г. Самара |
|
06 мая 2014 г. |
Дело N А72-14381/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 05 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 06 мая 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Захаровой Е.И., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сергеевым А.Ю.,
с участием:
от Симонова Бориса Павловича - представитель не явился, извещен,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области - представителя Фоминой Е.Л. (доверенность от 14.04.2014 N 03-09/1572),
от общества с ограниченной ответственностью "Ульяновск-Терминал" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционным жалобам Симонова Бориса Павловича,
общества с ограниченной ответственностью "Ульяновск-Терминал"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27 февраля 2014 года по делу N А72-14381/2013,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ульяновск-Терминал" (ИНН 7326999951, ОГРН 1027301402831), г. Ульяновск,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области, г. Ульяновск,
о признании незаконным и отмене постановления,
и объединенное дело
по заявлению Симонова Бориса Павловича, г. Ульяновск,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области, г. Ульяновск,
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Ульяновск-Терминал" (ИНН 7326999951, ОГРН 1027301402831), г. Ульяновск,
о признании незаконным и отмене представления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ульяновск-Терминал" (далее - первый заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области (далее - ответчик) от 24.10.2013 года N 178 о назначении административного наказания, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 135 000 руб.
Определением от 06.12.2013 года принято к производству в рамках дела N А72-16050/2013 заявление Симонова Бориса Павловича (далее = второй заявитель) - генерального директора ООО "Ульяновск-Терминал" о признании незаконным и отмене представления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области N 9 от 24.10.2013 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 27 февраля 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, общество с ограниченной ответственностью "Ульяновск-Терминал" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, жалобу - удовлетворить.
Симонов Борис Павлович в своей апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, жалобу - удовлетворить.
В возражениях на апелляционную жалобу Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции 05.05.2014 от Симонова Бориса Павловича и общества с ограниченной ответственностью "Ульяновск-Терминал" поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, которые удовлетворены судом апелляционной инстанции.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
В судебное заседание представители Симонова Бориса Павловича, общества с ограниченной ответственностью "Ульяновск-Терминал" не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционные жалобы в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрены в их отсутствие.
Апелляционные жалобы на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрены в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционных жалоб, возражений, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, при этом исходил из следующего.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области 11.10.2013 года проведена проверка соблюдения ООО "Ульяновск-Терминал" обязательных требований природоохранного законодательства.
В ходе проверки административным органом установлено, что в результате деятельности ООО "Ульяновск-Терминал" образуются отходы производства и потребления I-V класса опасности, что подтверждается материалами дела: расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3-4 кварталы 2012 года, 1-2 кварталы 2013 года; данными учета Общества в области обращения с отходами; актами выполненных работ по вывозу, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов; Проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; документами об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ООО "Ульяновск Терминал"; техническими отчетами о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами; паспортами опасных отходов; свидетельствами о классе опасности отходов на окружающую среду; актом проверки от 11.10.2013 года N 180; фотографиями к акту, сделанными в ходе проверки; протоколом от 11.10.2013 года N 237 об административном правонарушении.
Указанные обстоятельства, по мнению проверяющих, свидетельствуют о допущенном заявителем нарушении ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 1 ст. 11, ч.ч. 2, 3 ст. 14, ч. 1 ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 3.6. СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 года N 80, п. 3, 6, 7, 8, 9, 20 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 года N 721.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 11.10.2013 года N 180, юридическому лицу выданы предписания об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 11.10.2013 года NN 307-309.
По факту выявленного нарушения административным органом в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 11.10.2013 г. N 237, вынесено постановление от 24.10.2013 года N 178 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 135 000 рублей.
Кроме того, в результате проведенной проверки в отношении должностного лица - генерального директора ООО "Ульяновск-Терминал" Симонова Б.П. составлены протоколы от 11.10.2013 года N N 237 и 238 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена по ст. 8.2 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Симонов Б.П. привлечен ответчиком к административной ответственности в виде штрафа в размере 15 000 руб. за несоблюдение вышеуказанных требований при обращении с отходами производства и потребления (постановление о назначении административного наказания от 24.10.2013 года N 179).
