город Ростов-на-Дону |
|
05 июня 2014 г. |
дело N А32-11869/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Филимоновой С.С., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Далоевым А.Т.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бора"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.02.2014 по делу N А32-11869/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бора"
к заинтересованному лицу Новороссийской таможне
о взыскании процентов за нарушение сроков возврата излишне взысканных таможенных платежей,
принятое в составе судьи Хахалевой Н.В.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Бора" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможня) о взыскании процентов за нарушение сроков возврата излишне взысканных таможенных платежей в сумме 386 506 рублей 29 копеек.
Решением суда 27.02.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что общество не обращалось в таможенный орган в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ от 27.11.2010 "О таможенном регулировании в Российской Федерации", с заявлением о возврате излишне взысканных таможней платежей.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится без их участия.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в 2010 году общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар по ДТ N N 10317110/030410/0003065, 10317110/060410/0003138, 10317090/040510/0003219, 10317110/060410/0003132, 10317100/110510/0004910, 10317090/050510/0003305, 10317110/130510/0004357, 10317090/070510/0003383, 10317100/310510/0005860, 10317100/210510/0005409, 10317100/170610/0006555, 10317090/040510/0003217, 10317100/210510/0005432, 10317100/050510/0004724, 10317100/100810/0008267, 10317100/010810/0008016, 10317100/030610/0006008, 10317100/150610/0006424, 10317100/190510/0005287.
Таможенная стоимость товаров декларантом была определена с использованием основного метода ее определения - по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Представленные при таможенном оформлении документы соответствовали требованиям, установленным п. 1 Перечня документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров (утв. Решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 N 376), а содержащиеся в них данные являлись количественно определенными и достоверными, содержали необходимую информацию о цене товара, его наименовании и характеристиках, об условиях поставки и оплаты. Однако, таможенный орган посчитал представленные документы и сведения недостаточными для принятия решения по заявленной таможенной стоимости. Товар был выпущен под обеспечение уплаты таможенных платежей, которые могут быть доначислены по результатам контроля заявленной декларантом таможенной стоимости товаров.
Впоследствии, таможня приняла решение об окончательной корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных по указанным выше ДТ. В связи с корректировкой таможенной стоимости, таможенным органом были доначислены таможенные платежи, которые были взысканы за счет денежного залога, что подтверждается решениями о зачете денежных средств в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей, процентов и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей: от 22.12.2010 N 5631, от 08.12.2010 N 5162, от 20.09.2010 N 3603, от 23.09.2010 N 3704, от 11.11.2010 N 4473, от 23.09.2010 N 3714, от 23.09.2010 N 3715, от 01.11.2010 N 4311, от 23.09.2010 N 3703, от 11.11.2010 N 4471, от 11.11.2010 N 4468.
Не согласившись с вышеуказанными действиями таможни, общество обратилось в арбитражный суд. Арбитражным судом Краснодарского края были вынесены решения о признании незаконными действий Новороссийской таможни по самостоятельному определению таможенной стоимости товара: от 03.02.2011 г. по делу N А32-28746/2010 по ДТ NN10317110/130510/0004357, 10317090/050510/0003305, 10317090/040510/0003219, 10317090/070510/0003383 (постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2011 г. оставлено без изменения); от 11.01.2011 г. по делу N А32-23458/2010 по ДТ NN 10317110/060410/0003138, 10317110/030410/0003065, 10317110/060410/0003132 (постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2011 г. оставлено без изменения); от 28.03.2011 г. по делу N А32-31495/2010 по ДТ NN 10317100/110510/0004910, 10317100/210510/0005432, 10317100/050510/0004724 (постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2011 г. оставлено без изменения); от 06.06.2011 г. по делу N А32-28747/2010 по ДТ NN 10317100/190510/0005287, 10317100/030610/0006008, 10317100/210510/0005409;
от 28.03.2011 г. по делу N А32-28745/2010 по ДТ NN 10317100/150610/0006424, 10317100/170610/0006555 (постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2011 г. оставлено без изменения); от 01.06.2011 г. по делу N А32-34795/2010 по ДТ NN 10317100/310510/0005860, 10317100/100810/0008267, 10317100/010810/0008016; от 18.05.2011 г. по делу N А32-34794/2010 по ДТ N10317090/040510/0003217 (постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2011 г. оставлено без изменения).
