город Воронеж |
|
30 апреля 2014 г. |
Дело N А14-13701/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Осиповой М.Б.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже на решение арбитражного суда Воронежской области от 25.02.2014 по делу N А14-13701/2013 (судья Соболева Е.П.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Воронеж" (ОГРН 1023601560036, ИНН 3664000885) о признании частично недействительным решения от 20.11.2013 N 04603313РВ0001036,
при участии в судебном заседании:
от управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже: Киселевой Я.Г., ведущего специалиста-эксперта юридического отдела по доверенности от 09.01.2014 N 06-36/12;
от открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Воронеж": Лацыгиной О.Г., ведущего юрисконсульта юридического управления по доверенности от 17.10.2013 N 225
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Воронеж" (далее - общество "Газпром газораспределение Воронеж", общество, страхователь) обратилось в арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании частично недействительным решения управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее - управление Пенсионного фонда, фонд, страховщик) от 20.11.2013 N 46 033 13 РВ 0001036 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах".
Решением арбитражного суда Воронежской области от 25.02.2014 заявленные требования удовлетворены, решение управления Пенсионного фонда от 20.11.2013 N 46 033 13 РВ 0001036 признано недействительным в оспариваемой части.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, управление Пенсионного фонда обратилось с апелляционной жалобой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем просит отменить решение суда области в части удовлетворения требований общества "Газпром газораспределение Воронеж" и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы управление Пенсионного фонда ссылается на то, что имеющиеся у общества "Газпром газораспределение Воронеж" позволили фонду при проведении проверки выявить как факт выплаты командированным работникам компенсаций по найму жилого помещения при отсутствии подтверждающих документов, что свидетельствует о выплате работникам дохода, подлежащего обложению страховыми взносами, так и факт неисчисления с этих выплат страховых взносов и непредставления фонду сведений о произведенных выплатах.
При этом фонд также указывает на то, что суммы выплат и иных вознаграждений, подлежащих обложению страховыми взносами, достигли предельной величины базы в отношении Чернова С.В. в декабре 2010 года, в отношении Гилева В.Н. в декабре 2011 года и в отношении Косырева Е.В. в ноябре 2011 года.
В указанной связи, как считает фонд, у него имелись основания как для начисления страховых взносов, так и для привлечения общества к ответственности за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за полугодие 2010 года, 2010 год, 1 квартал 2011 года, полугодие 2011 года, 9 месяцев 2011 года, 1 квартал 2011 года, 9 месяцев 2011 года, 1 квартал 2012 года, 9 месяцев 2012 года.
Общество "Газпром газораспределение Воронеж" письменного отзыва не представило. Представитель общества в ходе рассмотрения дела возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность принятого судом области решения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей управления Пенсионного фонда и общества "Газпром газораспределение Воронеж", суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции надлежит оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования обществом "Газпром газораспределением Воронеж" за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.
О выявленных в ходе проверки нарушениях управлением был составлен акт проверки от 15.10.2013 N 046 033 13 АВ 0003548, по результатам рассмотрения которого заместителем начальника управления Пенсионного фонда было вынесено решение от 20.11.2013 N 046 033 13 РВ 0001036 "О привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах".
Данным решением общество "Газпром газораспределение Воронеж" привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для исчисления страховых взносов - в сумме 10 922,92 руб., а также к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ), в виде взыскания штрафа в общей сумме 188 434,78 руб. за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Также указанным решением обществу было доначислено и предложено уплатить (пункт 6.1 резолютивной части решения) страховые взносы в общей сумме 49 252,41 руб., в том числе на обязательное пенсионное страхование в сумме 42 004,21 руб. и на обязательное медицинское страхование в сумме 7 248,20 руб., и начислены пени по состоянию на 23.10.2013 года в общей сумме 13 493,17 руб., в том числе на обязательное пенсионное страхование - 11 805,06 руб. и на обязательное медицинское страхование - 1 688,11 руб.
Кроме того, пунктами 6.2 и 6.3 пункта 6, пунктами 7 и 8 резолютивной части решения обществу предложено уплатить доначисленные суммы штрафов и пеней, внести необходимые исправления в бухгалтерский учет и представить в органы Пенсионного фонда корректирующие формы индивидуального (персонифицированного) учета за соответствующие периоды.
