г. Самара |
|
14 мая 2014 г. |
Дело N А55-23875/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 мая 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Филипповой Е.Г., Бажана П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никоновой Т.В.,
с участием:
от закрытого акционерного общества "Влада" - Шатров А.Л., доверенность от 02 сентября 2013 г.,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 мая 2014 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
Министерства имущественных отношений Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 января 2014 года по делу N А55-23875/2013, судья Щетинина М.Н.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Влада", (ИНН 6317009388),
к Министерству имущественных отношений Самарской области,
с участием третьего лица: Министерства культуры Самарской области,
о признании незаконными действий и обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Влада" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившихся в отказе предоставить ЗАО "Влада" в собственность за выкуп земельного участка общей площадью 1852 кв.м., расположенного под объектами недвижимости ЗАО "Влада", а также необходимого для его использования, по адресу: г. Самара, ул. Ленинградская, 29; об обязании Министерства устранить допущенные нарушения прав и интересов ЗАО "Влада" путем принятия решения о предоставлении ЗАО "Влада" в собственность за выкуп вышеуказанного земельного участка.
Решением суда первой инстанции от 27 января 2014 года действия Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившиеся в отказе в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка общей площадью 1852 кв.м., расположенного под объектами недвижимости ЗАО "Влада", а также необходимого для его использования, по адресу: г. Самара, ул. Ленинградская, 29, ЗАО "Влада" по основаниям, изложенным в уведомлении об отказе в предоставлении земельного участка N 12-1/1697/2013 от 09.09.2013 г., признаны незаконными.
Суд обязал Министерство имущественных отношений Самарской области по вступлении в законную силу решения суда по делу А55-23875/2013 в месячный срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "Влада" путем нового рассмотрения заявления ЗАО "Влада" от 13.06.2013 года N 12-1/1697/13 и путем проведения в установленном законом порядке процедуры предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка, расположенного, по адресу: г. Самара, ул. Ленинградская, 29.
В остальной части требований суд отказал (том 2 л.д. 84-86).
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения заявленных требований и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
Согласно ответу министерства культуры Самарской области от 09.06.2013 г. N МН-26-01/1709 земельный участок в границах территории домовладения, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Ленинградская, 29, является территорией объекта культурного наследия регионального значения и на земельные участки в границах территории объекта культурного наследия распространяются положения статьи 99 Земельного кодекса РФ.
Поскольку были выявлены препятствия для предоставления испрашиваемого земельного участка (установленный федеральным законом запрет на приватизацию) у министерства отсутствуют правовые основания для предоставления указанного земельного участка, в связи с чем, министерство, руководствуясь пунктом 2.4 Порядка N 74 приняло законное и обоснованное решение от 09.09.2013 г. N 12-1/1697/13 об отказе в предоставлении земельного участка.
К землям особо охраняемых территорий относятся, в том числе, земли историко-культурного назначения.
Согласно части 2 статьи 99 Земельного кодекса РФ земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением.
Поскольку цель использования испрашиваемого земельного участка не соответствует целевому использованию земель историко-культурного назначения, у министерства отсутствовали правовые основания для предоставления ЗАО "Влада" в собственность испрашиваемого земельного участка.
Таким образом, решение об отказе от 09.09.2013 г. N 12-1/1697/13 является законным и принятым в строгом соответствии с нормами действующего законодательства.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве от 05.05.2014 г. N 8.
Указывает, что согласно ответу Министерства культуры Самарской области, нежилое здание по адресу: г. Самара, ул. Ленинградская, д. 29, является объектом культурного наследия и на земельные участки в границах территории объекта культурного наследия распространяются положения статьи 99 Земельного кодекса РФ.
Ответчик считает указанное обстоятельство препятствием для предоставления спорного земельного участка в собственность заявителю, также как и то, что предполагаемая цель использования земельного участка - под нежилые помещения и территорию необходимую для их использования противоречит части 2 статьи 99 Земельного кодекса РФ, согласно которой земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением.
Заявитель считает, что действующим законодательством об объектах культурного наследия не исключается предоставление в собственность земельного участка, расположенного в границах охранной зоны памятников истории и культуры регионального значения.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило.
Ответчик и третье лицо в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Закрытое акционерное общество "Влада" является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Самара, ул. Ленинградская, д. 29, что подтверждено свидетельствами о регистрации права от 30.12.2002 г. серия 63-АА 741635, от 30.12.2002 г. серия 63-АА 741637, от 30.12.2002 г. серии 63-АА 741636 (том 1 л.д. 14, 15, 16).
Спорный земельный участок состоит из земельного участка площадью 1425 кв.м расположенного под нежилыми помещениями, принадлежащими ЗАО "Влада" на праве собственности, а также земельного участка, занятого дворовой территорией, площадью 427 кв.м, необходимой для использования указанных помещений.
