г. Москва |
|
22 мая 2014 г. |
Дело N А41-2609/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Бархатова В.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Оськиным П.П.,
при участии в заседании:
от Федерального государственного казенного учреждения "7 отряд федеральной противопожарной службы по Московской области" (ИНН: 5032004543, ОГРН: 1035006488571): Кучина М.В. - по доверенности N 60 от 30.12.2013 г.,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН: 7705401340, ОГРН: 1027700485757) в лице филиала по Московской области: Дударева М.Ю. - по доверенности от 23.12.2013 г. N 211, Губенко Н.Л. - по доверенности от 30.01.2014 г. N 50/2013-41, Зеленцов В.П. - по доверенности от 30.01.2014 г. N 50/2013-36,
от общества с ограниченной ответственностью "Стройтехинвест" (ИНН: 5032053036, ОГРН: 1025004059090): Акимцева Т.В. - по доверенности от 07.02.2014 г. N 03/14,
от Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (ИНН: 5032004222, ОГРН: 1025004066966): представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании дело N А41-2609/13 по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "7 отряд Федеральной противопожарной службы по Московской области" к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, с участием в деле в качестве третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Стройтехинвест", о снятии с кадастрового учета земельных участков, об отмене результатов межевания земель,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "7 отряд федеральной противопожарной службы по Московской области" (далее - заявитель, ФГКУ "7 отряд ФПС по Московской области") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее - администрация), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области), в котором просило:
- снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030119:5, расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, вблизи дома N 5 по Подушкинскому шоссе; земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030119:7, расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, вблизи дома N 7 по Подушкинскому шоссе; земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030119:10, расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, между полосой отвода Подушкинского шоссе и домом 7;
- исключить из государственного кадастра недвижимости имеющиеся сведения о координатах, длинах, дирекционных углах, поворотных точках сведения по земельным участкам с кадастровыми номерами 50:20:0030119:5, 50:20:0030119:7, 50:20:0030119:10, находящихся в пользовании Администрации Одинцовского муниципального района Московской области;
- обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области внести изменения в кадастровый учет земельных участков (том 1, л.д. 2-5, 117-118).
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 июля 2013 года заявленные требования удовлетворены частично: суд обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030119:5, расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, вблизи дома N 5 по Подушкинскому шоссе, земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030119:7, расположенный по адресу: Московская область, вблизи дома N7 по Подушкинскому шоссе; земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030119:10, расположенный по адресу Московская область, г. Одинцово, между полосой отвода Подушкинского шоссе и домом 7. Кром того, исключить из государственного кадастра недвижимости имеющиеся сведения о координатах, длинах, дирекционных углах, поворотных точках сведения по земельным участкам с кадастровыми номерами 50:20:0030119:5, 50:20:0030119:7, 50:20:0030119:10, находящихся в пользовании Администрации Одинцовского муниципального района Московской области. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано (том 1, л.д. 123-125).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Стройтехинвест" (далее - ООО "Стройтехинвест") в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права (том 1, л.д. 138-141).
Судом апелляционной инстанции установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 20 декабря 2007 года по делу N А41-21884/07 признано незаконным решение администрации Одинцовского района Московской области (письмо администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 11.10.2007 г. N 2.23/11879юр на N 451/10 от 11.10.2007 г.) об отказе в предоставлении в аренду сроком на 5 лет для жилищного строительства земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030119:5, расположенного по адресу: Московская область, г. Одинцово, вблизи дома N 5 по Подушкинскому шоссе, земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030119:7, расположенного по адресу: Московская область, вблизи дома N 7 по Подушкинскому шоссе; земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030119:10, расположенного по адресу Московская область, г. Одинцово, между полосой отвода Подушкинского шоссе и домом 7. Кроме того, суд обязал администрацию Одинцовского муниципального района Московской области предоставить ООО "Стройтехинвест" в аренду сроком на 5 лет для жилищного строительства спорные земельные участки, а также заключить с ООО "Стройтехинвест" договоры аренды земельных участков сроком на 5 лет для целей жилищного строительства на условиях, изложенных в прилагаемых проектах договоров аренды, установив арендную плату согласно применимым с учетом действующих нормативно-правовых актов в муниципальном образовании Одинцовского района Московской области на дату заключения договоров коэффициентам расчета арендной платы на спорные земельные участки.
В силу части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Между тем, Арбитражным судом Московской области при рассмотрении по существу дела N А41-2609/13 не было привлечено ООО "Стройтехинвест".
Таким образом, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции допущено нарушение пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно: принято решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица.
В соответствии с частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный апелляционный суд рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции при установлении обстоятельств, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам рассмотрения дел в суде первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Стройтехинвест" (далее - ООО "Стройтехинвест").
