г. Вологда |
|
14 мая 2014 г. |
Дело N А52-2794/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 14 мая 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Холминова А.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от заявителя Кузнецова М.В. по доверенности от 01.09.2013 N 3, Степанова А.В. по доверенности от 11.01.2014 N 30, от ответчика Михайлова С.А. по доверенности от 31.10.2013 N 19/355, от третьего лица Гогиной Т.В. по доверенности от 11.11.2013 N 2,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Европа Плюс" на решение Арбитражного суда Псковской области от 10 января 2014 года по делу N А52-2794/2013 (судья Орлов В.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Европа Плюс" (ОГРН 1066031009736; далее - ООО "Европа Плюс") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконными действий Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области (далее - управление) по аннулированию регистрации транспортного средства SCANIA R420 и обязании восстановить регистрационный учет.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "АртКом" (далее - ООО "АртКом").
Решением Арбитражного суда Псковской области от 10 января 2014 года по делу N А52-2794/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на то, что изменение конструкции транспортного средства - автомобиля грузового SCANIA R114 осуществлялись с одобрения уполномоченного органа в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Управление в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ООО "АртКом" по договору купли-продажи от 11.10.2012 приобретено транспортное средство - автомобиль грузовой (тягач седельный) SCANIA R114GA4X2NA380 (далее - SCANIA R114), 2001 года выпуска, идентификационный номер (VIN) XLER4X20004462594, паспорт транспортного средства 78 ТК082846, выданный Балтийской таможней 27.11.2001.
ООО "АртКом" 01.11.2012 выдано свидетельство серия 6001 N 310387 о регистрации транспортного средства - грузового автомобиля SCANIA R114, государственный регистрационный знак Н193КА60.
ООО "АртКом" 21.11.2012 обратилось в управление с заявлением на внесение изменений в конструкцию транспортного средства, в соответствии с которым просило рассмотреть вопрос о замене рамы на автомобиле SCANIA R114 на раму грузового автомобиля SCANIA R420, номер рамы YS2R6X20062020293.
Управление 12.12.2012 на основании экспертного заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию транспортного средства представительства Института безопасности дорожного движения по Псковской области от 22.11.2012 N 1791/12 и заявления-декларации об объеме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства выдало свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности серии 60 АА 489084.
По заявлению ООО "АртКом" в регистрационные данные о транспортном средстве 13.12.2012 внесены изменения в связи с заменой номерного агрегата - рамы, выдано свидетельство о регистрации транспортного средства серия 60 01 N 315898. В соответствии с указанным свидетельством управлением зарегистрирован грузовой автомобиль SCANIA R114, идентификационный номер (VIN) YS2R6X20062020293.
ООО "АртКом" 14.12.2012 обратилось в управление с заявлением на внесение изменений в конструкцию транспортного средства, в соответствии с которым просило рассмотреть вопрос о замене кабины и установки универсального крепления для перевозки сменных кузовов.
Управление 14.01.2013 на основании экспертного заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию транспортного средства Представительства Института безопасности дорожного движения по Псковской области от 17.12.2012 N 1920/12 и заявления-декларации об объеме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства выдало свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности серии 60 АА 489158.
ООО "АртКом" и ООО "Европа Плюс" 17.01.2013 заключили договор купли-продажи грузового автомобиля SCANIA R420, идентификационный номер (VIN) YS2R6X20062020293.
ООО "Европа Плюс" 18.01.2013 выдано свидетельство серии 6004 N 258196 о регистрации транспортного средства - грузового автомобиля SCANIA R420, государственный регистрационный знак Т389КВ60.
На основании заключения, утвержденного начальником управления 26.08.2013, регистрационные действия, связанные с заменой номерного агрегата (рамы) на грузовом автомобиле SCANIA R114GA14X2NA380, аннулированы в связи с тем, что в соответствии с указаниями ГУОБДД МВД России от 25.03.2013 N 13/5-70 регистрационные действия в связи с заменой номерного агрегата, ввезенного на территорию Российской Федерации после 01.09.2012, не должны производиться.
Письмом от 06.09.2013 заявитель извещен об аннулировании регистрационных действий.
Не согласившись с указанными действиями управления, ООО "Европа Плюс" обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительными действий управления по аннулированию регистрации транспортного средства SCANIA R420 и обязании восстановить регистрационный учет.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Согласно пунктам 2 и 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - постановление N 938) и пунктам 1, 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, регистрацию автотранспортных средств и проверку указанных документов осуществляет Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 30.12.2008 за N 13051) утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила регистрации).