Указанные земельные участки ранее были предоставлены в аренду акционерному обществу закрытого типа "Влада", которое позже было переименовано в закрытое акционерное общество "Влада", на основании Постановления главы г. Самары N 1370 от 02.11.1995 г. (том 1 л.д. 17-18).
Между АОЗТ "Влада" и Комитетом по управлению имуществом г. Самары, 26.05.1999 года был заключен договор аренды земельного участка N 001960з, в соответствии с п. 1.1. которого, АОЗТ "Влада" был передан в аренду земельный участок по адресу: г. Самара, ул. Ленинградская, д. 29, площадью 1424,75 кв.м. под основной корпус фабрики и административное здание.
Также был заключен договор аренды земельного участка N 001961з, в соответствии п. 1.1. которого, АОЗТ "Влада" был передан в аренду земельный участок по адресу: г. Самара, ул. Ленинградская, д. 29, площадью 431,40 кв.м. под дворовую территорию (том 1 л.д. 19-32, 33-45).
30.08.2006 г. в адрес заявителя поступили уведомления от Департамента имущественных отношений Самарской области о том, что Департамент вступил в права арендодателя по договору аренды земельного участка N 001960з и по договору аренды земельного участка N 001961з (том 1 л.д. 51, 52).
Кроме того, в адрес ООО "Влада" от Министерства имущественных отношений поступали уведомления N 12-15/з-27610 и N 12-15/з-27613 от 17.12.2007 г. об изменении арендной платы и реквизитах платежей за аренду земли (том 1 л.д. 53, 54).
Указанные земельные участки были сформированы и поставлены на кадастровый учет, что подтверждается выписками из государственного кадастра недвижимости N 63-00-102/12-124341 и N 63-00-102/12-122689 (том 1 л.д. 46, 47).
13.06.2013 г. заявитель обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении земельного участка, занимаемого нежилыми помещениями и территорией необходимой для их использования, а именно: в собственность за выкуп земельный участок общей площадью 1852 кв.м. по адресу: г, Самара, Самарский район, ул. Ленинградская, д. 29, занимаемый нежилыми помещениями, принадлежащими ЗАО "Влада" на праве собственности, а также территорией, необходимой для их использования.
Письмом от 09.09.2013 г. N 12-1/1697 ответчик со ссылкой на статью 99 Земельного кодекса Российской Федерации отказал заявителю в предоставлении земельного участка, указав, что испрашиваемый земельный участок расположен под нежилым зданием, которое является объектом культурного наследия, а согласно заявлению ЗАО "Влада", предполагаемая цель использования земельного участка - под нежилые помещения и территорией, необходимой для их использования, что не соответствует целевому использованию земель историко-культурного назначения.
Заявитель, не согласившись с отказом ответчика в предоставлении земельного участка, посчитав, что нарушаются его права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в Арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
Заявитель сослался на незаконность отказа ответчика в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за выкуп по изложенным в отказе основаниям, поскольку Министерством имущественных отношений Самарской области не были представлены доказательства изъятия спорного земельного участка из хозяйственного использования, а законодательство не содержит запрета, на оборот земельных участков, являющихся территорией объекта культурного наследия.
27 января 2014 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Принимая судебный акт, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, содержащий сведения об объектах культурного наследия. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.
Единый реестр ведется Министерством культуры России в соответствии с Положением о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным приказом Минкультуры России от 03.10.2011 г. N 954.
Судом установлено, что статус здания, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Ленинградская, 29, в качестве объекта культурного наследия, включенного в реестр, подтвержден Решением Куйбышевского облисполкома от 19.11.1966 г. N 617 с учетом положений статьи 64 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ"), где данное здание значится как исторический памятник-здание "Швейная фабрика им.Володарского.
В соответствии со статьей 5 Закона N 73-ФЗ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством РФ и названным Федеральным законом.
Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением.
Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются (пункт 2 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации).
Суд установил и следует из материалов дела, что земельные участки, на одном из которых, расположен объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности, относится к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - основной корпус фабрики и дворовая территория (прочие), расположен в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным приказом Минкультуры России от 03.10.2011 г. N 954.
Таким образом, ответчик, получив от заявителя пакет документов с заявлением, обязан был выполнить процедуру предоставления земельного участка в соответствии с действующим земельным законодательством и Порядком распоряжения земельными участками собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, утвержденным Постановлением N 74 Правительства Самарской области от 21.06.2006 года (в действующей редакции).
Довод подателя жалобы о недопустимости предоставления земельного участка, расположенного в пределах объекта культурного наследия, для целей, отличных от целе-вого назначения земель историко-культурного назначения, суд считает несостоятельным, поскольку, законодательством не определены конкретные критерии, соблюдение которых будет свидетельствовать об использовании земель историко-культурного назначения в соответствии с их целевым назначением.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 января 2014 года по делу N А55-23875/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23875/2013
Хронология рассмотрения дела:
06.04.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3865/16
13.10.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-14488/13
14.05.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3888/14
27.01.2014 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-23875/13