г. Самара |
|
02 июня 2014 г. |
Дело N А65-3201/2014 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Бажана П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,
с участием:
от заявителя - Таразанов И.А., доверенность от 10 сентября 2013 г. N 2-4/482,
от ответчика - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Тандер" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 апреля 2014 года по делу N А65-3201/2014 (судья Воробьев Р.М.), рассмотренное в порядке упрощенного производства,
по заявлению закрытого акционерного общества "Тандер" (ИНН 2310031475), город Краснодар,
к Управлению Роспотребнадзора по Республике Татарстан, город Казань Республики Татарстан,
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Тандер" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Роспотребнадзора по Республики Татарстан (далее - Управление, административный орган) об отмене постановления N 292/з от 21 января 2014 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ к штрафу в размере 5 000 рублей.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Общество, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, о чем в судебном заседании просил и представитель общества.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя административного органа, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя общества, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене, а апелляционную жалобу удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением потребителя Чечельницкого М.М. административным органом в результате проверки выявлены нарушения иных прав потребителей, а именно отсутствие на вывесках информации о местонахождении магазинов "Магнит" ЗАО "Тандер", то есть несоответствие юридического адреса: г. Краснодар, ул. Леваневского, д. 185, с фактическими адресами: г. Казань, ул. Амирхана, д. 97; ул. Чистопольская, д. 3; ул. Ибрагимова, д. 61; ул. Гагарина, д. 24; ул. Гагарина, д. 87; ул. Восход, д. 24; ул. Баруди, д. 23; ул. Энергетиков, д. 3; ул. Декабристов, д. 133; ул. Дежнева, д. 4; ул. Маршрутная, д. 1, что свидетельствует о нарушении п. 1 ст. 9 Закона "О защите прав потребителей".
По данному факту административным органом 11.12.2013 г. составлен протокол об административном правонарушении, а 21.01.2014 г. вынесено постановление N 292/з о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ к штрафу в размере 5 000 рублей.
Считая постановление незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к неправильному выводу, что заявленные обществом требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Вывеска служит целям идентификации юридических лиц, индивидуализирует их как участника гражданского оборота и субъектов публично-правовых отношений.
Согласно ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение штрафа на юридических лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей.
Суд первой инстанции пришёл к ошибочному выводу, что ЗАО "Тандер" было привлечено к административной ответственности в связи с отсутствием на вывеске информации о фактическом нахождении (адресе) юридического лица, установленном Управлением и подтвержденным материалам дела.
Однако суд апелляционной инстанции считает, что данный вывод не соответствует обстоятельствам дела, т.к. согласно материалам дела (жалобе, определению о возбуждении дела, протоколам осмотра, протоколу об административном правонарушении, оспариваемому постановлению и др.) событие вмененного обществу нарушения заключалось в отсутствие на вывеске адресов самих магазинов, а не адреса юридического лица. Более того, в протоколе об административном правонарушении и в оспариваемом постановлении перечислены адреса самих магазинов (фактический адрес), которые не были указаны на вывесках. Ни в одном процессуальном документе не сказано и не установлено отсутствие на вывесках магазинов "Магнит" юридического адреса ЗАО "Тандер".
При этом законодательством не предусмотрена обязанность по размещению на вывесках адресов структурных подразделений юридического лица, в частности, магазинов, о чем было заявлено при оспаривании постановления.
В вину ЗАО "Тандер" на основании вышеуказанных норм вменено следующее нарушение: "отсутствие на вывесках информации о местонахождении магазинов "Магнит" ЗАО "Тандер" (фактический адрес)".
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что данная формулировка вмененного события, указанная в протоколах осмотра, протоколе об административном правонарушении и постановлении, не позволяет точно определить допущенное обществом правонарушение, поскольку событие административного правонарушения в данных процессуальных документах описано не полно.
На фасадах всех магазинов "Магнит" подлежит размещению два вида вывесок - вывеска с указанием наименования магазина "Универсам Магнит" или "Магнит Косметик" и вывеска, размещаемая у входа в магазин со всей информацией о продавце и режиме работы. О какой вывеске идет речь из материалов дела определить невозможно.
При этом ч. 4 ст. 27.8 КоАП РФ предусматривает необходимость при осмотре вещей и документов указания сведений о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов. Однако в протоколе осмотра не указано местоположение вывески, не зафиксирована имеющаяся на ней информация и др. индивидуализирующие признаки.
Действующим законодательством не предусмотрена обязанность по размещению на вывеске информации о фактическом месте нахождении структурных подразделений юридического лица - магазинов.
Статья 9 Закона о защите прав потребителей предусматривает необходимость размещение на вывеске только фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы.
