г. Воронеж |
|
20 мая 2014 г. |
Дело N А35-9594/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.05.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 20.05.2014.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Протасова А.И.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Туристская гостиница "Курск": Хохлов А.Г. по доверенности б/н от 28.08.2013 г.
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 20.03.2014 по делу N А35-9594/2013 (судья Матвеева О.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Туристская гостиница "Курск" (ОГРН 1024600948712) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Курской области (ОГРН 1044637028303) об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Туристская гостиница "Курск" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 23.10.2013 N 176/4 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 12 000 руб.
Решением Арбитражного суда Курской области от 20.03.2014 заявленные требования удовлетворены. Принимая решение, суд указал, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ООО "Туристская гостиница "Курск" было обязано сообщать информацию о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, Управление Роспотребнадзора по Курской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что в процессе деятельности ООО "Туристская гостиница "Курск" образуются твёрдые бытовые отходы, которые собираются и транспортируются МУП "Спецавтобаза по уборке города Курска", в количестве: с 4 квартала 2011 года 60 куб.м. в месяц, с 01.07.2013 - 67,5 куб.м. в месяц. Кроме того, Обществом осуществляется накопление отработанных люминесцентных ламп, которые утилизируются ИП Авершиным А.В. Однако, отчётность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов ООО "Туристическая гостиница "Курск" не представлена, что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст.8.5 КоАП РФ.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель Управления не явился, о слушании дела извещён надлежащим образом, просит о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ООО "Туристская гостиница "Курск" требования апелляционной жалобы не признал, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие представителя Управления Роспотребнадзора по Курской области, извещённого о слушании дела надлежащим образом, в порядке ст.ст. 156 и 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Туристская гостиница "Курск", расположено по адресу: 305000, Курская область, Курский район, г. Курск, ул. Ленина, д. 24, 22.09.1999 зарегистрировано в качестве юридического лица, ОГРН 1024600948712, ИНН 4632010755.
Согласно Уставу общества, основным видом деятельности заявителя является турооператорская, турагентская деятельность и деятельность гостиниц с ресторанами.
С 02.09.2013 по 27.09.2013 в соответствии с приказом исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области от 26.08.2013 N 176, проведена плановая выездная проверка общества с ограниченной ответственностью "Туристская гостиница "Курск" с целью осуществления надзора за соблюдением требований в сфере охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления и охраны атмосферного воздуха согласно плану контрольно-надзорной деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области на 2013 год, утвержденному приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области от 30.10.2012 N 57.
12.09.2013 заместителем начальника отдела экологического надзора, государственной экологической экспертизы и нормирования, старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Курской области Шумаковой В.Д. составлен протокол N 176 осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.
В ходе проведения проверки, согласно акту проверки от 25.09.2013 N 176, проверяющими были установлены нарушения, в том числе:
- не представляется форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления", что является нарушением п. 2 ст. 19 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", приказа Росстата от 28.01.2011 N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором Федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления";
- не предоставляется ежеквартальный расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов и неорганизованного сброса ливневых сточных вод и содержащиеся в расчетах платы и приложениях к ним сведения о движении отходов, образованных в отчетном периоде, что является нарушением приказа Росмтехнадзора от 05.04.2007 N 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду", ст. 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Старшим государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области Шумаковой В.Д. 15.10.2013, в отсутствии надлежащим образом уведомленного представителя заявителя, был составлен протокол N 176/4 об административном правонарушении по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Туристская гостиница "Курск".
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, старшим государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области, в отсутствие надлежащим образом уведомленного представителя заявителя, постановлением от 23.10.2013 N 176/4 общество привлечено к административной ответственности по статье 8.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 12 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании постановления административного органа незаконным и его отмене.
Исследовав материалы дела с учётом доводов апелляционной жалобы и отзыва на неё, заслушав и обсудив пояснения представителя Общества, апелляционный суд пришел к следующему.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Применив правовые нормы ст. 23. 29 КоАП РФ, Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утв.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400, арбитражный суд области сделал правильный и мотивированный вывод о том, что протокол об административном правонарушении от 15.10.2013 N 176/4 составлен и постановление о назначении административного наказания от 23.10.2013 N 176/4 принято в пределах компетенции старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области Шумаковой В.Д.
