г.Воронеж |
|
13 мая 2014 г. |
Дело N А48-3832/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 мая 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поротикова А.И.,
судей Андреещевой Н.Л.,
Суховой И.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черенковой Е.С.,
при участии:
от Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Управления государственного имущества Орловской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от открытого акционерного общества "Орелоблэнерго": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла на решение Арбитражного суда Орловской области от 19.12.2013 г. по делу N А48-3832/2012 (судья Парфёнова Л.П.) по иску Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла, (ОГРН 1025700826502) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области (ОГРН 1095742001123), Управлению государственного имущества Орловской области, (ОГРН 1025700833784), третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, (ОГРН 1045753008212), Открытое акционерное общество "Орелоблэнерго" (ОГРН 1045751004716) о признании права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое помещение - распределительную подстанцию (РП) N 14, 1982 года постройки, литера А, общей площадью 79,2 кв.м., расположенную по адресу: г. Орёл, ул. Достоевского, д. 6а,
УСТАНОВИЛ:
Управление муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла обратилось в Арбитражный суд Орловской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области и Управлению государственного имущества Орловской области о признании права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое помещение - распределительную подстанцию (РП) N 14, 1982 года постройки, литера А, общей площадью 79,2 кв.м., расположенную по адресу: г. Орёл, ул. Достоевского, д. 6а.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (далее - Управление Росреестра по Орловской области) и Открытое акционерное общество "Орелоблэнерго" (далее - ОАО "Орелоблэнерго").
Решением Арбитражного суда Орловской области от 27.12.2012 по настоящему делу, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2013 истцу было отказано в удовлетворении иска.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа 12.07.2013 решение суда первой инстанции было отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 19.12.2013 г. по делу N А48-3832/2012 в удовлетворении иска отказано. Суд при этом указал, что истцу не удалось подтвердить основания возникновения права муниципальной собственности в отношении спорного объекта. Суд области посчитал, что в материалах дела отсутствуют достоверные доказательства того, что спорный объект был создан к моменту разграничения государственной собственности и находился в ведении Орловского городского Совета народных депутатов, используясь как объект инженерной инфраструктуры.
Не согласившись с принятым решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Управление муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение Арбитражного суда Орловской области от 19.12.2013 г. по делу N А48-3832/2012 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось (определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2014 г., 11.04.2014 г.).
В судебное заседание апелляционного суда 13.05.2014 г. представители лиц, участвующих в деле, не явились.
От Управления государственного имущества Орловской области поступило заявление о рассмотрении настоящего дела в его отсутствие, в котором указанное лицо поясняет, что не возражает против удовлетворения апелляционной жалобы.
В материалах дела имеется также отзыв Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области на апелляционную жалобу, в котором указанное лицо просит оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения вышеназванных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие, в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав представленные материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия полагает обжалуемое решение подлежащим отмене, а исковые требования - удовлетворению. Суд при этом исходи из следующего.
Из материалов дела усматривается, что согласно техническому паспорту, выданному по состоянию на 21.02.2011, предметом спора служит распределительная подстанция РП-14, общей площадью 79,2 кв.м., расположенная по адресу: г. Орёл, ул. Достоевского, д. 6а, литера А, 1982 года постройки.
Материалами дела также подтверждается, что спорный объект недвижимости находится во владении истца и сдается в аренду ОАО "Орелоблэнерго" с целью эксплуатации объектов энергоснабжения для бесперебойной и безаварийной подачи электроэнергии потребителям г. Орла по договору аренды от 23.04.2008 N 5п.
Намереваясь оформить право муниципальной собственности на спорный объект, Управление муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла обратилось в регистрирующий орган с соответствующим заявлением. В письме от 29.06.2012 Управлением Росреестра по Орловской области N 01/044/2012-24 заявителю сообщено об отказе в государственной регистрации прав, в связи с непредставлением правоустанавливающих документов, подтверждающих право муниципальной собственности на спорный объект.
Истец считает, что спорный объект относится к муниципальной собственности в силу п. 1 Приложения 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года N 3020-1, поскольку на момент разграничения государственной собственности являлся частью инженерной инфраструктуры города и располагался на территории, находящейся в ведении соответствующего городского совета народных депутатов.
В обосновании возникновения права муниципальной собственности на спорный объект недвижимого имущества, не выбывавшего из владения муниципального образования, истец ссылается на договор безвозмездного пользования от 01.07.02 с ГУДПП "Орелоблэнерго", договоры аренды 2006 и 2008 годов с ОАО "Орёлоблэнерго", выписки из перечня объектов электроснабжения передаваемых по договору безвозмездного пользования с указанием на постановление администрации г. Орла о принятии объекта в муниципальную собственность от 02.02.1995 N 19, ответ ОАО "Орёлоблэнерго" от 18.12.12 N 01-09-27/11306, а также перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, утверждённый решением Малого Совета Орловского городского совета народных депутатов N 111 от 12.10.1993 года, технический паспорт по состоянию на 21.02.11.