По мнению проверяющих совершению нарушений способствовал слабый контроль со стороны генерального директора.
Согласно ч. 1 ст. 29.13. КоАП РФ должностным лицом Управления, рассматривавшим дело об административном правонарушении, Симонову Б.П. внесено оспариваемое им представление от 24.10.2013 года N 9 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, обязывающее его принять меры по устранению выявленных нарушений и представить соответствующую информацию в Управление.
Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 16.12.2013 года вынесенное в отношении Симонова Б.П. постановление о назначении административного наказания от 24.10.2013 года N 179 оставлено без изменения, а его жалоба на это постановление - без удовлетворения. Решением Ульяновского областного суда от 28.01.2014 года жалоба Симонова Б.П. на указанное решение Ленинского районного суда г. Ульяновска оставлена без удовлетворения.
Определением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19.11.2013 года Симонову Б.П. отказано со ссылкой на неподведомственность в принятии к рассмотрению судом общей юрисдикции его заявления об оспаривании представления от 24.10.2013 года N 9 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. В связи с изложенным заявление Симонова Б.П. рассматривается арбитражным судом.
Заявители, полагая, что вынесенные ненормативные акты противоречат закону и нарушают их права в сфере экономической деятельности, обратились с заявлениями в суд.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых отклонены доводы заявителя.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами в виде наложения административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток.
Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Согласно части 3 статьи 51 Закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.98 "Об отходах производства и потребления" определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Под накоплением отходов понимается временное складирование (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В силу статьи 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (часть 1).
Запрещается, в том числе, сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (часть 2).
Согласно статье 28 Федерального закона N 89-ФЗ неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 июля 2011 года N 709/11 определено, что Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами. Следовательно, юридическое лицо, в результате деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
Согласно п. 3.6. СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 г. N 80, накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары.
Во исполнение указанного пункта ООО "Ульяновск - Терминал" разработало Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее также ПНООЛР) ООО "Ульяновск - Терминал", в котором установило и определило условия сбора и накопления отходов с учетом их класса опасности, способа упаковки, агрегатного состояния и надежности тары.
В разделе 6 "Характеристика объектов хранения отходов сроком до 3 лет. Обоснование предельного количества накопления отходов" Проекта в таблице 2.14. приведены способы накопления (временного хранения) для каждого вида отхода, образующегося в результате деятельности, в том числе: накопление отходов III класса опасности - масел моторных, трансмиссионных отработанных должно осуществляться раздельно в емкости на бетонном основании.
Однако, как установлено ответчиком, ООО "Ульяновск - Терминал" указанные отходы накапливаются в металлических емкостях на почве, что подтверждается фотографиями N N 7, 8, сделанными в ходе проведения проверки.
Довод заявителя о том, что емкость для хранения указанного отхода расположена на бетонном основании, не подтвержден документально. Представленные заявителем в материалы дела фотографии отражают иное место расположения этих же ёмкостей относительно того, как оно было зафиксировано во время проверки. Доказательств тому, что данное место расположения не было изменено после проверки, в материалах дела не имеется.
В указанной выше таблице ПНООЛР ООО "Ульяновск - Терминал" предусмотрено, что накопление отходов II класса опасности - аккумуляторов свинцовых отработанных неповрежденных с не слитым электролитом должно осуществляться раздельно на стеллаже.
Однако, проверкой и представленными в дело доказательствами установлено, что в ООО "Ульяновск - Терминал" место накопления указанных отходов не соответствует приведенным условиям, а именно: не обеспечивается раздельное накопление указанных отходов, что подтверждается фотографией N 6, сделанной в ходе проведения проверки.
Довод заявителя о том, что место накопления указанного отхода соответствует Порядку осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, несостоятелен по следующим основаниям. Указанное нарушение является следствием несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами. Причем, к санитарно-эпидемиологическим требованиям относятся вышеуказанные требования п. 3.6. СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 года N 80, устанавливающие, что условия сбора и накопления отходов отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары. Таким образом, указанной нормой четко установлено в каких локальных актах отражены названные условия. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) ООО "Ульяновск - Терминал" N 2031/03 относится к таким локальным актам. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами отсутствует в вышеприведенном перечне, установленном п. 3.6. указанного СанПиН.
