г. Москва |
|
13 мая 2014 г. |
Дело N А40-173866/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.05.2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 13.05.2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратовой Н.И., судей Барановской Е.Н., Кузнецовой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тимониным Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ТСЖ "Металлургов 23/13" на решение Арбитражного суда г. Москвы от "23" января 2014 г. по делу N А40-173866/12, принятое судьей Белицкой С.В.,
по иску ТСЖ "Металлургов 23/13" (ОГРН 1087746864523) к ответчикам: 1. ФГБУ "ФКП Росреестра" (ОГРН 1027700485757), 2. ООО "Салют" (ОГРН 1067746828555), 3. Департамент городского имущества г. Москвы (ОГРН 1037739510423)
Об исключении сведений из госкадастра недвижимости,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Рыбалко А.И. по доверенности от 25.11.2012,
Ермолаева Т.С. по доверенности от 25.11.2012;
от ответчиков:
от 1-го: Нерсесян К.Б. по доверенности от 27.03.2014;
от 3-го: Муха М.Д. по доверенности от 11.12.2013;
от 2-го: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Металлургов 23/13" (далее ТСЖ "Металлургов 23/13") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее ФГБУ "ФКП Росреестра"), Департаменту городского имущества города Москвы (далее ДГИгМ) и Обществу с ограниченной ответственностью "Салют" (далее ООО "Салют") о признании за ТСЖ "Металлургов 23/13" права на формирование земельного участка в пределах (границах) плана межевания квартала; об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по г.Москве исключить сведения о земельном участке с кадастровым номером 77:03:0006012:117, расположенном по адресу: г.Москва, ул.3-я Владимирская, вл.11 из государственного кадастра недвижимости; о признании ООО "Салют" не приобретшим права аренды на земельный участок с кадастровым номером 77:03:0006012:117, расположенном по адресу: г.Москва, ул.3-я Владимирская, вл.11.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.01.2014 г. исковые требования ТСЖ "Металлургов 23/13" оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ТСЖ "Металлургов 23/13" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд неправомерно не отразил в судебном акте кадастровую справку с указанием о снятии земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006012:117 с кадастрового учета, письмо Департамента городского имущества города Москвы от 08.05.2013 г., что привело к принятию судом незаконного судебного акта. Считает, что ссылка суда на решение Арбитражного суда города Москвы от 20.04.2010 г. по делу N А40-112336/09 является необоснованной, поскольку им не выяснен был предмет рассматриваемого в 2009 г. спора и причин, по которым суд посчитал спорный земельный участок с кадастровым номером 77:03:0006012:117 "ранее учтенным", не подлежащим снятию с кадастрового учета, тогда как материалами дела подтверждены обстоятельства ошибки при формировании первоначального файла выгрузки и снятии (исключении) указанного земельного участка с кадастрового учета.
Представитель истца в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований истца (в указанной жалобе части).
Представители ФГБУ "ФКП Росреестра" и Департамента городского имущества города Москвы возражали против доводов апелляционной жалобы, считают решение от 23.01.2014 г. законным и обоснованным, жалобу - не подлежащей удовлетворению.
ООО "Салют" в судебное заседание апелляционного суда не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Дело в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассмотрено в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании Распоряжения Префекта ВАО г.Москвы N 1276-В-РП от 26.07.2007 ООО "Салют" предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 77:03:06012:117, расположенный по адресу: Москва, ул.3-я Владимирская, вл.11, для разработки проектно-сметной документации, строительства и дальнейшей эксплуатации магазина шаговой доступности, сроком до 07.06.2032.
Впоследствии решением Межведомственной комиссии N 13 от 24.04.2008 строительство объекта "шаговой" доступности по данному адресу признано не соответствующим постановлению Правительства Москвы от 21.08.2007 N 714-ПП "О мерах по упорядочению размещения отдельных объектов капитального строительства на застроенных территориях в г.Москве", вышеуказанный адрес исключен из программы строительства объектов "шаговой" доступности, в связи с чем 22.05.2008 ООО "Салют" отозвало свое заявление об оформлении земельно-правовых отношений.
Согласно письму ДЗР г.Москвы (ныне - ДГИ г.Москвы) N 33-1-27837/12-(0)-1 от 02.11.2012 земельно-правовые отношения на спорный земельный участок ООО "Салют не оформлены.
В силу пункта 1 статьи 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
По смыслу статей 158, 160 и 434 Гражданского кодекса Российской Федерации под документом, выражающим содержание заключаемой сделки, понимается не только единый документ, но и несколько взаимосвязанных документов, подписываемых ее сторонами.
Как верно установлено судом первой инстанции, доказательств заключения ООО "Салют" сделки аренды спорного земельного участка в виде единого письменного документа, подписанного последним с уполномоченным по распоряжению имуществом города Москвы имуществом (Департаментом городского имущества города Москвы) истцом не представлено, в связи с чем исковые требования о признании ООО "Салют" не приобретшим права аренды на земельный участок с кадастровым номером 77:03:0006012:117, расположенном по адресу: г.Москва, ул.3-я Владимирская, вл.11, правомерно отклонены судом первой инстанции как необоснованные.