Пунктом 3 Правил регистрации определено, что не подлежат регистрации и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства по следующим основаниям: представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию; представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами; представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных); наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 названных Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства (пункт 51 Правил регистрации).
В соответствии с пунктом 1 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств" (далее - Технический регламент), настоящий технический регламент устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.
Согласно пункту 5 Технического регламента свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства - документ, удостоверяющий соответствие единичного транспортного средства, выпускаемого в обращение, требованиям настоящего технического регламента.
Внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая оценка его соответствия осуществляются по разрешению и под контролем подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (пункт 81 Технического регламента).
По результатам рассмотрения представленных документов подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности по форме, предусмотренной приложением N 16 к настоящему техническому регламенту, или отказывает в его выдаче с указанием причин.
Номер свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности вносится подразделением Министерства внутренних дел Российской Федерации в паспорт транспортного средства. В паспорт транспортного средства вносятся также все особые отметки об ограничении применения транспортного средства, содержащиеся в свидетельстве о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Наличие в паспорте транспортного средства номера свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности является необходимым условием для разрешения его эксплуатации (пункт 83 Технического регламента).
Регистрация изменений конструкции транспортного средства предусмотрена приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.12.2000 N 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору" (далее - Приказ N 1240).
В пунктах 4-7 Порядка контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение N 2 к Приказу N 1240, далее - Порядок) установлено, что рассмотрение заявлений на внесение изменений в конструкцию транспортного средства осуществляется подразделением ГИБДД по месту учета транспортного средства. В заявлении подробно описываются вносимые изменения в конструкцию транспортного средства. При приеме заявления необходимо удостовериться в том, что в отношении транспортного средства, в конструкцию которого вносятся изменения, отсутствуют запреты или ограничения, наложенные судом, следствием, таможенными органами, органами налоговой полиции, органами социальной защиты населения. По результатам рассмотрения заявления подразделением ГИБДД принимается соответствующее решение. В решении по заявлению указываются порядок и условия оформления и выдачи свидетельства, а также необходимость получения заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию. Кроме того, в решении приводятся организации, в которых оно может быть получено. Если решение предусматривает получение заключения, то собственник транспортного средства обращается в организацию, уполномоченную его выдавать.
В соответствии с пунктом 13 Порядка техническое состояние и конструкция транспортного средства после внесенных изменений проверяются на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения на СГТО ГИБДД или ПТО.
Пунктом 14.1 Порядка определен перечень документов, которые должен представить собственник транспортного средства в подразделение ГИБДД для получения свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности. В данный перечень входит заключение о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию (в случаях, предусмотренных пунктом 7).
По результатам рассмотрения представленных документов подразделение ГИБДД оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство (приложение N 4) или отказывает в его выдаче (пункт 14.3 Порядка).
Согласно пункту 2 Наставления по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение N 1 к Приказу N 1240) изменением конструкции транспортного средства считается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.
Из пункта 3 Порядка следует, что базовое транспортное средство - это сертифицированное в установленном порядке транспортное средство, в конструкцию которого вносятся изменения; составные части и предметы оборудования - агрегаты, узлы и детали, установленные и (или) используемые в конструкции полнокомплектного транспортного средства, к которым предъявляются отдельные требования нормативных документов.
В пункте 5 Технического регламента определено, что "базовое транспортное средство" - транспортное средство, которое в целом, или его кузов, или шасси были использованы для создания другого транспортного средства.
Таким образом, при изменении конструкции транспортного средства базовое транспортное средство в целом сохраняется, следовательно, сохраняется возможность его идентификации по представленным на него документам.
В соответствии с пунктом 37 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001, действовавшего в период проведения замены основных агрегатов спорного транспортного средства, допускалась замена кузова легкового автомобиля и автобуса, кабины грузового автомобиля, в том числе на другую модель (модификацию). При этом такая замена расценивалась как внесение изменений в конструкцию зарегистрированного транспортного средства, регистрационные действия производятся на основании свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности, выданного Госавтоинспекцией.
В рассматриваемом случае замена рамы транспортного средства не может рассматриваться как изменение только конструкции транспортного средства, поскольку затрагиваются такие конструктивные особенности автомобиля, в результате которых базовое транспортное средство прекращает свое существование.