Основанием для вынесения указанного решения послужили выводы управления Пенсионного фонда о неправомерном неисчислении страховых взносов с сумм выплат работникам денежных компенсаций расходов по найму жилья при отсутствии подтверждающих документов, а также непринятия Фондом социального страхования Российской Федерации к зачету расходов, произведенных страхователем в связи с обязательным страхованием на случай временной нетрудоспособности и в с материнством.
Не согласившись с решением от 20.11.2013 N 046 033 13 РВ 0001036 в части привлечения к ответственности за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 10 859,14 руб., привлечения к ответственности за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 182 134,45 руб., начисления пени в сумме 13 493,17 руб., доначисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 48 933,49 руб., а также в части предложения уплатить доначисленные суммы страховых взносов, пеней и штрафов, внесения исправлений в бухгалтерский учет и сдаче корректирующих форм индивидуального (персонифицированного) учета за соответствующие периоды, общество оспорило его в арбитражном суде Воронежской области.
Удовлетворяя заявленные требования в оспариваемой страхователем части, суд области, посчитав установленную локальными нормативными актами общества компенсацию расходов по найму жилого помещения, выплачиваемую при отсутствии подтверждающих документов, законно установленной, пришел к выводу о том, что указанные суммы не являются выплатами и иными вознаграждениями, начисляемыми работодателем в пользу работников в качестве платы за выполнение обусловленной трудовым договором трудовой функции, а носят компенсационный характер в связи с необходимостью выполнения трудовых функций вне места постоянной работы и жительства, вследствие чего они не могут являться объектом обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в силу положений части 2 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
При этом суд руководствовался пунктом 11 постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749, утвердившего Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, а также локальным нормативным актом общества - Положением о порядке и условиях командирования работников открытого акционерного общества "Воронежоблгаз" (далее - общество "Воронежоблгаз"), утвержденного приказом генерального директора общества от 26.06.2009 N 242, а с 21.07.2011 - приказом генерального директора названного общества от 21.07.2011 N 333.
Удовлетворяя требования страхователя в отношении привлечения к ответственности по пункту 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, суд области исходил из того, что сам по себе факт занижения страхователем базы для исчисления страховых взносов, повлекший неверное исчисление сумм страховых взносов, не образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, а доказательств того, что общество не предоставило эти сведения или предоставило недостоверные сведения в отношении спорных сумм выплат, фонд в материалы дела не представил.
Апелляционная коллегия полагает указанные выводы суда области обоснованными, исходя при этом из следующего.
На основании подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации, индивидуальные предприниматели), являются плательщиками страховых взносов, обязанными, в силу статьи 18 этого же Закона, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.
Сумма страховых взносов, согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В соответствии с пунктами 3, 4, 5 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства (пункт 8 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
При этом статьей 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлены объекты обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В силу пункта 1 указанной статьи Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2011, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признавались выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
С 01.01.2011 Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ в названную норму внесены изменения, согласно которым объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Закона.
При расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен (пункт 6 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Подпунктом "б" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационные выплаты (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения.
Таким образом, в отличие от оплаты труда (вознаграждения за труд) работников, получаемой ими в соответствии с условиями заключенных трудовых договоров и системой оплаты труда, установленной у работодателя, выплаты, связанные с предоставлением компенсационных выплат в случаях, установленных действующим законодательством, не подлежит обложению страховыми взносами.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) устанавливает понятие трудовых отношений, под которыми понимаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Взаимосвязанное толкование приведенной нормы и нормы пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ позволяет сделать вывод, что под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать суммы, полученные работником от работодателя за выполнение трудовой функции, обусловленной трудовым соглашением, определяемые в соответствии с перечисленными нормативными правовыми и локальными актами.
Согласно статье 129 Трудового кодекса заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Поощрения предусмотрены статьей 191 Трудового кодекса за добросовестное исполнение трудовых обязанностей.
Статья 164 Трудового кодекса содержит понятие компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 5 Трудового кодекса регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из названного Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Следовательно, компенсация, определенная в локальном нормативном акте в соответствии с нормами действующего законодательства, признается законно установленной.
Как следует из материалов дела, общество "Воронежоблгаз" было зарегистрировано в качестве юридического лица 16.10.1998, о чем в единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись.
