г. Самара |
|
19 мая 2014 г. |
Дело N А55-25259/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 мая 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г., при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от мэрии городского округа Тольятти в лице департамента экономического развития - представитель не явился, извещен,
от индивидуального предпринимателя Мериновой Светланы Михайловны - представителя Пахаревой Л.В. (доверенность от 12 мая 2014 года),
рассмотрев открытом судебном заседании 14 мая 2014 года апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мериновой Светланы Михайловны
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 февраля 2014 года по делу N А55-25259/2013 (судья Коршикова Е.В.), принятое
по исковому заявлению мэрии городского округа Тольятти в лице департамента экономического развития, Самарская область, г. Тольятти,
к индивидуальному предпринимателю Мериновой Светлане Михайловне (ОГРН 312632018600081, ИНН 632138276709), Самарская область, г. Тольятти,
о взыскании предоставленной субсидии, использованной с нарушением условий договора субсидии N 1394-дг/2.2 от 13 декабря 2012 года,
УСТАНОВИЛ:
Мэрия городского округа Тольятти в лице департамента экономического развития (далее - истец, мэрия) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Мериновой Светланы Михайловны (далее - ответчик, предприниматель, ИП Меринова С.М.) 255 000 рублей предоставленной субсидии (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований от 29 января 2014 года), использованной с нарушением условий договора субсидии от 13 декабря 2012 года N 1394-дг/2.2.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17 февраля 2014 года заявленные требования удовлетворены. С индивидуального предпринимателя Мериновой Светланы Михайловны взыскана в бюджет городского округа Тольятти субсидия в размере 255 000 рублей.
В апелляционной жалобе предприниматель просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований мэрии, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу мэрия просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления мэрии.
Представитель мэрии возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, на основании постановления мэрии городского округа Тольятти от 06 декабря 2012 года N 3438-П/1 "Об утверждении перечня получателей субсидий - вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат на приобретение основных средств" мэрией с ИП Мериновой С.М. заключен договор субсидии от 13 декабря 2012 года N 1394-дг/2.2, в соответствии с которым по платежному поручению N 3664276 от 18 декабря 2012 года предпринимателем получена субсидия в сумме 255 000 рублей.
Указанный договор заключен в соответствии с постановлением мэрии городского округа Тольятти от 19 февраля 2010 года N 421-п/1 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий вновь созданным субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат на приобретение основных средств" (далее - Порядок предоставления субсидий). Согласно п. 1.1 постановления Порядок предоставления субсидий разработан в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в целях реализации долгосрочной целевой программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства городского округа Тольятти на 2010-2015 гг.", утвержденной постановлением мэрии городского округа Тольятти от 14 декабря 2009 года N 2810-п/1, и определяет механизм предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям городского округа Тольятти - производителям товаров, работ, услуг, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, в целях возмещения затрат на приобретение основных средств.
Согласно п. 3.2.2 договора субсидии N 1394-дг/2.2 от 13 декабря 2012 года получатель субсидии обеспечивает сохранение и постоянную занятость на существующих и вновь созданных рабочих местах в течение 12 месяцев на территории городского округа Тольятти с полным рабочим днём и с должностным окладом не ниже прожиточного минимума для трудоспособного населения Самарской области с момента подписания настоящего договора.
Однако из расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности (приложение к отчету о деятельности получателя субсидии за 1 квартал 2013 года от 22 апреля 2013 года) видно, что в январе, феврале, марте 2013 года заработная плата была начислена в размере 23 850 рублей на 3 человек, то есть 7 950 рублей на 3 человека в месяц. Соответственно ответчик не обеспечил своим работникам заработную плату не ниже прожиточного минимума для трудоспособного населения Самарской области с момента подписания договора субсидии, чем нарушил п. 3.2.2 договора субсидии N 1394-1.2 от 13 декабря 2012 года.
Указанное обстоятельство не оспорено предпринимателем и подтверждено представленными 10 февраля 2014 года суду первой инстанции доказательствами - заявлениями работников об установлении неполного рабочего дня, соответствующими приказами ИП Мериновой С.М.