Апелляционная инстанция согласна с выводом суда первой инстанции о том, что замена рамы (шасси) транспортного средства фактически повлекла невозможность идентифицировать автомобиль SCANIA R114, поскольку его идентификационный номер был утрачен в результате указанной операции.
В свидетельствах о регистрации транспортного средства, выданных Госавтоинспекцией, после внесения указанных выше изменений, указывается на возможность идентификации автомобиля только по раме, в связи с этим транспортному средству присвоен идентификационный номер (VIN) YS2R6X20062020293.
Таким образом, подразделением Госавтоинспекции при осуществлении регистрационных действий в связи с заменой рамы (шасси) фактически присвоен идентификационный номер иного транспортного средства, которое не эксплуатировалось на территории Российской Федерации.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у управления отсутствовали основания для выдачи свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности в связи с заменой рамы транспортного средства на основании представленных заявителем документов.
Поскольку соответствующие свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности по результатам проверки аннулированы и у заявителя отсутствуют документы, подтверждающие соответствие автомобиля после замены рамы требованиям безопасности, суд первой инстанции обоснованно признал правомерным и аннулирование регистрационных действий в отношении автомобиля SCANIA R114GA4X2NA380, идентификационный номер (VIN) XLER4X20004462594, государственный регистрационный знак т 389 кв/60.
В силу пункта 51 Правил регистрации при прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия.
В данном случае последовательной заменой основных агрегатов автомобиля SCANIA R114 рамы (шасси), кабины, установки кузова, фактически создано новое транспортное средство автомобиль SCANIA R420, идентификационный номер (VIN) YS2R6X20062020293, выпуск которого в обращение без документов, подтверждающих его соответствие требованиям безопасности, является нарушением требований вышеприведенных положений норм действующего законодательства.
Тот факт, что в результате замены указанных агрегатов возникло новое автотранспортное средство подтверждается также и представленным обществом в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции заключением некоммерческой организации межотраслевого фона "Поддержка технических инициатив автовладельцев" "НАМИ-ПТИА-ФОНД" от 05.05.2014 N 77-3626.
Следовательно, оснований для вывода о неправомерности аннулирования регистрации транспортного средства у суда первой инстанции не имелось.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных им требований.
Общество просило восстановить регистрационный учет на автомобиль SCANIA R420, идентификационный номер (VIN) YS2R6X20062020293.
Суд первой инстанции правильно отметил, что поскольку соответствующие свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства SCANIA R114 требованиям безопасности по результатам проверки аннулированы и у заявителя отсутствуют документы, подтверждающие соответствие автомобиля SCANIA R420 после замены рамы требованиям безопасности, следует признать, что восстановление регистрационного учета на спорное транспортное средство повлечет нарушение требований действующего законодательства о безопасности дорожного движения.
Апелляционная инстанция отмечает, что суд первой инстанции в резолютивной части решения указал на отказ обществу в удовлетворении требований о признании неправомерными действий управления по аннулированию регистрационных действий, связанных с внесением изменений в конструкцию транспортного средства SCANIA R114, государственный регистрационный знак н193ка/60, тогда как общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительными действий управления по аннулированию регистрации транспортного средства SCANIA R420 и возложении на ответчика обязанности восстановить регистрационный учет, что подтвердили в апелляционной инстанции представители общества и управления.
При этом доводов, что данное обстоятельство нарушило их права не заявлено. Общество отметило также, что их требование рассмотрено.
По мнению апелляционной инстанции, данное обстоятельство не свидетельствует о незаконности принятого судом решения, поскольку заявленный обществом предмет рассмотрен судом первой инстанции по существу, что не оспаривают лица, участвующие в деле.
Доводы общества, приведенные в апелляционной жалобе, а также третьего лица были предметом исследования суда первой инстанции, им в соответствии со статьей 71 АПК РФ дана надлежащая оценка.
Ответчик действовал в соответствии с полномочиями, приведенными в том числе и пунктах 1, 2 Положения о Госавтоинспекции безопасности, дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711, в соответствии с которыми Государственная инспекция безопасности дорожного движения (далее - ГИБДД) среди прочего обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
Пунктом 11 данного Указа на ГИБДД в том числе возложены обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования и к изменению конструкции зарегистрированных в ГИБДД автомототранспортных средств и прицепов к ним.
С учетом изложенного, оснований для отмены оспариваемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Выводы суда, изложенные в решении от 10.01.2104, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Оснований для отмены решения суда не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 10 января 2014 года по делу N А52-2794/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Европа Плюс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-2794/2013