С учетом уточнения ФГКУ "7 отряд ФПС по Московской области" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявленных требований предметом рассмотрения по настоящему делу являются следующие требования:
- снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030119:5, расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, вблизи дома N 5 по Подушкинскому шоссе; земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030119:7, расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, вблизи дома N 7 по Подушкинскому шоссе; земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030119:10, расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, между полосой отвода Подушкинского шоссе и домом 7;
- исключить из государственного кадастра недвижимости имеющиеся сведения о координатах, длинах, дирекционных углах, поворотных точках сведения по земельным участкам с кадастровыми номерами 50:20:0030119:5, 50:20:0030119:7, 50:20:0030119:10, находящихся в пользовании Администрации Одинцовского муниципального района Московской области;
- обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области внести изменения в кадастровый учет земельных участков (том 3, л.д. 35-37).
В судебном заседании представитель ФГКУ "7 отряд ФПС по Московской области" поддержал исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ООО "Стройтехинвест" возражал против удовлетворения заявленных ФГКУ "7 отряд ФПС по Московской области" требований.
Представители ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области также возражали против удовлетворения исковых требований.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя администрации, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд полагает, что заявленные ФГКУ "7 отряд ФПС по Московской области" требования подлежат удовлетворению в части исключения из Государственного кадастра недвижимости сведений о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0030119:5, 50:20:0030119:7, 50:20:0030119:10. В удовлетворении остальной части иска надлежит отказать.
Как усматривается из материалов дела, ФГКУ "7 отряд ФПС по Московской области" на праве бессрочного (постоянного) пользования принадлежит земельный участок Центральный пункт радиосвязи площадью 0,39 га для производственных целей, расположенный по адресу: Московская область, город Одинцово, улица Подушкинское шоссе, дом 5, что подтверждается свидетельством о праве бессрочного (постоянного) пользования на землю N 947 от 25.06.1993 г. (л.д. 6).
Указанный земельный участок был предоставлен заявителю на основании постановления Главы Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 18.06.1993 г. N 1284 (л.д. 7).
25.06.1993 года земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:20:0030119:15, без установления границ.
В связи с возникновением необходимости государственной регистрации прав на земельный участок Центральный пункт радиосвязи, расположенный по адресу: Московская область, город Одинцово, улица Подушкинское шоссе, дом 5, заявитель обратился в ООО "Агентство недвижимости "ВЫБОР" для проведения межевания земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030119:15.
Для установления границ земельного участка были проведены геодезические работы с составлением ситуационного плана, схемы расположения границ земельного участка и каталога координат, в ходе проведения данных работ было выявлено, что не представляется возможным уточнить границы земельного участка под кадастровым номером 50:20:0030119:15 в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" вследствие того, что на вышеуказанный земельный участок накладываются границы 3-х земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0030119:5, 50:20:0030119:7, 50:20:0030119:10 (л.д. 26).
Из заявления и представленных в материалы дела документов следует, что 28.04.2006 года администрация направила заявку в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Одинцовскому району N 2-1-17/1053 о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка вблизи дома N 5 по Подушкинскому шоссе для жилищного строительства. 01.03.2007 г. заявки NN 2.1.17/289, 2.1.17/290 о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка вблизи дома N 7 по Подушкинскому шоссе для жилищного строительства и земельного участка между полосой отвода Подушкинского шоссе и домом 7 для жилищного строительства.
Земельные участки с кадастровыми номерами 50:20:0030119:5, 50:20:0030119:7, 50:20:0030119:10 были поставлены на кадастровый учет по результатам межевания, проведенного по заказу администрации, в 2006 году.
В заявлении ФГКУ "7 отряд ФПС по Московской области" указывает на то обстоятельство, что при межевании вышеназванных земельных участков в нарушение положений Федерального закона "О государственном земельном кадастре" заявитель о проведении работ извещен не был, в проведении работ не участвовал, землеустроительную документацию не согласовывал.
Из представленного в материалы дела письма от 13.11.2012 г. N 223/14933юр (л.д. 73-79) следует, что администрация в лице Руководителя обращалась в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с заявлением о снятии земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0030119:5, 50:20:0030119:7, 50:20:0030119:10 с учета.
Решениями от 23.11.2013 г. N N МО-12/РКФ-395943, МО-12/РКФ-396190, МО-12/РКФ-395595 регистрационным органом в снятии с учета объектов недвижимости было отказано. В обоснование своего отказа Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области было указано, что данные земельные участки имеют статус "ранее учтенный" (л.д. 80-82).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ФГКУ "7 отряд ФПС по Московской области" в суд с рассматриваемыми требованиями.
Оценив содержащиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд полагает заявленные ФГКУ "7 отряд ФПС по Московской области" требования подлежащими удовлетворению в части исключения из Государственного кадастра недвижимости сведений о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0030119:5, 50:20:0030119:7, 50:20:0030119:10 по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регламентируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
В соответствие с частью 1 статьи 22, статьей 38 Закона о кадастре с заявлением в орган кадастрового учета должен быть представлен в том числе межевой план земельного участка, который в случае наличия смежных землепользователей подлежит согласованию с ними в порядке статьи 39 названного Федерального закона.
В силу пункта 5 статьи 27 Закона о кадастре нарушение порядка согласования местоположения границ земельных участков или отсутствие такого согласования является основанием для принятия решения об отказе в осуществлении данного кадастрового учета.