В соответствии с п. 4.3 договора субсидии N 1394-дг/2.2 от 13 декабря 2012 года в случае нарушения получателем субсидии условий договора, получатель субсидии обязан в течение десяти рабочих дней со дня получения письменного требования главного распорядителя бюджетных средств о возврате субсидии возвратить в бюджет городского округа Тольятти предоставленную субсидию. В случае, если субсидия не возвращена в установленный срок, она взыскивается в доход бюджета городского округа Тольятти в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
На основании п.4.3 договора субсидии N 1394-дг/2.2 от 13 декабря 2012 года мэрия направила в адрес ИП Мериновой С.М. требование от 22 мая 2013 года N 238/2.2 о возврате субсидии. Указанное требование получено предпринимателем, что подтверждено уполномоченным им представителем в судебном заседании 10 февраля 2014 года.
Мэрией от ИП Мериновой С.М. 25 июля 2013 года получен ответ, согласно которому заработная плата выплачена не в полном объеме по причине повышения тарифов коммунальных услуг в 2013 году, а также из-за снижения покупательской способности населения г. Тольятти.
Согласно п.п. 3 п. 2 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовым актами местной администрации.
Пунктом 5.2 Порядка предоставления субсидий прямо предусмотрено, что в случае нарушения СМСП условий предоставления субсидий, предоставленных в соответствии с настоящим Порядком, и (или) нарушения условий договора получатель субсидии обязан в течение десяти дней со дня получения письменного требования департамента о возврате субсидии возвратить в бюджет городского округа Тольятти предоставленную субсидию. В случае если субсидия не возвращена в установленный срок, она взыскивается в доход бюджета городского округа Тольятти в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
Между тем судом первой инстанции не учтено, что материалами дела не подтвержден нецелевой характер использования полученной предпринимателем субсидии.
Как видно из материалов дела. Ответчиком исполнены условия предоставления субсидии, а также условия договора субсидии: обеспечена постоянная занятость всех работников (администратора, специалиста и косметолога-массажиста), которая сохранена до настоящего времени. Трудовые договоры заключены с работниками в соответствии с требованиями трудового законодательства. Начисление зарплаты и ее выплата производятся за фактически отработанное время, что и повлияло на снижение фонда заработной платы за 1 квартал 2013 года. Между тем договор был заключен в целях возмещения затрат на основные средства, фактически приобретенные предпринимателем и используемые в предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 1 статьи 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Из материалов дела и пояснений предпринимателя следует, что субсидии были также израсходованы им на приобретение основных средств, используемых для осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с договором субсидии (приобретение косметологического оборудования). Все расходы подтверждены платежными документами, которые приложены к отчету, направленному истцу. Каких-либо возражений в связи с этим истец не высказал. Все произведенные ответчиком расходы имеют целевое назначение, направлены на ведение предпринимательской деятельности.
При этом ссылка мэрии на нарушение предпринимателем п. 3.2.2 договора субсидии N 1394-1.2 от 13 декабря 2012 года не может быть принята, поскольку само по себе нарушение данного условия договора не свидетельствует о незаконном получении ответчиком субсидии или нецелевом ее расходовании.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции считает вывод суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания с предпринимателя субсидии в сумме 255 000 рублей, предоставленной для возмещения затрат на приобретение основных средств, неправомерным, основанным не неправильном применении норм материального права.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 января 2014 года по делу N А55-13679/2013, от 31 января 2014 года по делу N А65-20749/2012.
На основании п.1, 2 ч.2 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 17 февраля 2014 года следует отменить; принять новый судебный акт, которым в удовлетворении иска мэрии городского округа Тольятти в лице департамента экономического развития отказать.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на мэрию городского округа Тольятти. В этой связи надлежит взыскать с мэрии городского округа Тольятти в пользу индивидуального предпринимателя Мериновой Светланы Михайловны судебные расходы по уплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 2000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 17 февраля 2014 года по делу N А55-25259/2013 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении иска мэрии городского округа Тольятти в лице департамента экономического развития отказать.
Взыскать с мэрии городского округа Тольятти в пользу индивидуального предпринимателя Мериновой Светланы Михайловны судебные расходы по уплате госпошлины в размере 2000 (Две тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-25259/2013
Хронология рассмотрения дела:
19.05.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6191/14
17.02.2014 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-25259/13