В таблице 2.14. ПНООЛР ООО "Ульяновск - Терминал" предусмотрено, что накопление отходов IV класса опасности - мусора от бытовых помещений организаций несортированного (ТБО) должно осуществляться в смеси в металлическом контейнере.
Однако, в ООО "Ульяновск - Терминал" указанные отходы накапливаются насыпью на бетоне рядом с металлическими контейнерами, что подтверждается фотографиями N N 1, 4, сделанными в ходе проведения проверки.
ПНООЛР ООО "Ульяновск - Терминал" предусмотрено накопление мусора от бытовых помещений организаций несортированного только в металлическом контейнере. Это обусловлено тем, что указанный способ накопления отходов исключает рассыпание отходов, при котором отходы будут проникать в окружающую среду, например, почву, поскольку защищены контейнером.
В таблице 2.14. ПНООЛР ООО "Ульяновск - Терминал" предусмотрено, что накопление отходов III класса опасности - отходов сложного комбинированного состава в виде изделий, оборудования, устройств, не вошедших в другие пункты (отработанных масляных фильтров) должно осуществляться в металлической емкости раздельно от других отходов.
Однако, в ООО "Ульяновск - Терминал" указанные отходы накапливаются в гараже в металлической емкости вместе с отходами IV класса опасности (ТБО), что подтверждается фотографиями N N 9, 10, сделанными в ходе проведения проверки, а также протоколами результатов биотестирования от 07.10.2013 года NN 462/2, 462/3.
Довод заявителя о том, что указанное нарушение носит устранимый характер и не повлекло вредных последствий, правомерно отклонен судом, поскольку указанное нарушение создает реальную угрозу причинения вреда окружающей среде, так как смешение отходов III и IV классов опасности на стадии накопления приводит к тому, что их размещение либо обезвреживание также будет осуществляться совместно, что является недопустимым. Размещение должно осуществляться разными способами, причем способы размещения отходов IV класса опасности неприменимы к отходам III класса опасности.
Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Пунктами 3, 5 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 года N 721, установлено, что материалы учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов являются информацией в области обращения с отходами и используется при подготовке технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах и при расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду; учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу в целом. Учету подлежат все виды отходов I-V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом за учетный период.
Пункт 6 Порядка учета в области обращения с отходами устанавливает, что данные учета в области обращения с отходами юридическими лицами оформляются в письменном и/или электронном виде в соответствии с приложениями 1-4 к данному Порядку. Заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов.
Пунктом 7 Порядка учета в области обращения с отходами установлено, что данные учета обобщаются по итогам очередного квартала, а также очередного календарного года, в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.
Согласно п. 8 Порядка листы таблицы данных учета один раз в месяц, но не позднее 15 числа каждого месяца, брошюруются, с приложением к ним титульного листа, прошиваются и на последней странице скрепляются оттиском круглой печати и подписью руководителя юридического лица и лица, ответственного за осуществление учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Пунктом 9 Порядка установлено, что опечатки, подчистки, приписки, зачеркнутые слова в документах учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов не допускаются. Все исправления должны быть заверены подписью (с указанием фамилии и инициалов лица, ответственного за осуществление учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов) и печатью юридического лица (индивидуального предпринимателя).
Согласно п. 20 Порядка юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Доказательствами по делу подтверждается, что на момент проведения проверки Обществом за период 3 квартал 2012 года - 2 квартал 2013 года не представлены обобщенные по юридическому лицу в целом (т.е. сводные), как того требует п. 3 Порядка, данные учета в области обращения с отходами по состоянию на 01.08.2012 г. (не позднее 15.08.2012 г.), 01.09.2012 г. (не позднее 15.09.2012 г.), 01.10.2012 г. (не позднее 15.10.2012 г.), 01.11.2012 г. (не позднее 15.11.2012 г.), 01.12.2012 г. (не позднее 15.12.2012 г.); 01.01.2013 г. (не позднее 15.01.2013 г.); 01.02.2013 г. (не позднее 15.02.2013 г.), 01.03.2013 г. (не позднее 15.03.2013 г.), 01.04.2013 г. (не позднее 15.04.2013 г.), 01.05.2013 г. (не позднее 15.05.2013 г.), 01.06.2013 г. (не позднее 15.06.2013 г.), 01.07.2013 г. (не позднее 15.07.2013 г.), 01.08.2013 г. (не позднее 15.08.2013 г.), 01.09.2013 г. (не позднее 15.09.2013 г.).