Впоследствии, а именно 30.09.2013, общество "Воронежоблгаз" изменило наименование на общество "Газпром газораспределение Воронеж", что нашло отражение в едином государственном реестре юридических лиц, а также в уставе общества.
Согласно представленному в материалы дела уставу общества "Газпром газораспределение Воронеж" основными видами деятельности общества является транспортировка газа по трубопроводам и техническое обслуживание и эксплуатация газораспределительных систем, а также текущий ремонт газовых сетей и сооружений на них, газового оборудования котельных по заключенным договорам.
Из материалов рассматриваемого дела следует, что в проверенном фондом периоде общество в 2010-2012 годах на основании Положений о порядке и условиях командирования работников производило выплаты денежной компенсации расходов по найму жилья работникам, занятым на работах по техническому обслуживанию и текущему ремонту газовых сетей, сооружений и газового оборудования, при отсутствии подтверждающих документов.
Сумма компенсаций, как это установлено фондом, составила 98 700 руб. в июне 2010 года, 33 950 руб. в октябре 2010 года, 17 150 руб. в феврале 2011 года, 49 700 руб. в сентябре 2011 года, 1 050 руб. в феврале 2012 года, 10 500 руб. в сентябре 2012 года.
Из акта проверки следует, что сотрудники общества, направленные в командировку согласно соответствующим приказам, при отсутствии возможности возвращения к месту проживания (однодневные командировки) либо при необеспечении их жильем, включали расходы по проживанию в авансовые отчеты по итогам командировки, которые впоследствии возмещались им за счет средств работодателя.
При этом, положением об оплате труда общества не предусматривалось, что компенсация расходов по проживанию является одной из форм оплаты труда (частью оплаты труда) работников, направляемых в командировки. Компенсации, как это установлено самим фондом при проведении проверки, выплачивались работникам общества, направляемым в командировки, вне зависимости от условий трудовых договоров и результатов выполнения работы.
При этом, как следует из пункта 3.11 Положения о порядке и условиях командирования работников общества "Воронежоблгаз", утвержденного приказом генерального директора названного общества от 26.06.2009 N 242, при отсутствии подтверждающих документов расходы по найму жилого помещения возмещаются водителям автотранспорта, машинистам строительной и землеройной техники, командируемым на объекты строительства (т.1, л.д.50-62).
Другим работникам общества при отсутствии подтверждающих документов расходы по найму жилого помещения возмещаются только по соответствующему распоряжению (приказу) генерального директора. По решению директора филиала или уполномоченного ими лица водителям и машинистам строительной и землеройной техники, а так же по распоряжению генерального директора другим работникам общества может выплачиваться компенсация расходов по найму жилого помещения в сумме 350 руб. в сутки, при отсутствии подтверждающих документов в случае командирования в такую местность, откуда нет возможности (или экономически, или в силу производственной необходимости нецелесообразно) добираться до гостиницы или ежедневно возвращаться к постоянному месту жительства, а общество не обеспечило работников помещением для проживания (в редакции приказа от 17.11.2009 N 457 - т.1, л.д.64).
Приказом генерального директора общества "Воронежоблгаз" от 27.05.2011 N 236 в пункт 3.11 Положения были внесены изменения, согласно которым при отсутствии подтверждающих документов расходы по найму жилого помещения возмещаются работникам общества, командируемым на объекты строительства. При этом размер суммы компенсации за найм жилого помещения, а также условия предоставления указанной компенсации, не изменились (т.1, л.д. 65 - 66).
Пункт 3.11. нового Положения о порядке и условиях командирования работников, утвержденного приказом генерального директора общества "Воронежоблгаз" от 21.07.2011 N 333, полностью повторил пункт 3.11 ранее действовавшего Положения (в редакции от 27.05.2011).
Проанализировав указанные обстоятельства, суд области пришел к обоснованному выводу о том, что компенсационные выплаты в виде возмещения расходов сотрудников на проживание, основанные на локальных нормативных актах, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что они не предусмотрены трудовыми договорами, в связи с чем эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Следовательно, поскольку расходы общества на проживание работников не являются выплатами и иными вознаграждениями, начисляемыми работодателем в пользу работников в качестве платы за выполнение трудовой функции в рамках трудовых отношений (по трудовым договорам), а носили в рассматриваемой ситуации компенсационный характер, обусловленный особыми условиями труда, то они не могут являться объектом обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в силу положения подпункта "б" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Указанный вывод также основан на правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14.05.2013 N 17744/12.