В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что законодательством предусмотрена обязанность размещения информации о месте нахождения именно организации (продавца), т.е. в данном случае о месте нахождения ЗАО "Тандер", каковым является: г. Краснодар, ул. Леваневского, д. 185, а обязанности размещать на вывеске информации о месте нахождении обособленных подразделений (магазинов) организации не предусмотрено.
При этом суд учитывает, что назначение самой вывески, которая служит целям идентификации юридических лиц как участников гражданского оборота. Информация же о месте нахождения самих структурных подразделений доводится до потребителей на домовых знаках и в уголке потребителей, данная формация не подлежит размещению на вывеске, так как является общедоступной.
ВАС РФ в определении от 29.10.2012 г. по делу N А26-10402/2011 пришел к выводу о том, что вывеской является конструкция, расположенная справа от двери магазина, содержащая информацию о наименовании юридического лица, ИНН, юридическом адресе, телефоне и режиме работы организации, а ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 17.11.2010 г. по делу N А70-2751/2010 указал, что на вывеске необходимо размешать информацию именно о юридическом адресе организации.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что обязанность размещать на вывесках информацию о месте нахождения магазинов законодательством не предусмотрена.
Кроме того суд апелляционной инстанции считает, что изложенные в решение суда выводы не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку суд ошибочно признал надлежащим извещение законного представителя ЗАО "Тандер" о времени и месте рассмотрения дела.
Часть 2 ст. 25.1 КоАП РФ предусматривает обязательное участие лица, в отношении которого ведется производство, при рассмотрении дела. При этом дело может быть рассмотрено в отсутствие данного лица, только при его надлежащем извещении. Часть 3 ст. 25.4 КоАП РФ содержит аналогичные положения.
Пункты 2, 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ предусматривают, что при рассмотрении дела выясняется вопрос об извещении лица, в отношении которого ведется производство.
В соответствии с п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП рф.
Данные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные права лица, привлекаемого к административной ответственности. Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при рассмотрении дела об административном правонарушении, административный орган нарушает предусмотренные КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела (ст. 24.1 КоАП РФ).
Рассмотрение дела об административном правонарушении в отсутствие законного представителя юридического лица, не извещенного о времени и месте рассмотрения, законодательством расценивается как существенное нарушение процессуальных требований законодательства.
Данная позиция согласуется с практикой, изложенной в постановлениях ФАС Поволжского округа от 18.02.2010 г. по делу N A06-6424/2009 и от 13.10.2009 г. по делу N А12-9018/2009.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что факт извещения законного представителя подтверждается представленными Управлением документами, а именно копией определения об отложении рассмотрения дела от 24.12.2013 г. и распечаткой с сайта "Почта России" с результатами поиска регистрируемого отправления N 42000083083200.
Однако из материалов дела не следует, что идентификатор N 42000083083200 присвоен почтовому отправлению, направленному в адрес и по месту нахождения ЗАО "Тандер" (г. Краснодар, ул. Леваневского, 185), а также направленному с копией определения об отложении и продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении от 24.12.2013 г.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что из данной распечатки по отслеживанию почтового отправления не прослеживается связь с производством по делу об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого вынесено оспариваемое постановление.
Данная позиция подтверждается судебной практикой, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ N 5184/12 от 04.09.2012 г. по делу N А40- 103033/11 и ФАС Поволжского округа от 27.08.2009 г. по деду N А55-4381/2009.
Более того, суд апелляционной инстанции считает, что представленное Управлением определение об отложении продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении от 24.12.2013 г., не было направлено законному представителю ЗАО "Тандер", поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства направления данного определения законному представителю общества.
Часть 5.2 ст. 28.7 КоАП РФ предусматривает, что копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток должна быть вручена под расписку либо выслана законному представителю юридического лица, в отношении которого проводите административное расследование.
В соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Согласно ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Несоблюдение требований ст. 25.4 КоАП РФ лишило общество права на защиту и соответствующих процессуальных гарантий при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Поскольку материалы дела свидетельствуют о том, что законный представитель заявителя не был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, а данное процессуальное нарушение имеет существенное значение, так как не позволило административному органу рассмотреть дело всесторонне, полно и с учетом возможных возражений и дополнений заявителя, то суд апелляционной инстанции считает, что названное нарушение является неустранимым, а поэтому судом первой инстанции неправильно отказано обществу в удовлетворении заявленных требований.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции в соответствии с п. 3, 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ отменяет решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и принимает новый судебный акт о признании незаконным и отмене постановления N 292/з от 21 января 2014 года о привлечении закрытого акционерного общества "Тандер" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 апреля 2014 года по делу N А65-3201/2014 отменить. Принять новый судебный акт.
Заявление закрытого акционерного общества "Тандер" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан от 21 января 2014 года N 292/з о привлечении закрытого акционерного общества "Тандер" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-3201/2014
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7681/14
14.04.2014 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-3201/14