г. Москва |
|
02 июня 2014 г. |
Дело N А41-41438/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Коновалова С.А., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от истца: Ермаков И.А. лично, предъявлен паспорт,
от ответчика: представителя не направили, извещены,
от третьих лиц:
от администрации Раменского муниципального района Московской области - Мишина В.Ю., доверенность от 27.12.2013 N 1938исх13,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Московской области, Правительства Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области - представителей не направили, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Раменского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 27.02.2014 по делу N А41-41438/13, принятое судьей Гриневой А.В., по иску Ермакова Ивана Александровича к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, при участии в качестве третьих лиц администрации Раменского муниципального района Московской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Московской области, Правительства Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Ермаков Иван Александрович (далее - истец, Ермаков И.А.) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата, ответчик), в котором с учетом уточнений просит:
- признать, с момента внесения в государственный кадастр недвижимости, не соответствующими рыночной стоимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:00030440:10 площадью 24 500 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, Московская область, Раменский район, сельское поселение Кузнецовское, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала, с кадастровой стоимостью в размере 53 388 195 (пятьдесят три миллиона триста восемьдесят восемь тысяч сто девяносто пять) рублей;
- обязать кадастровую палату исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости равной 53 388 195 (пятьдесят три миллиона триста восемьдесят восемь тысяч сто девяносто пять) рублей в отношении земельного участка площадью 24 500 кв.м, с кадастровым номером 50:23:00030440:10 расположенного по адресу: Российская Федерация, Московская область, Раменский район, сельское поселение Кузнецовское, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем за период с 25.08.2010 по 31.12.2013;
- обязать кадастровую палату внести в государственный кадастр недвижимости изменения с 25.08.2010 по 31.12.2013, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:00030440:10 расположенного по адресу: Российская Федерация, Московская область, Раменский район, сельское поселение Кузнецовское, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем, согласно заключения независимой судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка от 09.01.2014 N 09.0114-7540, равную 6 503 355 (шесть миллионов пятьсот три тысячи триста пятьдесят пять) рублей.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области (далее - министерство), администрация Раменского муниципального района Московской области (далее - администрация), Правительство Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.02.2014 заявленные требования удовлетворены в части установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости 6 503 355 рублей по состоянию на 25.09.2010, обязания кадастровой палаты внести в ГКН сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости 6 503 355 по состоянию на 25.09.2010. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Ермаков И.А. владеет на праве собственности земельным участком площадью 24 500 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем, адрес: Российская Федерация, Московская область, Раменский район, сельское поселение Кузнецовское, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала, кадастровый номер 50:23:00030440:10. Указанный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.02.2011 серии 50-АБN 650545.
Решением кадастровой палаты от 25.08.2010 N 23/203/10-9818 утверждены результаты кадастровой оценки стоимости спорного земельного участка, которая составляет 53 388 195 руб.
Из письма кадастровой палаты следует, что указанная кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка рассчитана с применением среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель дачных объединений в Раменском муниципальном районе, утвержденного распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ.
Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость спорного земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, Ермаков И.А. обратился в Арбитражный суд Московской области с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что согласно заключению эксперта от 09.01.2014 N 09.0114-7540, изготовленного на основании определения суда от 06.12.2013 о назначении экспертизы, рыночная стоимость спорного земельного участка не соответствует стоимости, указанной в государственном кадастре недвижимости, что является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости. Установленная в заключении эксперта от 09.01.2014 N 09.0114-7540 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 25.09.2010 проверена судом и признана обоснованной.
Обжалуя решение суда первой инстанции, администрация в своей апелляционной жалобе указывает, что в представленном в материалы дала экспертном заключении рыночная стоимость спорных земельных участков значительно занижена. Кроме того, по мнению администрации района, обжалуемое решение суда принято о правах и обязанностях сельского поселения Кузнецовское (в лице его администрации), на территории которого находится спорный земельный участок, поскольку в случае удовлетворения требований по настоящему делу бюджет сельского поселения Кузнецовское не дополучит доход.
В судебном заседании апелляционного суда представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Ермаков И.А. против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Остальные, участвующие в деле лица, своих представителей не направили, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав представителя администрации и Ермакова И.А., изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота, поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Требования Ермакова И.А. по настоящему спору направлены на установление рыночной стоимости спорного земельного участка, которая после ее установления будет внесена в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости данного земельного участка. При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно рассмотрел заявленные требования в соответствии с порядком, установленным для рассмотрения дел в исковом производстве, с учетом установленного статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) порядка распределения между лицами, участвующими в деле, бремени доказывания обстоятельств, на которые они ссылаются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила), в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4).
