город Ростов-на-Дону |
|
22 мая 2014 г. |
дело N А53-26816/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пономаревой И.В.,
судей Ванина В.В., Ереминой О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жабской А.Л.
при участии:
от ответчика: представитель не явился, извещен;
от истца: представитель не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Газетный, 34/70/75 лит. А материалы апелляционной жалобы закрытого акционерного общества "Кавказцемент"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11 марта 2014 года по делу N А53-26816/2013 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295 ИНН 7708503727)
к ответчику: закрытому акционерному обществу "Кавказцемент" (ОГРН 1020900730003 ИНН 0909000840)
о взыскании задолженности в размере 1 925 894, 52 руб.,
принятое в составе судьи Тютюника П.Н.
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" обратилось в суд с иском к ЗАО "Кавказцемент" о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования промежуточных станций в сумме 1 925 894 руб. 52 коп.
Исковые требования мотивированы тем, что договором, заключенным между сторонами, предусмотрена плата за задержку вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования по причинам, зависящим от владельца. Ответчик не обеспечил приемку вагонов на путях необщего пользования ввиду невыполнения технологических норм погрузки, в связи с чем истец просит суд взыскать с ответчика плату за время нахождения вагонов на путях общего пользования в сумме 1 925 894 руб. 52 коп.
Решением суда от 11 марта 2014 года с ЗАО "Кавказцемент" взыскано в пользу ОАО "Российские железные дороги" 1 925 894 руб. 52 коп. платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования, 26 073 руб. 22 коп. расходов по уплате госпошлины.
Не согласившись с вынесенным судебным актом ЗАО "Кавказцемент обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт о снижении размера платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования промежуточный станций применив статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили.
Ответчик направил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя, которое судом апелляционной инстанции рассмотрено и приобщено к материалам дела.
Истец направил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который судом апелляционной инстанции рассмотрен и приобщен к материалам дела.
Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие сторон в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив и оценив представленные в дело доказательства, доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыва на нее, выслушав пояснения представителей сторон Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ЗАО "Кавказцемент" (владелец) заключен договор N 50/3 от 29.08.2012 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "Кавказцемент" при станции Абазинка СКЖД, в соответствии с условиями которого осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, являющегося продолжением пути N 2 станции Абазинка.
Согласно пункту 5 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению
Уведомление передается дежурным по станции Абазинка владельцу в лице диспетчера завода по прямой телефонной связи с записью в книгу уведомлений (пункт 6 договора).
Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на железнодорожные выставочные пути N N 2, 3, 4 станции Абазинка. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по метам погрузки, выгрузки (пункт 7 договора).
Количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой владельцу, устанавливается не более 30 вагонов (пункт 8 договора).
Пунктом 13 договора установлен технологический срок оборота вагонов, который составляет 5,1 часа.
Пунктом 18.5 договора N 50/3 от 29.08.2012 предусмотрено, что за время задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за не приема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от владельца, владелец вносит перевозчику плату за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2.
Из материалов дела усматривается, что поезд индекс 5300-588-5311 в составе 61 порожнего вагона был задержан на промежуточной станции Нагутская с 11.05.2013 19 часов 41 минута до 22.05.2013 14 часов 22 минуты, что составляет 259 часов. Остановка поезда на промежуточной станции осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 5545 от 11.05.2013. О том, что поезд индекс 5300-588-5311 задержан на промежуточной станции Нагутская, ответчику направлялось извещение. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N 7728 от 22.05.2013, об отправлении поезда с промежуточной станции ответчику также направлялось извещение. Факт получения извещений о бросании и отправлении поезда индекс 5300-588-5311 подтверждается подписью представителя ответчика на извещении. На станции назначения Абазинка составлен акт общей формы N 22/480 от 23 мая 2013 года, в котором отражено время задержки вагонов на станции Нагутская. Срок доставки истек по 56 отправкам, за время задержки 56 вагонов в пути следования на промежуточной станции начислена плата в сумме 794 970 руб. 72 коп. с учетом НДС.
Поезд индекс 5300-589-5311 в составе 53 порожних вагонов был задержан на промежуточной станции Эркен-Шахар с 14.05.2013 18 часов 45 минут до 22.05.2013 09 часов 23 минуты, что составляет 183 часа. Остановка поезда на промежуточной станции осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 5659 от 14.05.2013. О том, что поезд индекс 5300-589-5311 задержан на промежуточной станции Эркен-Шахар, ответчику направлялось извещение. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N 7715 от 22.05.2013, об отправлении поезда с промежуточной станции ответчику направлялось извещение. Факт получения извещений о бросании и отправлении поезда индекс 5300-589-5311 подтверждается подписью представителя ответчика на извещении. На станции назначения Абазинка составлен акт общей формы N 1509 от 22 мая 2013 года, в котором отражено время задержки вагонов на станции Эркен-Шахар. Срок доставки истек по 41 отправке, за время задержки 41 вагона в пути следования на промежуточной станции начислена плата в сумме 393 131 руб. 75 коп. с учетом НДС.
