г. Москва |
|
07 мая 2014 г. |
Дело N А41-57036/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Коновалова С.А., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя: Таранец Е.П., доверенность от 17.06.2013 N 113/08-4599,
от заинтересованного лица: Черненко А.М., доверенность от 23.12.2013 N 212/Д,
от третьего лица: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 30.01.2014 по делу N А41-57036/13, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, при участии в качестве третьего лица открытого акционерного общества "Газпром", о признании незаконным отказа и обязании произвести государственную регистрацию,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - заявитель, ТУ Росимущества в Московской области) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - регистрирующий орган, управление), в котором просит:
- признать решение управления, оформленное сообщением от 25.03.2013 N 01/002/2013-242 об отказе в государственной регистрации права, и решение управления, оформленное сообщением от 06.06.2013 N 01/011/2013-266 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:69, расположенный по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Московская, д. 77, незаконными;
- обязать управление зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:69, расположенный по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Московская, д. 77.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует открытое акционерное общество "Газпром" (далее - ОАО "Газпром").
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.01.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, спорный объект недвижимости представляет собой земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:69, общей площадью 1 012 002 кв.м, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "под размещение зданий и сооружений Московского подземного хранилища газа ОАО "Газпром", расположенный по адресу: Московская область, г. Щелково,ул. Московская, д. 77.
Между администрацией Щелковского муниципального района Московской области и ОАО "Газпром" заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от 22.11.2011 N 16-1141/11, в соответствии с которым ОАО "Газпром" в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:69, расположенный по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Московская, д. 77.
На земельном участке с кадастровым номером 50:14:0000000:69 расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности ОАО "Газпром", что подтверждается имеющимися в материалах дела выписками из ЕГРП, свидетельствами о государственной регистрации права.
Факт расположения вышеуказанных объектов на спорном земельном участке подтверждается кадастровой выпиской формы КВ1-КВ6 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:69.
18 апреля 2013 года ТУ Росимущества в Московской области обратилось в территориальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области с заявлением о регистрации права собственности на указанный земельный участок.
Решениями, оформленными сообщениями от 25.03.2013 N 01/002/2013-242, от 06.06.2013 N 01/011/2013-266, заявителю отказано в испрашиваемой государственной регистрации на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ), поскольку доказательств, подтверждающих факт принадлежности спорного земельного участка к федеральной собственности, а так же доказательств того, что расположенные на указанном земельном участке объекты входят в состав федеральной энергетической системы газоснабжения, не предоставлено.
Не согласившись с отказом управления в государственной регистрации права собственности на спорный объект, ТУ Росимущества в Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что ТУ Росимущества в Московской области для государственной регистрации были представлены все необходимые документы, которые соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражают информацию, необходимую для государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Обжалуя решение суда первой инстанции, управление ссылается на те же обстоятельства, что были указаны им в оспариваемом отказе.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение Арбитражного суда Московской области отменить.
Представитель ТУ Росимущества в Московской области против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
ОАО "Газпром" своего представителя в судебное заседание апелляционного суда не направило, извещено надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Отказывая ТУ Росимущества в Московской области в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:69, регистрирующий орган руководствовался абзацами 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ согласно которыми в государственной регистрации отказывается в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно распискам в получении документов на государственную регистрацию ТУ Росимущества в Московской области в регистрирующий орган представлены, в том числе следующие документы: заявление о государственной регистрации, платежное поручение на оплату госпошлины, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от 22.11.20111 N 16-1141/11, решение участника ООО "Газпром ПГХ" от 01.12.2010, письмо филиала "Московское управление подземного хранения газа" от 04.02.2013, кадастровый паспорт земельного участка, и другие поименованные в расписке документы.
Доводы управления о том, что ТУ Росимущества в Московской области не представлено доказательств, подтверждающих факт принадлежности спорного земельного участка к федеральной собственности, а так же доказательств того, что расположенные на указанном земельном участке объекты входят в состав федеральной энергетической системы газоснабжения, правомерно отклонены судом первой инстанции.
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно пункту 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
В статье 5 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ) разъяснено, что федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.
Согласно статье 6 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:69 имеет вид разрешенного использования: "под размещение зданий и сооружений Московского подземного хранилища газа ОАО "Газпром".
На спорном земельном участке расположены следующие объекты недвижимости, принадлежащие ОАО "Газпром": здание, условный номер: 50:14:16:80395:005; здание, условный номер: 50:14:16:80395:006; здание, условный номер: 50:14:16:80395:004; комплекс предметно-специализированного объекта недвижимости: газовый промысел, условный номер: 50:14:16:80395:001.
Учитывая, что на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, которые принадлежат субъекту газоснабжения и используются им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный земельный участок относится к землям, занятым федеральными энергетическими системами и в силу прямого указания закона является федеральной собственностью.
Апелляционным судом установлено, что в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы для проведения государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок, содержавшие полную и необходимую информацию о данном объекте недвижимого имущества в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, в связи с чем у управления отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Довод управления о пропуске заявителем срока, установленного статьей 198 АПК РФ, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм АПК РФ не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока; если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Нормы АПК РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, поэтому право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит арбитражному суду.
Предметом спора по настоящему делу являются требования ТУ Росимущества в Московской области об оспаривании решений, оформленных сообщениями от 25.03.2013 N 01/002/2013-242, от 06.06.2013 N 01/011/2013-266.
Из материалов дела усматривается, что с заявлением об оспаривании указанных решений ТУ Росимущества в Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области 01.11.2013, что подтверждается штампом суда на первом листе заявления, то есть с нарушением установленного законом срока.
В тексте заявления содержится мотивированное ходатайство ТУ Росимущества в Московской области о восстановлении пропущенного процессуального срока по тем основаниям, что об оспариваемых решениях ему стало известно в момент обращения к ним с письмом ОАО "Газпром" 13.08.2013, что подтверждается копией указанного письма со штампом заявителя.
При этом доказательств, подтверждающих факт направления указанных решений ТУ Росимущества в Московской области заинтересованным лицом не предоставлено.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно восстановил срок на обращение в суд с настоящим заявлением.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30.01.2014 по делу N А41-57036/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-57036/2013
Истец: ТУ Федерального агенства по управлению государственным имуществом в МО, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
Ответчик: УФ регистрационной службы по МО
Третье лицо: ОАО "Газпром", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Росреестр)