Статьёй 8.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Административным органом в вину Общества вменено не представление формы федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления", что является нарушением п. 2 ст. 19 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", приказа Росстата от 28.01.2011 N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором Федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления"; не предоставление ежеквартального расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов и неорганизованного сброса ливневых сточных вод и содержащихся в расчетах платы и приложениях к ним сведений о движении отходов, образованных в отчетном периоде, что является нарушением приказа Росмтехнадзора от 05.04.2007 N 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду", ст. 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
По мнению управления, допущенное нарушение вышеприведённых правовых норм выразилось в том, что в результате деятельности персонала и проживания посетителей в гостинице образуется мусор от бытовых помещений организаций несортированный (включая крупногабаритный); при эксплуатации гостиничного комплекса образуется также текстиль загрязненный (списанная спецодежда, постельное и банное белье); при уборке автостоянки и летней площадки образуются отходы потребления производства, подобные коммунальным (смет с территории); в результате деятельности бара образуются отходы - пищевые кухонь и организаций общественного питания несортированные, отходы упаковочного картона незагрязненные, стеклянный бой незагрязненный (исключая бой стекла электронно - лучевых трубок люминесцентных ламп). Кроме того, в результате деятельности Общества образуются отходы - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак.
Согласно ч.2 ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления", сбор и обработка данных по которой осуществляются в системе Росприроднадзора, утверждена Приказом Росстата от 28.01.2011 N 17 и введена в действие с отчета за 2010 год.
Как прямо указано в названной форме, сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления представляют юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления.
Оценивая наличие (отсутствие) у ООО "Туристическая гостиница "Курск" обязанности по представлению в Управление Росприроднадзора формы федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы), апелляционная коллегия учитывает следующее.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Между тем, ни из материалов дела, ни из оспариваемого постановления не следует, что ООО "Туристская гостиница "Курск" занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ.
Подпунктом "б" пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 30.12.2008 N309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального Закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" введена редакция статьи 1 Закона об отходах, согласно которой под обращением с отходами следует понимать следующие виды деятельности: деятельность по сбору отходов, накоплению отходов, использованию отходов, обезвреживанию отходов, транспортированию отходов, деятельность по размещению отходов. Таким образом, из состава видов деятельности по обращению с отходами исключена деятельность, в процессе которой образуются отходы, и включен новый вид деятельности - деятельность по накоплению отходов. К деятельности по обращению с отходами относятся только специализированные виды деятельности по осуществлению различных операций с отходами.
Изменения в законодательные акты вступили в силу с 30.06.2009, следовательно, с этой даты законодатель фактически вывел лиц, не занимающихся специализированной деятельностью по обращению с отходами, из состава лиц, обязанных вносить плату за размещение отходов.
Арбитражным судом установлено, что ООО "Туристская гостиница "Курск" не осуществляет накопление отходов, так как является объектом общего назначения и его деятельность связана с проживанием граждан. Доказательств наличия у заявителя полигона в материалы дела не представлено.
В силу ст. 13 Закона N 89-ФЗ, п. 1.2, п. 1.4. СанПиН 42-128-4690-88 в городе Курска применяется планово-регулярная централизованная система удаления отходов от объектов общественного назначения и жилых зданий. Планово-регулярная система предусматривает ежедневный или один раз в трое суток (зима/лето) сбор твердых бытовых отходов.
Между ООО "Туристская гостиница "Курск" и МУП "Спецавтобаза по уборке города Курска" заключен договор от 01.07.2013 N 469 на оказание услуг по сбору, транспортировке и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов.
МУП "Спецавтобаза по уборке города Курска", забирая отходы от контейнеров на общественной площадке, осуществляет коммунальную услугу по вывозу отходов от общественной контейнерной площадки общим мусоровозным транспортом.
Административным органом не доказано, что Общество является лицом, обязанным сообщать информацию о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке.
Апелляционная коллегия находит несостоятельным довод заявителя жалобы о том, что в рамках заключённого с МУП "Спецавтобаза по уборке города Курска" договора от 01.07.2013 N 469 Общество добровольно приняло на себя обязательства по внесению спорной платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку законодателем такая обязанность возложена именно на лицо, чья деятельность непосредственно связана с негативным воздействием на окружающую среду.
Кроме того, апелляционная коллегия учитывает правовую позицию Конституционного суда РФ в Постановлении N 5-П от 05.03.2013, признавшей не соответствующими Конституции РФ ст.16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в той мере, в какой они допускают взимание публично-правового платежа со специализированных организаций за размещение в 2009 году отходов, не распространяя действие названного постановления на последующий период.
Таким образом, состав вменённого правонарушения не доказан, в связи с чем, арбитражный суд области правильно удовлетворил его требования о признании незаконным и отмене постановления Управления Росприроднадзора о назначении административного наказания от 23.10.2013 N 176/4.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 20.03.2014 по делу N А35-9594/2013/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275, части 5.1 статьи 211 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-9594/2013
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2016 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2188/14
23.06.2015 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2188/14
20.05.2014 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2188/14
20.03.2014 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-9594/13