Поезд индекс 5300-593-5311 в составе 64 порожних вагонов был задержан на промежуточной станции Овечка с 13.05.2013 17 часов 09 минут до 23.05.2013 15 часов 28 минут, что составляет 239 часов. Остановка поезда на промежуточной станции осуществлялась на основании телеграфного распоряжения дороги N 5616 от 13.05.2013. О том, что поезд индекс 5300-593-5311 задержан на промежуточной станции Овечка, ответчику направлялось извещение. Поднятие поезда с промежуточной станции осуществлялось на основании телеграфного распоряжения дороги N 7777 от 23.05.2013, об отправлении поезда с промежуточной станции ответчику направлялось извещение. Факт получения извещений о бросании и отправлении поезда индекс 5300-593-5311 подтверждается подписью представителя ответчика на извещении. На станции назначения Абазинка составлен акт общей формы N 1530 от 24 мая 2013 года, в котором отражено время задержки вагонов на станции Овечка. Срок доставки истек по 59 отправкам, за время задержки 59 вагонов в пути следования на промежуточной станции начислена плата в сумме 737 792 руб. 05 коп. с учетом НДС.
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
В пункте Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 октября 2005 года N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Исходя из статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.
В силу пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в этом Тарифном руководстве.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава железнодорожного транспорта.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава. Из буквального толкования статьи 39 Устава не следует, что названная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге, за время в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования. Однако плата за время нахождения вагонов, не принадлежащих железной дороге, на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя, может взиматься при достижении сторонами соответствующего соглашения.
На основании статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В соответствии с нормами статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов.
Таким образом, договором N 50/3 от 29.08.2012 и нормами статьи 401 ГК РФ на ответчика возложена обязанность по внесению платы за время нахождения вагонов на промежуточных станциях по причине неприема поезда станцией назначения из-за невыполнения срока оборота вагонов на пути необщего пользования, принадлежащем ЗАО "Кавказцемент".
Из материалов дела следует, что общий период бросания поездов составил с 11 по 23 мая 2013 года. Факт невыполнения норм выгрузки в каждый из дней спорного периода подтверждается ведомостями подачи уборки вагонов, в которых указаны номера вагонов, а также время нахождения под грузовой операцией. Все вагоны, в предоставленных ведомостях, вместо установленных договором 5,1 часа находились под погрузкой от 14 до 30 часов.
Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования перевозчику предоставлено право в случае невыполнения грузополучателем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования технологических норм погрузки выгрузки, задерживать вагоны в пути следования, на промежуточных станциях и начислять плату за время нахождения вагонов на путях общего пользования на промежуточных станциях.
Факт и причина задержки зафиксированы в актах общей формы. Причина задержки - невыполнение технологических норм погрузки, выгрузки грузов является зависящей от ответчика, т.к. обязанность соблюдать данные нормы установлена спорным договором.
Расчет платы произведен железной дорогой, соответствует условиям заключенного сторонами договора, судом первой инстанции проверен и обоснованно признан верным, в связи с чем суд первой инстанции правильно пришел к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований ОАО "РЖД" о взыскании с ЗАО "Кавказцемент" 1 925 894 руб. 52 коп. платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования промежуточных станций.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о необходимости снижения размера взыскиваемой платы на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и обоснованно отклонены на основании следующего.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава. Из буквального толкования статьи 39 Устава не следует, что названная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге, за время в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования. Однако плата за время нахождения вагонов, не принадлежащих железной дороге, на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя, может взиматься при достижении сторонами соответствующего соглашения.
Как ранее установлено судом, стороны определили условие о взимании платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования, при задержке их в ожидании подачи на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от владельца. При этом стороны согласовали плату за пользование вагонами в размере 50% от ставок плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2.
При таких обстоятельствах суд исходит из наличия у железной дороги права на взимание с общества соответствующей платы. При этом Тарифное руководство использовалось железной дорогой в целях определения размера платы как договорное условие. Данная договорная плата не является мерой ответственности, а является услугой по предоставлению путей общего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД", следовательно, возможность применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации связана с ошибочным толкованием норм материального права.
Выводы суда по настоящему делу подтверждаются судебной практикой (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционной суда от 11.10.2013 N 15АП-13491/2013, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31.01.2013 по делу N А53-5576/2012).
Все доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и сводятся к несогласию заявителя с выводами суда первой инстанции, положенных в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены, ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Ростовской области от 11 марта 2014 года по делу N А53-26816/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
И.В. Пономарева |
Судьи |
В.В. Ванин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-26816/2013
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6197/14
11.03.2014 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-26816/13