г. Самара |
|
23 мая 2014 г. |
Дело N А72-9883/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 мая 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19.05.2014 в помещении суда апелляционную жалобу Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.03.2014 по делу N А72-9883/2013 (судья Тимофеев В.В.), принятое по заявлению Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области, г.Ульяновск, к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Ульяновской области, г.Ульяновск,
об оспаривании представления,
в судебном заседании приняли участие:
от Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области - Козикова И.С. (доверенность от 01.04.2014 N 50), Гусев Г.А. (доверенность от 14.05.2014 N 63), Золотова М.В. (доверенность от 14.05.2014 N 62),
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Ульяновской области - Варакина В.А. (доверенность от 28.01.2014 N 68-05-09/137),
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Ульяновской области (далее - ТУ Росфиннадзора) от 20.05.2013 N 2013/22 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса в части раздела I "Нецелевое использование средств Федерального фонда ОМС", раздела II "Неправомерное расходование денежных средств", раздела IV "Другие финансовые нарушения" (пункт 5) и о признании незаконным в указанных частях требования ТУ Росфиннадзора.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 05.03.2014 по делу N А72-9883/2013 указанное заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области просило отменить указанное судебное решение и принять новый судебный акт. По мнению заявителя апелляционной жалобы, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
ТУ Росфиннадзора в отзыве апелляционную жалобу отклонило.
В судебном заседании представители Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области поддержали апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представитель ТУ Росфиннадзора апелляционную жалобу отклонила по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, выступлениях представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, ТУ Росфиннадзора по поручению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 27.12.2012 N 43-01-05-25/5397 провело в отношении Министерства здравоохранения Ульяновской области проверку с целью установления правомерности предоставления Федеральным фондом обязательного медицинского страхования субсидий на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по модернизации федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, а также внедрение современных информационных систем в здравоохранение в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и эффективности их использования организациями, в которых реализуются данные мероприятия, о чем составлен акт от 23.04.2013.
По результатам проверки ТУ Росфиннадзора направило Министру здравоохранения Ульяновской области Карауловой В.Г. представление от 20.05.2013 N 2013/22 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
Суд первой инстанции обоснованно отказал Министерству в удовлетворении заявленных требований.
Как правильно указано судом первой инстанции, по разделу I "Нецелевое использование средств Федерального фонда ОМС" представления Министерство по существу не оспаривает факт нецелевого использования средств в сумме 210,80 тыс.руб., а лишь поясняет, каким образом оно в 2013 году возместило средства ОМС, использованные им не по целевому назначению в 2012 году.
Действовавшая в рассматриваемом периоде Областная целевая программа "Модернизация здравоохранения Ульяновской области" на 2011-2012 годы, утвержденная Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.03.2011 N 12/133-П (в редакции Постановления от 10.12.2012 N 48/582П), содержала указание на объемы и источники финансирования, представленные в паспорте Программы, с разбивкой по этапам реализации в соответствии с Соглашением от 04.04.2011 N 74-ДП, заключенным с ФФОМС.
Средства ФФОМС на мероприятие "внедрение современных информационных систем в здравоохранении" ГУЗ "Ульяновский областной медицинский информационно-аналитический центр" на 2011-2012 годы Программой не предусмотрены.
На выполнение указанных мероприятий Законом о бюджете Ульяновской области на 2012 год предусмотрены средства областного бюджета.
Нецелевое использование Министерство допустило при перечислении ООО "РегионКомСервис" денежных средств в сумме 210,8 тыс.руб. платежным поручением от 29.12.2012 N 453408 в рамках государственного контракта от 14.11.2012 N 3994 за счет средств ОМС, тогда как оплата указанного государственного контракта должна была быть произведена за счет средств областного бюджета.
В соответствии со статьей 12, пунктами 1 и 3 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, при этом операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря.
Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.
Для квалификации нецелевого использования средств ОМС не имеет значения, самостоятельно либо по указанию контролирующих органов восстановлены средства, использованные не по целевому назначению.
Таким образом, факт нецелевого использования средств государственного внебюджетного фонда медицинского страхования получателем средств на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов материалами проверки подтверждается.
