г. Тула |
|
16 мая 2014 г. |
Дело N А09-9084/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.05.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.05.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Капустиной Л.А. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Давыдовой Л.С., при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Новый путь" (с. Опахань Брянского района Брянской области) - Гладкова К.С. (доверенность от 08.05.2014) и третьего лица - правительства Брянской области - Зубаревой К.В. (доверенность от 31.12.2013 N 1-8983и, удостоверение N 0161), в отсутствие представителей ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Брянской области и третьих лиц: администрации Брянского района, управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, уведомленных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу правительства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 23.12.2013 по делу N А09-9084/2013 (судья Прокопенко Е.Н.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Новый путь" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Брянской области (далее - ответчик, орган кадастрового учета) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:02:0340103:73, площадью 1812 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, с. Опахань, ул. Сельская, в размере 391 600 рублей и об обязании ответчика внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец заявил отказ от исковых требований в части обязания ответчика внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
В силу пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Брянского района, правительство Брянской области, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области. |
Решением Арбитражного суда Брянской области от 23.12.2013 исковые требования удовлетворены. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым N 32:02:0340103:73, общей площадью 1812 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, с. Опахань, ул. Сельская, в размере 391 600 рублей.
Производство по делу в части требований об обязании ответчика внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка прекращено.
Не согласившись с решением суда в части удовлетворения требования истца, правительство подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на то, что судом не был решен вопрос о проведении экспертизы представленного истцом отчета от 21.06.2013 N 113-13 "Об определении рыночной стоимости земельного участка".
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку возражений лицами, участвующими в деле, не заявлено, апелляционная инстанция проверяет судебный акт только в обжалуемой части.
Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 производство по апелляционной жалобе правительства Брянской области было приостановлено в связи с проведением экспертизы.
Определением от 14.04.2014 производство по делу возобновлено.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, между администрацией Брянского района (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен долгосрочный договор аренды земельного участка от 28.02.2013 N 4302, по условиям которого арендодатель предоставил арендатору на праве аренды сроком на 10 лет земельный участок площадью 1812 кв. м, с кадастровым номером 32:02:0340103:73, расположенный по адресу: Брянская область, Брянский район, с. Опахань, ул. Сельская, для размещения административного здания. Постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2010. Кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, с. Опахань, ул. Сельская, кадастровый номер 32:02:0340103:73, площадью 1812 кв. м, внесенная в государственный кадастр недвижимости, составляет 4077 рублей, что подтверждается кадастровым паспортом от 17.02.2012 N 32/201/12-17462, выданным филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области". Вместе с тем согласно отчету от 21.06.2013 N 113-13, выполненному ООО "РОСЭКСПЕРТИЗА", рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2013 составила 391 600 рублей. Полагая, что кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости спорных земельных участков завышен, истец обратился в Арбитражный суд Брянской области с настоящим иском. Рассматривая дело по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании отчета оценщика, представленного истцом. Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом по следующим основаниям. Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. В соответствии с Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности". Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316). В соответствии с пунктом 1 указанных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил N 316 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215. Вместе с тем Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в пункт 3 статьи 66 ЗК РФ. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. В статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. Из пункта 5 Правил N 316 следует, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости. В соответствии с пунктом 10 ФСО N 2, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. В случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, акта государственного органа, решения должностного лица или органа управления юридического лица (в том числе спора о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.) судам следует учитывать, что согласно статье 12 Закона N 135-ФЗ отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (пункт 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком"). Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза. Как усматривается из материалов дела, обществом представлен отчет ООО "РОСЭКСПЕРТИЗА" от 21.06.2013 N 113-13, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка существенно (более чем на 30 %) превышает его рыночную стоимость. Однако при наличии существенного расхождения между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка судом первой инстанции не дана оценка представленному истцом отчету от 21.06.2013 N 113-13 с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения имеющихся в отчете, подготовленном кадастровым центром, рыночной информации и статистическом анализе рыночной информации о стоимости земельных участков. Нормами статьи 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика. Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу общества, суд вправе назначить экспертизу этого отчета в целях его проверки при соблюдении правил Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 -87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В связи с этим в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции с целью проверки соответствия отчета независимого оценщика законодательству об оценочной деятельности по ходатайству истца назначена судебная экспертиза. В соответствии с заключением эксперта от 10.04.2014 N 9/04-2014, выполненным экспертом ООО "Центр судебно-экономических экспертиз "Судэксперт" Анисиной Е.В., величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:02:0340103:73, площадью 1812 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, с. Опахань, ул. Сельская, по состоянию на 01.01.2010 составила 360 186 рублей 80 копеек. Общество согласилось с результатами экспертизы, выводы эксперта не оспорило. В силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключения экспертов относятся к доказательствам, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. Согласно статье 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации экспертное заключение является доказательством по делу, подлежащим оценке наряду с остальными доказательствами. Оснований для признания результатов вышеназванной экспертизы недостоверными у суда апелляционной инстанции не имеется. Статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Исходя из изложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости установления по состоянию на 01.01.2010 кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 360 186 рублей. Исходя из правовой позиции, указанной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. По смыслу абзаца 2 части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Между тем ходатайством от 12.05.2014 общество просит отнести все судебные расходы по рассмотрению апелляционной жалобы, включая уплату государственной пошлина, на себя. При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта. Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 23.12.2013 по делу N А09-9084/2013 в обжалуемой части отменить. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 32:02:0340103:73, общей площадью 1812 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, с. Опахань, ул. Сельская, в размере 360 186 рублей 80 копеек. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
|
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-9084/2013
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2014 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-717/14
16.05.2014 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-717/14
23.12.2013 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-9084/13