеры (8525 80):
- - телевизионные камеры:
- - - прочие (8525 80 190 0).
ТН ВЭД предусматривают следующие основные правила интерпретации товарной номенклатуры (далее - ОПИ)
1. Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии со следующими положениями:
2. а) Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
б) Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество должна рассматриваться и как ссылка на смеси или соединения этого материала или вещества с другими материалами или веществами. Любая ссылка на товар из определенного материала или вещества должна рассматриваться и как ссылка на товары, полностью или частично состоящие из этого материала или вещества. Классификация товаров, состоящих более чем из одного материала или вещества, осуществляется в соответствии с положениями Правила 3.
3. В случае, если в силу Правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом:
а) Предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Однако когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к части товаров, представленных в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них дает более полное или точное описание товара.
б) Смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим.
в) Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.
Пунктом 6 Положения о порядке применения Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 (далее - Положение), предусмотрено, что ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно:
- ОПИ 1 применяется в первую очередь;
- ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1;
- ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2;
- ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3;
- ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ;
- ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
При применении ОПИ 2 сначала применяется ОПИ 2а, затем ОПИ 2б - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 2а.
При применении ОПИ 3 сначала применяется ОПИ 3а, затем ОПИ 3б - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 3а, затем ОПИ 3в - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 3а или ОПИ 3б.
В случае, если имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, в силу правила 3(а) ОПИ ТН ВЭД классификация таких товаров осуществляется таким образом, что предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
В данном случае таможня не оспаривает, что заявленная в ЭТД эндовидеокамера стандартной комплектации (электронный блок эндовидеокамеры TELECAM DX II APT. 20233011 - 10 шт., головка эндовидеокамеры TELECAM SL с встроенным объективом APT. 20212030 - 10 шт. КОД ОКП 944210, изготовитель: KARL STORZ GMBH&CO.KG, товарный знак: KARL STORZ, марка: KARL STORZ, артикул: APT.CM, количество: 20 шт.) имеет исключительно медицинский характер. Данное оборудование специально спроектировано для использования в медицине по причине особой формы и является комбинацией устройств, которая состоит из головки эндовидеокамеры, которая может подвергаться стерилизации, и блока управления, обработки и документирования.
Причем функции эндовидеокамеры TELECAM DX II APT. 20233011 с принадлежностями не ограничиваются функциями записи, данная эндовидеокамера не подпадает под категорию "телевизионная камера, цифровая камера и записывающая видеокамера".
Из представленных документов, в том числе регистрационного удостоверения ФСЗ 2011/10573 от 21.09.2011, выданного Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, в котором указанной системе присвоен код ОКП 94 4210 ("приборы эндоскопические и увеличительные"), декларации соответствия, директивы Совета Европы от 14.06.1993 N 93/42/ЕЭС по медицинским приборам, технического документации, информационного письма от производителя, письма министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.08.2007 N 04-16491/07, решения от 28.05.2010 N 299 о применении санитарных мер в таможенном союзе (раздел 18), экспертного заключения N 497.021.13.19/02-13 с учетом приведенных положений законодательства и указаний Федерального арбитражного суда Московского округа, содержащихся в постановлении от 26.11.2013 по настоящему делу следует, что эндовидеокамера - является сложным многофункциональным медицинским оборудованием, имеющим систему записи и воспроизведения изображения и представляющее собой систему визуализации медицинского операционного поля, в силу чего оно подлежит классификации по коду ТН ВЭД 9018 90 840 9 ("приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратуру электромедицинскую, прочую и приборы для исследования зрения, инструменты и оборудование, и прочее, прочее, прочее").
Указанное свидетельствует о том, что Правило 1 ОПИ, использованное таможней с целью определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД в рассматриваемом случае не применимо, так как указанное оборудование представляет собой многокомпонентное, многофункциональное устройство. Классификация многофункциональных (многокомпонентных) устройств определена ОПИ 3, согласно которому в случае, если в силу правила 2 б) или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется в соответствии с правилами 3 а), 3 б), 3 в), которые применяются в указанной последовательности.
Исходя из ОПИ и указанных особенностей спорного оборудования, оно не предназначено для функционирования как самостоятельный товар в качестве видеоаппаратуры, применяемой для передачи или фиксации видеосигнала в любых иных сферах кроме медицины.
Согласно пункту 1 статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
В связи с незаконностью решения таможни от 25.12.2012 о классификации товаров требование таможни об уплате таможенных платежей от 13.03.2013 N 245, вынесенное на основании этого решения, подлежит признанию недействительным, а уплаченные обществом по требованию таможни 116 053 рубля 53 копеек таможенных платежей - возвращению обществу.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Обществом при рассмотрении настоящего дела была уплачена государственная пошлина:
за подачу заявления в размере 8 000 рублей (платежное поручение от 01.04.2013 N 473);
за подачу двух апелляционных жалоб 4 000 рублей (платежные поручения от 24.06.2013 N 886, от 24.02.2014 N 181);
за подачу кассационной жалобы 2 000 рублей (платежное поручение от 16.09.2013 N 1221).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статья 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается для организаций - 2 000 рублей.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статья 333.21 Налогового кодекса при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов государственная пошлина уплачивается - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Тем самым, из 8 000 рублей государственной пошлины за подачу заявления в суд первой инстанции, из 4 000 рублей государственной пошлины за подачу апелляционных жалоб, из 2 000 рублей государственной пошлины за подачу кассационной жалобы, 4 000, 2 000 и 1000 рублей, соответственно, являются излишне уплаченными (всего 7 000 рублей), а другие 4 000, 2 000 и 1000 рублей, соответственно (всего 7 000 рублей) правильно уплачены обществом.
В связи с удовлетворением требований общества судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 7 000 рублей подлежат взысканию с таможни в пользу общества. Излишне уплаченная обществом государственная пошлина в размере 7 000 рублей подлежат возврату из федерального бюджета.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17.02.2014 по делу N А41-14037/13 отменить, заявленные требования удовлетворить: решение Шереметьевской таможни от 25.12.2012 N 10005000-21-31/0862 о классификации товаров по ТН ВЭД ТС и требование Шереметьевской таможни от 13.03.2013 N 245 об уплате таможенных платежей признать недействительными, взыскать с Шереметьевской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Медицинская фирма "ГАЛАТЕЯ-ЭНДОСКОПЫ" (ИНН: 7716183220; ОГРН: 1027739502724) уплаченные таможенные платежи по указанному требованию в размере 116 053 рублей 53 копеек.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Медицинская фирма "ГАЛАТЕЯ-ЭНДОСКОПЫ" (ИНН: 7716183220; ОГРН: 1027739502724) из федерального бюджета 7 000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины за подачу заявления, апелляционных жалоб и кассационной жалобы.
Взыскать с Шереметьевской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Медицинская фирма "ГАЛАТЕЯ-ЭНДОСКОПЫ" 7 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу заявления, апелляционных и кассационной жалобы.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-14037/2013
Истец: ООО "Медицинская фирма Галатея-эндоскопы"
Ответчик: Шереметьевская таможня
Третье лицо: Шереметьевская таможня
Хронология рассмотрения дела:
05.05.2014 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2764/14
17.02.2014 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-14037/13
26.11.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-13393/13
19.08.2013 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-6923/13
03.06.2013 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-14037/13