Апелляционный суд, не соглашаясь с выводами суда области, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" единственным доказательством существования прав собственности на недвижимое имущество является государственная регистрация. В силу п. 1 ст. 6 того же закона права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не регистрировались в соответствии с п. 1 и 2 ст. 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Статья 215 ГК РФ предусматривает, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (пункт 1). От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (пункт 2).
В статье 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в муниципальной собственности может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
Согласно пункту 2 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В силу абзаца 3 пункта 1 Приложения N 3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 N 3020-1 объектами, относящимся к муниципальной собственности считаются объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.
В силу п. 5 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 11.06.1997 N 15 объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
В подтверждение заявленного требования истец представил договор безвозмездного пользования от 01.07.2002 г. с ГУДПП "Орелоблэнерго", договоры аренды 2006 и 2008г.г. с ОАО "Орелоблэнерго", выписки из перечня объектов электроснабжения передаваемых по договору безвозмездного пользования с указанием на постановление администрации г. Орла о принятии объекта в муниципальную собственность от 02.02.1995
N 19, ответ ОАО "Орелоблэнерго" о том, что от РП-14 производится электроснабжение многоэтажного жилого дома, общежития, жилых домов частного сектора на трех улицах, и юридических лиц. Кроме того, в обоснование своих доводов истец сослался на имеющиеся в материалах дела отзывы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области и Управления государственного имущества Орловской области, согласно которым спорный объект не является федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ.
Апелляционный суд, оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, полагает установленным факт владения и пользования спорным имуществом как объектом инженерной инфраструктуры для муниципальных нужд.
То обстоятельство, что спорный объект был построен в 1982 г. и существовал на момент разграничения государственной собственности, подтверждается представленным в дело техническим паспортом, выданным по состоянию на 21.02.2011.
В соответствии со статьей 43 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) до 1 января 2013 г. государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в порядке, установленном на день вступления в силу Закона о кадастре (1 марта 2008 г.) нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда.
Согласно п. п. 1.2., 1.6. Рекомендаций по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения, принятых Росжилкоммунсоюзом 01.01.1991), техническая инвентаризация представляет собой систему сбора, обработки, хранения и выдачи информации о наличии, составе, местоположении, техническом состоянии, стоимости и принадлежности объектов на основе результатов периодических обследований в натуре. В ходе технической инвентаризации конкретного инвентарного объекта выявляется и определяется основное строение (главная вещь), образующее инвентарный объект и определяющее его назначение, выявляется дата начала эксплуатации объектов. Учитывая отсутствие утвержденной формы технического паспорта нежилого помещения, для оформления технического паспорта такого помещения может быть использована форма технического паспорта, предусмотренная приложением N 13 к Инструкции по проведению учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя России от 4 августа 1998 г. N 37.
Согласно пункту 9.2 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37, год постройки, указываемый в техническом паспорте, является годом приемки объекта в эксплуатацию.
Исходя из изложенного, выявление года постройки инвентарного объекта, определение даты начала его эксплуатации входит в обязанность органов технической инвентаризации. Методы выявления указанных сведений относятся на усмотрение соответствующего органа.
В силу ч. 3 ст. 71 АПК РФ доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выяснятся, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
На основании вышеизложенного, учитывая, что доказательства обратного в материалы дела не представлены, у апелляционного суда не имеется оснований считать вышеназванный технический паспорт недостоверным доказательством года постройки спорного объекта недвижимости.
При этом судом учитывается отсутствие притязаний иных лиц на спорный объект, а также то, что согласно объяснениям ответчиков, он не является федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ.
Указанные выше обстоятельства в их совокупности позволяют суду сделать вывод о наличии оснований для удовлетворения требований истца, в связи с чем обжалуемое решение суда об отказе в удовлетворении таких требований подлежит отмене.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 333.37 НК РФ истец и ответчики от уплаты государственной пошлины освобождены.
Руководствуясь ч. 2 ст. 269, ст. ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 19 декабря 2013 г. по делу N А48-3832/2012 отменить.
Исковые требования Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла (ОГРН 1025700826502) удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием город Орел право собственности на объект недвижимости - нежилое помещение - распределительную подстанцию (РП) N 14, 1982 года постройки, литера А, общей площадью 79,2 кв.м., расположенную по адресу: г. Орёл, ул. Достоевского, д. 6а.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Поротиков |
Судьи |
Н.Л. Андреещева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-3832/2012
Истец: УМИЗ Администрации г. Орла
Ответчик: ТУ Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Орловской области, ТУФА по УГИ в Орловской области, Управление государственного имущества администрации Орловской обл., Управление государственного имущества Орловской области
Третье лицо: ОАО "Орелоблэнерго", Управление Росреестра по Орловской области, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области
Хронология рассмотрения дела:
13.05.2014 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-802/13
19.12.2013 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-3832/12
12.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2130/13
21.03.2013 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-802/13
27.12.2012 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-3832/12