Довод заявителя о том, что ежемесячное обобщение данных учета Порядком не предусмотрено, несостоятелен, поскольку пунктом 3 Порядка предусмотрено, что учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу в целом. Обществом представлены ежемесячные данные учета по структурным подразделениям (цехам) - Ульяновскому, Чердаклинскому, Вешкаймскому цехам. Однако, по юридическому лицу в целом указанные сводные данные в Управление представлены не были.
Общество учетные данные в области обращения с отходами предоставило по обособленным подразделениям (цехам): по Ульяновскому цеху за июль 2012 года - июнь 2013 года; по Вешкаймскому цеху за июль 2012 года - июнь 2013 года; по Чердаклинскому цеху за июль 2012 года - июнь 2013 года, которые не обобщены по состоянию на 01.10.2012 года - 3 квартал 2012 года (что необходимо сделать не позднее 10.10.2012 года), на 01.01.2013 года - 4 квартал 2012 года (не позднее 10.01.2013 г.), на 01.04.2013 года - 1 квартал 2013 года (не позднее 10.04.2013 года), на 01.07.2013 года - 2 квартал 2013 года (не позднее 10.07.2013 года), на 01.10.2013 года - 3 квартал 2013 года (не позднее 10.10.2013 года). Данные учета в области обращения с отходами по итогам 2012 года ООО "Ульяновск-Терминал" представлены не были.
Кроме того, данные учета в области обращения с отходами за июль 2013 года, август 2013 года, сентябрь 2013 года по обособленным подразделениям (Ульяновскому, Вешкаймскому, Чердаклинскому цехам) и по юридическому лицу в целом ООО "Ульяновск - Терминал" не представлены.
В данных учета в области обращения с отходами заявителя (сводная) за 2 кв. 2013 на титульном листе имеется исправление, которое не заверено подписью (с указанием фамилии и инициалов лица, ответственного за осуществление учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов) и печатью юридического лица, как того требует п. 9 Порядка учета в области обращения с отходами.
Исходя из всего вышеизложенного, судом и ответчиком сделан правильный вывод о том, что в ООО "Ульяновск - Терминал" учет в области обращения с отходами ведется не в полном объеме, с соблюдением не всех требований природоохранного законодательства, заявитель не обеспечивает полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, который является информацией в области обращения с отходами и используется при подготовке технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, при расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ч. 2, 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
Согласно представленному акту на сбор промышленных отходов от 26.10.2013 года N ПР000002677 ООО "Ульяновск - Терминал" (Чердаклинский цех) передало ООО "Приор" отход II класса опасности - аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с неслитым электролитом в количестве 0,08 т, согласно акту на сбор промышленных отходов от 26.10.2013 года N ПР000002678, ООО "Ульяновск - Терминал" (Ульяновский цех) передало ООО "Приор" указанный отход в количестве 0,2 т, согласно акту на сбор промышленных отходов от 26.10.2013 года N ПР000002676 ООО "Ульяновск- Терминал" (Вешкаймский цех) передало ООО "Приор" указанный отход в количестве 0,045 т. Приведенные факты свидетельствуют, что в процессе деятельности ООО "Ульяновск-Терминал" образуется данный вид отхода. Однако, на момент проверки паспорт на отход II класса опасности - аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с неслитым электролитом, а также документ, подтверждающий отнесение данного отхода к конкретному классу опасности ООО "Ульяновск-Терминал" представлены не были.