В соответствии с частью 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент постановки на кадастровый учет спорных земельных участков) при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.
Согласно представленным в материалы дела документам границы спорных земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0030119:0005, 50:20:0030119:0007, 50:20:0030119:0010 накладываются на границы земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030119:0015, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании учреждения. При этом на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0030119:0015 расположены находящиеся в собственности Российской Федерации объекты недвижимого имущества (здание центрального пункта радиосвязи и радиомачта), которыми учреждение владеет на праве оперативного управления.
На момент внесения сведений о местоположении спорных земельных участков сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:20:0030119:0015, находящимся в постоянном (бессрочном) пользовании истца, уже были внесены в Государственный кадастр недвижимости.
При постановке на государственный кадастровый учет спорных земельных участков согласование со смежным землепользователем не проводилось, чем были нарушены положения статей 22, 27, 38 и 39 Закона о кадастре.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд апелляционный инстанции полагает, что требования ФГКУ "7 отряд ФПС по Московской области" об исключении из Государственного кадастра недвижимости сведений о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0030119:5, 50:20:0030119:7, 50:20:0030119:10 подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, заявленные ФГКУ "7 отряд ФПС по Московской области" требования о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0030119:5, 50:20:0030119:7, 50:20:0030119:10, и обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области внести изменения в кадастровый учет земельных участков, удовлетворению не подлежат в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Пунктом 2 статьи 25 названного Закона установлено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для снятия земельного участка с кадастрового учета.
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 настоящего Кодекса.
Перераспределены в определенных пунктом 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации случаях могут быть сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки.
В соответствии с частью 9 статьи 4 Закона N 221-ФЗ в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
Частью 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ установлено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
В соответствии с частью 5 статьи 24 указанного Федерального закона в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем не представлено доказательств того, что спорные земельные участки являются преобразуемыми.
Пунктом 1 статьи 23 Закона N 221-ФЗ установлено, что постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 45 Закона "О государственной кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу данного Закона (01.03.08) или в переходный период его применения (до 01.01.13) с учетом определенных статьей 43 названного Закона особенностей, признается юридически действительным. Такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с вышеназванным Законом. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости.
Из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:20:0030119:5, 50:20:0030119:7, 50:20:0030119:10 имеют статус "ранее учтенные".
Поскольку названные земельные участки являются ранее учтенным, то есть сведения в отношении них, имеющиеся в Государственном кадастре объектов недвижимости, не носят временный характер, снятие их с кадастрового учета по правилам статьи 24 Закона N 221-ФЗ не представляется возможным.
При этом действия кадастровой палаты по постановке спорных земельных участков на кадастровый учет заявителем оспорены не были.
В силу пункта 6 статьи 27 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 данного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Законодательством не установлена возможность произвольного снятия земельного участка с кадастрового учета по заявлению собственника.
Аналогичная позиция отражена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 декабря 2012 года по делу N А53-18084/2012.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 16 Закона N 221-ФЗ постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляются на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем.
Согласно части 4 статьи 16 названного Закона N 221-ФЗ если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
В части 1 статьи 20 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи лица (далее также - заявители) или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве (часть 3 статьи 20 Закона N 221-ФЗ).
Таким образом, для постановки или снятия с кадастрового учета земельных участков или внесения изменения в сведения о них, необходимо заявление собственника (правообладателя) земельного участка, а также наличие подтверждения полномочий лица, обратившегося с таким заявлением, или решение суда, обязывающее собственника земельного участка снять с учета уже поставленный на государственный кадастр земельный участок.
Из материалов дела следует, что правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0030119:5, 50:20:0030119:7, 50:20:0030119:10 является Администрация Одинцовского муниципального района Московской области.
Таким образом, вопрос о снятии вышеуказанных участков с кадастрового учета должен приниматься Администрацией Одинцовского муниципального района Московской области.
Поскольку настоящий спор разрешается судом в порядке искового производства, и требования ФГКУ "7 отряд федеральной противопожарной службы по Московской области" к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не заявлялись, суд апелляционной инстанции считает, что в удовлетворении требования об обязании Кадастровой палаты внести изменения в кадастровый учет спорных земельных участков надлежит отказать.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что удовлетворение требования ФГКУ "7 отряд федеральной противопожарной службы по Московской области" об исключении из Государственного кадастра недвижимости сведений о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0030119:5, 50:20:0030119:7, 50:20:0030119:10, уже является основанием для внесения органом кадастрового учета соответствующих изменений в ГКН с момента вступления в силу судебного акта.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции полагает, что требования ФГКУ "7 отряд ФПС по Московской области" о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0030119:5, 50:20:0030119:7, 50:20:0030119:10, и обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области внести изменения в кадастровый учет земельных участков, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 08 июля 2013 года по делу N А41-2609/13 отменить.
Исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0030119:5, 50:20:0030119:7, 50:20:0030119:10.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Председательствующий |
С.Ю. Епифанцева |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-2609/2013
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2014 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11441/13
06.11.2013 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8727/13
08.07.2013 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-2609/13