г. Челябинск |
|
15 мая 2014 г. |
Дело N А07-20247/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Кузнецова Ю.А. и Малышева М.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г. Уфы Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05 марта 2014 г. по делу N А07-20247/2013 (судья Азаматов А.Д.),
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г. Уфы Республики Башкортостан (далее - ГУ - УПФ РФ в Калининском районе г.Уфы РБ, Управление, истец) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Башкортостан о взыскании с Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 13 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан" (далее - Учреждение, ИК N 13, ответчик) пени в сумме 516,86 руб. за период с 16.07.2010 по 18.10.2010, в том числе: пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть в сумме 318,15 руб. по КБК 39210202010062000160; пени на недоимку по страховым взносам на накопительную часть в сумме 129,59 руб. по КБК 39210202020062000160; пени на недоимку по страховым взносам (ФФОМС) в сумме 24,53 руб. по КБК 39210202101082011160; пени на недоимку по страховым взносам (ТФОМС) в сумме 44,59 руб. по КБК 39210202110092000160.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.03.2014 (резолютивная часть решения объявлена 04.03.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что проведенной проверкой отчетности ИК N 13 установлена несвоевременная уплата страховых взносов, в связи с чем полагает заявленные требования о взыскании пени законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Учреждением представлен отзыв на апелляционную жалобу.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в результате представленной ответчиком отчетности Управлением установлено, что страховые взносы за полугодие 2010 года уплачены с нарушением установленного законом срока уплаты.
Поскольку обязанность по уплате страховых взносов страхователем своевременно не исполнена, ГУ - УПФ РФ в Калининском районе г. Уфы РБ начислены пени.
В адрес ответчика направлено уточненное требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 25.06.2013 N 00286940157893 с предложением об уплате пеней за полугодие 2010 года в сумме 516,86 руб., в срок до 16.07.2013 (л.д. 22).
В связи с тем, что пени добровольно не уплачены, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ответчика суммы пени в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что сроки для взыскания пени в судебном порядке, пропущены.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой права под отчетным периодом понимается период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Вместе с перечисленными сведениями страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Из положений перечисленных выше норм права следует, что Учреждение, будучи страхователем в отношении своих наемных работников в смысле, придаваемом данному термину Законом N 27-ФЗ, обязано было уплатить страховые взносы.
В силу ст. 19 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" от 05.08.2000 N 118-ФЗ страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования".
С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ), регулирующий отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу п. 1, 2 ст. 54 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ акты органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 25.03.2008 N 13991/07 по делу N А55-18912/2006-37 Арбитражного суда Самарской области определил правовую позицию, в соответствии с которой из положений ст. 3 и 19 Закона N 125-ФЗ следует, что решение страховщика о привлечении к ответственности за совершение правонарушений в сфере отношений по обязательному социальному страхованию и о направлении требования об уплате недоимки по страховым взносам и соответствующих пеней может быть принято только в отношении страхователя - юридического лица (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.05.2008 N 6603/08).
Из содержания ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ следует, что ответственность за совершение предусмотренных нормами этой статьи правонарушений несут плательщики страховых взносов, т.е. лица, указанные в ст. 5 названного Закона, в частности, организации.
Так, в подп. 1 ст. 2 от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что организацией признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации).
Следовательно, решение страховщика о привлечении к ответственности российской организации за совершение правонарушений в сфере отношений, регулируемых Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ, может быть принято только в отношении плательщика страховых взносов - юридического лица.
Согласно части 1 статьи 25 Закона N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Частью 3 статьи 25 Закона N 212-ФЗ установлено, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.
В соответствии с частями 5, 6 статьи 25 Закона N 212-ФЗ пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов, процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ заявление о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи (ч. 2 ст. 22 Закона N 212-ФЗ).
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (часть 5 статьи 22 Закона о страховых взносах).
Из взаимосвязанных положений статей 19 и 22 Закона о страховых взносах следует, что срок давности взыскания задолженности по страховым взносам, а также пеней включает трехмесячный срок на предъявление требования, срок на его добровольное исполнение и шестимесячный срок для обращения в арбитражный суд.
Как следует из материалов дела требование N 00286940157893 было выставлено в адрес колонии 25.06.2013, со сроком для добровольного исполнения до 16.07.2013, выставлено по истечении трех лет с даты возникновения обязанности по уплате страховых взносов.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, направление требования об уплате с нарушением срока, предусмотренного ст.22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, не увеличивает срока подачи заявления в суд.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу поясняет, что ранее Управлением также направлялось требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 13.11.2010 N 00286940102978, которое было аннулировано в связи с вынесением уточненного требования, указанного выше.
Судебной коллегией установлено, что выставленное пенсионным фондом уточненное требование, с нарушением срока, имеет другие суммы расчета пени, в связи с чем направлено на искусственное увеличение сроков принудительного взыскания пени, установленных в ст. 19, 20, 22 Закона N 212-ФЗ.
При таких обстоятельствах, поскольку пени начислены за период с 16.07.2010 по 18.10.2010, сроки для их взыскания в судебном порядке пропущены.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что наличие и сумма задолженности подтверждается представленными расчетами; отказ во взыскании пени в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов, влечет нарушение права застрахованных лиц на получение пенсии, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, так как не влияют на выводы суда о пропуске заявителем срока на взыскание.
В этой связи суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов, содержащихся в решении суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене решения судом, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалованного судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05 марта 2014 г. по делу N А07-20247/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г. Уфы Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
Ю.А.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-20247/2013