Как верно указано судом первой инстанции, содержащееся в пункте 1 раздела I представления предложение принять меры к возмещению в бюджет Федерального фонда ОМС средств, использованных не по целевому назначению, не является требованием о повторном возврате этих средств.
Министерство не оспаривает факт неправомерного использования средств ФФОМС в сумме 3222,63 тыс.руб. в ходе исполнения государственного контракта от 29.03.2012 N 68781, заключенного с ООО "РегионКомСервис" (раздела II "Неправомерное расходование денежных средств" представления), но полагает, что в компетенцию Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов не входит проверка бюджетополучателей при исполнении государственных контрактов.
Данный довод Министерства суд первой инстанции обоснованно отклонил, указав, что ТУ Росфиннадзора при вынесении оспариваемого представления действовало в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
Так, в соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278 и действовавшим в рассматриваемом периоде, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.
В рассматриваемом случае ТУ Росфиннадзора в соответствии с предоставленными ему полномочиями проводил проверку использования средств ФФОМС, а не соблюдения процедур размещения государственного заказа.
Как правильно указано судом первой инстанции, изменение объемов товаров, работ, услуг, предусмотренных государственным контрактом в ходе его исполнения, возможно только в случаях, перечисленных в части 6 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", действовавшего в рассматриваемом периоде.
Пунктами 25, 26 раздела 1 документации об аукционе в электронной форме от 30.01.2012 такая возможность не была предусмотрена.
В нарушение конкурсной документации дополнительным соглашением от 03.10.2012 N 2 к государственному контракту от 29.03.2012 N 68781 было предусмотрено условие об увеличении количества поставляемых товаров, что привело к увеличению суммы контракта.
В пункте 5 раздела IV "Другие финансовые нарушения" представления указано, что Министерство за счет денежных средств ФФОМС приняло бюджетные обязательства по закупке двух автомобилей скорой медицинской помощи на базе шасси Volkswagen Crafter для ГУЗ "Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева" и ГУЗ "Ульяновская областная клиническая больница".
Действовавшей в рассматриваемом периоде Областной целевой программой "Модернизация здравоохранения Ульяновской области" на 2011-2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.03.2011 N 12/133-П (в редакции Постановления от 10.12.2012 N 48/582П) (приложение N 1 раздела 2.3 "Оснащение оборудованием", в графы 7, 12) приобретение указанных автомобилей не предусмотрено.
Приказ Минздравсоцразвития России от 02.10.2009 N 808н, на который имеется ссылка в подпунктах 2.3.2 и 2.3.3 указанной программы, применяется только в части оснащения медицинским оборудованием санитарного транспорта, имеющегося у медицинских учреждений.
Приказом Министерства от 10.12.2012 N 937 утвержден Перечень медицинского оборудования, поставляемого в учреждения здравоохранения Ульяновской области в рамках реализации Областной целевой программы "Модернизация здравоохранения Ульяновской области" на 2011-2012 годы, в приложении N 1 к которому, в нарушение мероприятий указанной программы, запланировано приобретение по одному реанимобилю для ГУЗ "Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева" и ГУЗ "Ульяновская областная клиническая больница".
Довод Министерства о том, что реанимобили были закуплены как оборудование, суд первой инстанции обоснованно отклонил, указав, что, во-первых, реанимобили являются транспортными средствами и ставятся на соответствующий учет, а, во-вторых, оснащение транспортных средств специализированным медицинским оборудованием не означает перевод автомобилей скорой медицинской помощи в категорию оборудования. Кроме того, в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 транспортные средства к медицинскому оборудованию не относятся.
В соответствии с пунктом 2 статьи 284 БК РФ (в редакции, действовавшей по состоянию на момент вынесения оспариваемого представления) руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов в порядке, установленном БК РФ и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных статьей 283 БК РФ, выносят руководителям получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
Таким образом, оспариваемое представление вынесено на законных основаниях.
Следовательно, обжалованное судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их. Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалованного судебного решения в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 марта 2014 года по делу N А72-9883/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-9883/2013
Хронология рассмотрения дела:
23.05.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5956/14
05.03.2014 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-9883/13
18.12.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-21901/13
12.11.2013 Определение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-9883/13