город Москва |
|
27 мая 2014 г. |
Дело N А40-123571/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.05.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.05.2014.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Кораблевой М.С., Тихонова А.П.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сергеевым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Москвы от 11.03.2014 по делу N А40-123571/2013, принятое судьей Григорьевым А.Н.
по иску Мэрии городского округа Тольятти (ОГРН 1036301078054)
к Министерству финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636)
о взыскании убытков
при участии в судебном заседании:
от истца Петрова А.Ю. по дов. от 30.12.2013
от ответчика Кальщикова А.П. по дов. от 05.05.2014
УСТАНОВИЛ:
Мэрия городского округа Тольятти обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании убытков, возникших в результате внеочередного предоставления жилых помещений инвалидам в размере 19 259 000 руб.
Решением суда от 11.03.2014 исковые требования удовлетворены.
На указанное решение Ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Ответчика поддержал требования и доводы жалобы.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
П.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном статьей 51 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 17.12.2009 N 1563-0-0, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац 10 части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
При этом согласно положениям статей 135 - 138 Бюджетного кодекса РФ, статей 55, 60 и 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, финансирование расходов по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий семей, инвалидов и семей имеющих детей-инвалидов, является реализацией мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством и осуществляемых из федерального бюджета.
Заявитель жалобы не оспаривает основанный на приведенных нормах вывод суда первой инстанции о том, что расходы муниципального образования по исполнению обязанностей государства в данном споре относятся к расходным обязательствам Российской Федерации, а также о том, что понесенные бюджетом муниципального образования расходы из федерального бюджета не компенсировались. Данное обстоятельство является формой бездействия государства, влекущего наступление гражданской ответственности.
В соответствии со статьями 1069 и 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Установлено, что жилые помещения Мэрией городского округа Тольятти переданы по договору социального найма инвалидам, расходы на исполнение обязанности по предоставлению жилых помещений инвалидам за счет средств казны Российской Федерации мэрии городского округа Тольятти не компенсированы.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об обоснованности заявленного требования о взыскании убытков в сумме 19 259 000 руб. и удовлетворении иска за счет средств казны Российской Федерации.
Довод Заявителя жалобы о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство регионального развития Российской Федерации как главный распорядитель средств федерального бюджета, является несостоятельным.
В силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации указанный государственный орган несет ответственность за неисполнение государственных полномочий только в пределах средств, выделенных из федерального бюджета. Доказательств того, что Министерству регионального развития Российской Федерации выделено достаточное количество денежных средств на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, не представлено.
Более того, перечисляя из федерального бюджета денежные средства на определенные цели, Ответчик получает ежегодно отчет об их освоении, из которого видно кому (в настоящем случае ФИО) и на какие цели они предоставлены с приложением копий подтверждающих документов (свидетельства о праве собственности на приобретенное жилое помещение).
Таким образом, поскольку в материалах дела отсутствуют и Ответчиком суду не представлено доказательств того, что граждане, указанные в исковом заявлении получили жилые помещения, приобретенные на средства перечисленные ответчиком, довод Заявителя о том, что он полностью исполнил свои обязательства и перечислил все необходимые для этого средства отклоняется апелляционным судом.
Кроме того, денежные средства для данной категории граждан, вставших на учет после 01.01.2005 Ответчиком вообще не перечислялись, так как на законодательном уровне нет порядка их перечисления регионам. Те денежные средства, на которые указывает ответчик, перечислены для лиц вставших на учет до 01.01.2005.
Согласно ответу Департамента финансов мэрии городского округа Тольятти субвенции на внеочередное предоставление жилых помещений инвалидам в соответствии с постановлением Правительства от 16.06.2006 N 378 в 2010-2011г.г. не предоставлялись.
Также апелляционный суд отмечает, что жилые помещения, предоставленные по договорам социального найма Бурцеву А.В., Салихову Ж.З., Марус В.М. и Кузнецову Ю.Н. считаются выбывшими из муниципальной собственности, так как, предоставив жилое помещение им, Мэрия городского округа Тольятти в силу жилищного законодательства не может свободно распоряжаться этими квартирами, поскольку они обременены жилищными правами граждан и, соответственно, за счет данных жилых помещений не может исполнить имеющиеся собственные обязательства (например, перед нанимателями жилых помещений, признанных непригодными для проживания).
Следовательно, для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом РФ, Мэрия городского округа Тольятти будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 N 2280/10).
При этом, обязанность Российской Федерации по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений определенным в Федеральном законе от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" лицам, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. По настоящему делу установлен факт противоправности действий (бездействия) Минфина России, выразившийся в неисполнении обязанностей по компенсации истцу затрат, связанных с предоставлением жилья инвалидам.
Обеспечение реализации решений органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетов других уровней, финансируется исключительно из федерального бюджета (ст.84 Бюджетного кодекса РФ).
Таким образом, в силу статьей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ, статьей 158, 184 Бюджетного кодекса РФ неисполнение Российской Федерацией обязательств по компенсации затрат, произведенных Мэрией городского округа Тольятти по предоставлению жилых помещений, повлекло причинение Истцу убытков.
Соответствующая правоприменительная практика определена в Постановлении ФАС Уральского округа от 28.01.2014 N Ф09-14320/13 по делу N А50-9702/2013, Постановлении ФАС Поволжского округа от 14.01.2014 по делу N А55-12852/2012.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленного иска.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности поданной апелляционной жалобы и оставлении обжалуемого решения суда первой инстанции без изменения.
В соответствии со статьями 266-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11.03.2014 по делу N А40-123571/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
М.С. Кораблева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-123571/2013
Хронология рассмотрения дела:
03.09.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-30347/15
22.05.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-123571/13
25.09.2014 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8782/14
29.05.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-15156/2014
03.02.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-123571/13