На основании указанных выше судебных актов, таможней был произведен перерасчет таможенной стоимости и незаконно взысканные денежные средства были возвращены обществу, что подтверждается платежными поручениями:
N 492 от 14.12.2011, N 517 от 14.12.2011, N 713 от 27.04.2012, N 900 от 16.07.2012.
Поскольку таможней не уплачены обществу проценты за нарушение сроков возврата излишне взысканных таможенных платежей, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, рассматриваемым в настоящем деле.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения указанного заявления общества о взыскании в его пользу процентов за нарушение сроков возврата излишне взысканных таможенных платежей на основании по п. 6 ст. 147 закона N 311-ФЗ.
Так, согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу статьи 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
В Российской Федерации порядок возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определен Федеральным законом N 311-ФЗ от 27.11.2010 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - закон N 311-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно пункту 7 статьи 147 закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится на счет плательщика (его правопреемника), указанный в заявлении о возврате.
В силу пункта 9 статьи 147 закона N 311-ФЗ при возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со статьей 148 закона N 311-ФЗ.
Пунктом 6 статьи 147 закона N 311-ФЗ, на которую сослался суд первой инстанции в обоснование вывода о необоснованности требования общества о взыскании в его пользу процентов установлено буквально следующее:
1) Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств.
2) Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
3) При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями гл. 18 закона N 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Таким образом, из буквального толкования приведенных выше положений следует, что право на взыскание предусмотренных пунктом 6 статьи 147 закона N 311-ФЗ процентов возникает у лица только в том случае, если таможенный орган допустил просрочку установленного указанной статьей месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
То есть, в силу прямого указания в пункте 6 статьи 147 закона N 311-ФЗ установленные пунктом 6 статьи 147 закона N 311-ФЗ проценты начисляются не за пользование перечисленными в рамках таможенных правоотношений в федеральный бюджет денежными средствами, а в качестве санкции за нарушение таможенным органом установленного пунктом 6 статьи 147 закона N 311-ФЗ месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
Наличие указанного заявления в материалах дела судом апелляционной инстанции, как и судом первой инстанции не установлено.
Как видно из материалов дела, суд первой инстанции предлагал обществу представить заявления о возврате излишне взысканных таможенных платежей по всем декларациям, а также доказательства направления этих заявлений в таможенный орган, однако, данные требования суда были проигнорированы обществом.
В обоснование довода о том, что общество обращалось в таможенный орган с заявлением о возврате сумм излишне взысканных таможенных платежей, общество ссылается на заявление N 42 от 14.02.2013 (т. 1 л.д. 14-20).
Изучив текст данного заявления, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оно не может быть квалифицировано как заявление, предусмотренное статьей 147 закона N 311-ФЗ, поскольку в нем общество просит вернуть не излишне взысканные таможней платежи, а проценты за просрочку возврата данных платежей.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что общество не обращалось в таможенный орган с заявлениями о возврате излишне взысканных таможенных платежей, является обоснованным.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований, поскольку в отсутствие самого заявления о возврате сумм излишне взысканных платежей таможня не могла и не допустила просрочки установленного законом срока рассмотрения такого заявления.
Из материалов дела так же следует, что до обращения общества в суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением таможня уже возвратила обществу излишне уплаченные таможенные платежи после вступления в законную силу судебных актов о признании незаконными решений таможни о корректировке заявленной обществом таможенной стоимости товаров. Общество начислило заявленные ко взысканию в настоящем деле проценты до даты возвращения таможней излишне взысканных платежей обществу на его счёт. С учётом этого у общества так же не имеется оснований для обращения к таможне с заявлениями о возвращении данных платежей - они уже возвращены таможней.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 АПК РФ, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы общества у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-11869/2013
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5257/15
25.02.2015 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-11869/13
05.11.2014 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7541/14
05.06.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6832/14
27.02.2014 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-11869/13