Исковые требования истца о признании за ТСЖ "Металлургов 23/13" права на формирование земельного участка в пределах (границах) плана межевания квартала, также правомерно отклонены судом первой инстанции в связи со следующим.
Положения п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ устанавливают, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 3 ст. 36 Земельного кодекса РФ установлено, что в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (п. 5 той же статьи).
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 той же статьи).
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (п. 7 той же статьи).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 8 той же статьи).
Между тем, доказательств соблюдения указанной процедуры приобретения права аренды на земельный участок с кадастровым 77:0360006012:117, включая выполнение требований за свой счет выполнить кадастровые работы в отношении указанного участка после 05.07.2013 г. (снятия участка с государственного кадастрового учета), истцом не представлено.
При этом, в силу статьи 36 Земельного кодекса РФ у истца, как собственника объекта недвижимости, расположенного на спорном земельном участке, имеется исключительное и безусловное право на заключение договора аренды, вместе с тем, доказательств того, что Департаментом городского имущества города Москвы было отказано истцу в осуществлении такого права, истцом не представлено, в связи с чем оснований для вывода суда о том, что ответчиком нарушены права истца, у суда первой инстанции не имелось.
При таком положении суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Вместе с тем, отказывая истцу в удовлетворении требования о признании права на формирование земельного участка в пределах (границах) плана межевания квартала, суд первой инстанции ссылался на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда г.Москвы по делу N А40-112336/09, в рамках которого рассматривался отказ ДГИ г.Москвы истцу в формировании земельного участка путем объединения земельного участка, расположенного по адресу: Москва, ул.Металлургов, вл.23\13 со спорным земельным участком (расположенным по адресу: Москва, ул.3-я Владимирская, вл.11), поскольку указанным судебным актом указано на невозможность осуществить процедуру объединения границ несуществующего земельного участка с уже существующим и имеющим кадастровый номер 77:03:0006012:117, т.к. действующим законодательством такая процедура не предусмотрена.
Однако, указанные выводы суда сделаны без учета имеющегося в материалах дела письма Департамента городского имущества города Москвы от 08.05.2013 г. N ДГИ-И-10834/13, из которого следует, что при формировании первоначального файла выгрузки в части статуса земельного участка с кадастровым номером 77:03:006012:117, была допущена техническая ошибка, а именно: данный земельный участок был передан со статусом "ранее учтенный", тогда как на 02.11.2006 г. его статус был "архивный".
Согласно кадастровой справки по состоянию на 05.07.2013 г. спорный земельный участок снят с государственного кадастрового учета.
Таким образом, решение Арбитражного суда г.Москвы по делу N А40-112336/09 с учетом новых обстоятельств, подтвержденных материалами дела, не могло быть положено судом в основание отказа истцу о признании права на формирование земельного участка в пределах (границах) плана межевания квартала.
Пунктами 1, 2 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) определено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости; полномочия органа кадастрового учета на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения (органы кадастрового учета).
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением объекта недвижимости осуществляются на основании соответствующего заявления и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или предоставленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Отказывая в удовлетворении исковых требований истца об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по г.Москве исключить сведения о земельном участке с кадастровым номером 77:03:0006012:117, расположенном по адресу: г.Москва, ул.3-я Владимирская, вл.11 из государственного кадастра недвижимости, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок не является ни временным, ни преобразуемым, то предусмотренные ч.4 ст.24 и ч.2 ст.25 Закона о кадастре и приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.10 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" основания аннулирования и исключения сведений из ГКН о земельном участке не применимы.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровой ошибкой является: воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 названного Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Судебной коллегией установлено, что при формировании уполномоченным органом первоначального файла выгрузки в части статуса земельного участка с кадастровым номером 77:03:006012:117, была допущена техническая ошибка, а именно: данный земельный участок был передан со статусом "ранее учтенный", тогда как на 02.11.2006 г. его статус был "архивный".
Указанная ошибка была исправлена ФГБУ "ФКП Росреестра", что подтверждается кадастровой справкой по состоянию на 05.07.2013 г., из которой следует, что спорный земельный участок снят с государственного кадастрового учета.
В статье 11 Гражданского кодекса РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
Глава 20 Гражданского кодекса РФ устанавливает специальные способы защиты прав собственности и других вещных прав граждан и юридических лиц.
Целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав. Выбор способа защиты, в конечном счете, предопределяется спецификой охраняемого права и характером его нарушения.
Поскольку как указано выше судом апелляционной инстанции, техническая ошибка ФГБУ "ФКП Росреестра" была исправлена последним и спорный земельный участок снят с кадастрового учета, судебная коллегия не может признать права истца нарушенными действиями уполномоченного органа, в связи с чем приходит к выводу о том, что истцом в указанной части избран ненадлежащий способ защиты прав и законных интересов.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции дана надлежащая оценка обстоятельствам дела и у судебной коллегии не имеется оснований для их переоценки.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а потому апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Расходы по госпошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266-268, 271, п. 1 ст. 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от "23" января 2014 г. по делу N А40-173866/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Панкратова |
Судьи |
Е.Н. Барановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-173866/2012
Истец: ТСЖ "Металлургов 23/13"
Ответчик: ДГИ г. МОСКВА, Департамент городского имущества г. Москвы, ООО "Салют", ФГБУ "ФКП Росреестра"