Пунктом 5 указанных Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Пунктом 10 Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, в соответствии с которым средний уровень кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в Раменском муниципальном районе Московской области составляет 2179 руб. 11 коп. за 1 кв.м.
На основании указанного распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ кадастровой палатой установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости (2179 руб. 11 коп.) на его площадь.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с частью 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
Принимая во внимание особенности предмета спора по настоящему делу, суд счел необходимым удовлетворить заявленное Ермаковым И.А. ходатайство и назначить судебную экспертизу в целях определения рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на дату установления его кадастровой стоимости (25.09.2010).
Определением Арбитражного суда Московской области от 06.12.2013 по настоящему делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Партнер-СВ".
От экспертной организации в материалы дела поступило заключение эксперта от 09.01.2014 N 09.0114-7540, из содержания которого усматривается, что по состоянию на 25.09.2010 рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 6 503 355 рублей.
Суд первой инстанции, исследовав заключение эксперта от 09.01.2014 N 09.0114-7540, с позиции статьи 71 АПК РФ установил, что оно соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Довод администрации о том, что рассчитанная в экспертном заключении от 09.01.2014 N 09.0114-7540 рыночная стоимость спорного земельного участка значительно занижена, не может быть принят апелляционным судом.
Наличие существенного расхождения между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, установленной в экспертном заключении от 09.01.2014 N 09.0114-7540, обусловлено тем, что при определении кадастровой стоимости применяется метод массовой оценки без учета уникальных характеристик конкретного земельного участка. Такое расхождение не может служить безусловным основанием для непринятия экспертного заключения от 09.01.2014 N 09.0114-7540.
Довод администрации района о том, что обжалуемое решение суда принято о правах и обязанностях сельского поселения Кузнецовское (в лице его администрации), на территории которого находится спорный земельный участок, признается апелляционным судом необоснованным.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта является принятие судом решения о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле.
Из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36, следует, что решение считается принятым о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, если судебным актом непосредственно затрагиваются права и обязанности такого лица (пункт 1).
Апелляционным судом установлено, что обжалуемое решение об установлении рыночной стоимости земельного участка, принадлежащего Ермакову И.А., и настоящее постановление непосредственно о правах и об обязанностях сельского поселения Кузнецовское не принято, никаких прав указанному поселению судебными актами не предоставлено, обязанностей не возложено. Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит законных оснований для отмены решения суда первой инстанции на основании пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ.
Рассматривая вопрос о дате внесения рыночной стоимости земельного участка в ГКН, апелляционный суд исходит из следующего.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в названном постановлении от 25.06.2013 N 10761, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (Приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
В рассматриваемом случае рыночная стоимость спорного земельного участка определялась экспертом ООО "Партнер-СВ" по состоянию на дату установления его кадастровой стоимости (25.09.2010), что соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении Президиума от 25.06.2013 N 10761/11.
Оценив представленное экспертное заключение от 09.01.2014 N 09.0114-7540, апелляционный суд приходит к выводу о том, что данный документ составлен в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, оснований для непринятия рыночной стоимости спорного земельного участка, установленной экспертным заключением от 09.01.2014 N 09.0114-7540, не имеется.
Изложенное позволяет апелляционному суду прийти к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные истцом требования, направленные на установление рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату, на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При этом согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость, однако не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости. То есть рыночная стоимость определяется на дату проведения государственной кадастровой оценки, но применяется с момента внесения оспариваемой кадастровой стоимость в ГКН (а не с даты, по состоянию на которую проводилась оценка), соответствующие изменения в ГКН вносятся с момента вступления судебного акта в законную силу).
В рассматриваемом случае суд первой инстанции в обжалуемом судебном акте не указал на дату, с которой необходимо применять рыночную стоимость спорного земельного участка в качестве его кадастровой стоимости, а указал на дату, по состоянию на которые была установлена его кадастровая стоимость, и соответственно определена рыночная стоимость. При этом установление рыночной стоимости земельного участка на конкретную дату (25.09.2010) не свидетельствует о том, что такая рыночная стоимость должна применяться в качестве кадастровой именно с указанной даты, а не с даты вступления решения суда в законную силу.
Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27.02.2014 по делу N А41-41438/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-41438/2013