Довод заявителя о том, что в ООО "Ульяновск - Терминал" оформлен паспорт на отход II класса опасности - "Кислота аккумуляторная серная отработанная" и паспорт на отход III класса опасности - "Аккумуляторы свинцовые отработанные неразобранные, со слитым электролитом" и что плата за утилизацию аккумуляторов производилась как за отходы II класса опасности по принципу содержания в них вещества с наивысшим классом опасности - кислоты серной, также правомерно отклонен судом.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 года N 786, отход "аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с не слитым электролитом" (код по ФККО 9211010113012) отнесены к отходу II класса опасности, т.к. тринадцатая цифра кода используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды (т.е. последняя цифра 2 означает II-й класс опасности).
Законодательством не установлена возможность совместного обезвреживания/размещения отходов разных классов опасности способом, пригодным для обезвреживания/размещения отхода с наивысшим классом опасности. Вместе с тем лица, осуществляющие обезвреживание/размещение отходов I-IV класса опасности обязаны иметь соответствующую лицензию (ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Поскольку лицензия выдается на осуществление определенных видов деятельности и в приложении к лицензии указываются конкретные виды отходов с указанием их кода по ФККО, деятельность по обезвреживанию, размещению отходов должна осуществляться в строгом соответствии с выданной лицензией, т.е. с теми видами отходов (согласно ФККО), которые указаны в приложении.
Таким образом, наличие лицензии на обезвреживание отхода II класса опасности - "Кислота аккумуляторная серная отработанная" не предоставляет права указанному лицу (лицензиату) обезвреживать отход III класса опасности - "Аккумуляторы свинцовые отработанные неразобранные, со слитым электролитом" и отход II класса опасности "Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с неслитым электролитом". Кроме того, для обезвреживания конкретных видов отходов требуется наличие специального оборудования. Следовательно, вышеуказанный способ обезвреживания отходов недопустим.
Паспорта на отход II класса опасности - "Кислота аккумуляторная серная отработанная" и на отход III класса опасности - "Аккумуляторы свинцовые отработанные неразобранные, со слитым электролитом" не могут заменить собой паспорт на отход II класса опасности - "Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с не слитым электролитом". Указанные виды отходов имеют разный компонентный состав и определенный код по Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО): 5210010102012 - кислота аккумуляторная серная отработанная, 9211010113012 - аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с не слитым электролитом, 9211010213013 - аккумуляторы свинцовые отработанные неразобранные, со слитым электролитом.
Как правильно указал суд, довод заявителя о передаче им на утилизацию отходов III класса опасности как отходов II класса опасности лишь подтверждает его безответственное и пренебрежительное отношение к требованиям природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.
В части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто наказанию иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Вина данного юридического лица заключается в его действиях (бездействии), выразившихся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. Так как, ООО "Ульяновск-Терминал" имелась возможность для соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды и принятия необходимых мер, однако оно не предприняло всех зависящих от него мер для соблюдения обязательных требований.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о доказанности события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, и наличии вины ООО "Ульяновск-Терминал" в его совершении.
В силу положений ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. По делу об административном правонарушении выяснению подлежит лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения, лицо его совершившее, его вина. Указанные обстоятельства подлежат доказыванию в порядке, определенном главой 26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
С учетом положений части 6 статьи 2010 АПК РФ судом сделан правильный вывод о законности постановления Управления Росприроднадзора по Ульяновской области, законные основания для привлечения общества к административной ответственности имелись, установленный порядок привлечения к ответственности соблюден, протокол об административных правонарушениях составлен с соблюдением требований, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ, сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли, наказание назначено обществу в пределах санкций, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, которой предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения, не имеется, поскольку совершенные предприятием правонарушения затрагивают права и охраняемые законом интересы государства, а также значительного числа организаций и граждан.
Не подлежат удовлетворению и требования генерального директора ООО "Ульяновск-Терминал" Симонова Б.П. об оспаривании внесенного ему Управлением представления от 24.10.2013 года N 9 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Указанное представление принято при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Симонова Б.П. как должностного лица ООО "Ульяновск-Терминал".
Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 16.12.2013 года, оставленным без изменения решением Ульяновского областного суда от 28.01.2014 года, постановление о назначении Симонову Б.П. административного наказания оставлено без изменения.