Довод апелляционной жалобы о том, что коммерческая организация вправе не облагать страховыми взносами только фактически произведенные работником расходы по найму жилого помещения, поскольку нормы компенсации таких расходов установлены лишь для федеральных государственных гражданских служащих, отклоняется судом апелляционной инстанции как основанный на неверном понимании правовых норм, поскольку согласно положениям статьи 5 Трудового кодекса локальные нормативные акты, принятые организацией, могут предусматривать дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам.
Также отклоняется ссылка фонда на письмо Минздравсоцразвития от 23.03.2010 N 647-19, поскольку указанное письмо касается выплат, производимых в рамках утвержденной системы оплаты труда (включая надбавки и доплаты, стимулирующие выплаты, в том числе премии к праздничным датам, материальную помощь), тогда как возмещение сотрудникам произведенных ими ранее расходов к системе оплаты труда отнесено быть не может.
С учетом изложенного, у фонда не имелось оснований для доначисления обществу "Газпром газораспределение Воронеж" страховых взносов в общей сумме 48 933,49 руб., на что обоснованно указано судом области в обжалуемом судебном акте.
Согласно статье 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ пенями признается установленная названной статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (пункт 2 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.
Так как в силу положений статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ пени являются средством обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов, то с учетом вывода суда об отсутствии оснований для начисления обществу "Газпром газораспределение Воронеж" страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, также неправомерным является и начисление пеней в общей сумме 13 493,17 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов.
Статьей 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ее пунктом 1) предусмотрено, что неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Так как материалами дела не доказаны факт неполной уплаты страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для их исчисления, то при изложенных обстоятельствах у фонда отсутствовали основания для начисления обществу штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в сумме 10 859,14 руб. - за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.
В силу пункта 1 части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, страхователи представляют сведения о каждом работающем у них застрахованном лице, установленные Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В частности, частью 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно части 2 статьи 11 названного Федерального закона страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) предусмотренные данным Законом сведения, в том числе: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу или дату заключения договора гражданско-правового характера; дату увольнения или дату прекращения договора гражданско-правового характера; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Вместе со сведениями, предусмотренными приведенным пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2014) предусматривалось, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и(или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10-ти процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации
С 01.01.2014 указанная норма действует в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ, устанавливающей за предусмотренные в ней правонарушения ответственность в виде взыскания финансовых санкций в размере 5-ти процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.
Поскольку при рассмотрении спора судом было установлено, что выплаты в виде компенсаций произведенных сотрудниками расходов на проживание по установленным в обществе нормам при отсутствии оправдательных документов не относятся к системе оплаты труда и не подлежат обложению страховыми взносами, то у общества не возникло обязанности представлять фонду сведения о них в порядке, установленном Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Кроме того, при рассмотрении настоящего спора судом области обоснованно учтена правовая позиция, сформулированная в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 02.10.2012 N 7828/12, согласно которой страхователь не обязан представлять органам Пенсионного фонда сведения о произведенных им выплатах, не включенных в облагаемую базу для исчисления страховых взносов.
Поскольку при рассмотрении дела суд установил, что сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически начисленных на эти выплаты, страхователем были представлены в установленном порядке, что фондом не оспаривается, а обязанность по представлению сведений о выплатах, не включенных в базу для исчисления страховых взносов, у общества отсутствует, то в его действиях отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Следовательно, судом области правомерно признано недействительным решение управления Пенсионного фонда от 20.11.2013 N 046 033 13РВ 0001036 в части применения ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, так как доказательств представления страхователем недостоверных, то есть не соответствующих данным учета общества "Газпром газораспределение Воронеж" сведений, фондом не представлено.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка и правильно применены нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Доводы фонда, положенные в основу апелляционной жалобы, являлись предметом исследования в суде первой инстанции.
Убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемое решение, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем она не может быть удовлетворена судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, решение арбитражного суда Воронежской области отмене не подлежит.
Исходя из результатов рассмотрения дела и положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого органы Пенсионного фонда Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд в качестве истца и ответчика, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Воронежской области от 25.02.2014 по делу N А14-13701/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
М.Б Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-13701/2013
Истец: ОАО "Газпром Газораспределение Воронеж"
Ответчик: УПФ РФ ГУ в г. Воронеже