Должностное лицо Управления, рассмотревшее дело об административном правонарушении в отношении Симонова Б.П., верно устанавливало причины и условия, способствовавшие его совершению, и внесло оспариваемое представление, руководствуясь своим правом, предусмотренным ст. 29.13 КоАП РФ, в адрес Симонова Б.П.
Симонов Б.П. назначен на должность генерального директора ООО "Ульяновск-Терминал" на основании решения единственного участника Общества от 17.08.2013 года N 3. Следовательно, он, как должностное лицо, руководящее ООО "Ульяновск-Терминал", несет полную ответственность за соблюдение требований законодательства при осуществлении деятельности возглавляемого им юридического лица, в том числе и природоохранного. В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ к должностным лицам относятся лица, обладающие организационно - распорядительными и административно - хозяйственными функциями, руководители организаций.
Генеральный директор ООО "Ульяновск-Терминал" является, в соответствии с его Уставом, единоличным исполнительным органом общества. Согласно п. 13.1 Устава к его компетенции относятся все вопросы руководства текущей деятельностью.
Как следует из доказательств по делу Симонов Б.П., являясь генеральным директором ООО "Ульяновск-Терминал", не принял необходимых и исчерпывающих мер к соблюдению требований природоохранного законодательства, поскольку не обеспечил соответствие установленным требованиям условий сбора и накопления отходов производства и потребления в Обществе, ведение в полном объеме, с соблюдением требований природоохранного законодательства учета в области обращения с отходами, получение паспорта на отход II класса опасности.
Своевременно исчерпывающих мер к недопущению указанных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды им принято не было, что явлется следствием слабого контроля с его стороны. В связи с изложенным, его довод о внесении оспариваемого представления ненадлежащему лицу несостоятелен. Представленная в материалы дела доверенность от 01.10.2013 года N 54 на имя Фаломеева А.Н., подписанная генеральным директором ООО "Ульяновск-Терминал" Симоновым Б.П., опровергает факт нахождения Симонова Б.П. в отпуске, и вопреки его доводам свидетельствует о нахождении его на рабочем месте и исполнении им 01.10.2013 года своих должностных обязанностей.
Кроме того, факт нахождения руководителя в отпуске не является препятствием к внесению именно в его адрес представления, поскольку выявленные Управлением нарушения являются следствием систематического неисполнения природоохранного законодательства на протяжении длительного периода времени, а не только в дни проведения проверки.
Ссылка Симонова Б.П. на неуказание в оспариваемом представлении конкретных мер, способных устранить причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения, не может быть принята судом во внимание, так как КоАП РФ подобных требований к оформлению представления не содержит. Напротив, согласно ч. 2 ст. 29.13. КоАП РФ организации и должностные лица, в адрес которых внесено представление, обязаны рассмотреть его и в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах должностному лицу, внесшим представление. Таким образом, принятие конкретных мер с целью устранения нарушений является обязанностью лица, в отношении которого указанное представление внесено.
При таких обстоятельствах, оспариваемое Симоновым Б.П. представление от 24.10.2013 года N 9 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, является обосновано законным.
На основании изложенного, оценив и исследовав в совокупности и взаимосвязи имеющиеся доказательства, суд первой инстанции обоснованно отказал заявителям в удовлетворении заявления.
Материалами дела подтверждается, что постановление принято уполномоченным органом, порядок привлечения к административной ответственности соблюден, основания для привлечения к ответственности имеются, срок давности привлечения к ответственности не истек, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют, штраф назначен в минимальном размере санкции вменяемой статьи, в связи с чем отсутствуют основания для признания назначенного штрафа несправедливым и несоразмерным характеру совершенного правонарушения.
Доводы, приведенные в апелляционных жалобах, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27 февраля 2014 года по делу N А72-14381/2013 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
Е.И.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-14381/2013
Истец: ООО "Ульяновск-Терминал", ООО "Ульяновск-Терминал", г. Ульяновск, Симонов Б. П., Симонов Борис Павлович
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области, г. Ульяновск
Третье лицо: ООО "Ульяновск-Терминал"