г. Самара |
|
02 июня 2014 г. |
Дело N А55-1496/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июня 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 марта 2014 года по делу N А55-1496/2014 (судья Кулешова Л.В.), принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КВ" (ИНН 6376013072, ОГРН 1026303801831), Самарская область, п. Новосемейкино,
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу, г.Самара,
о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КВ" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - административный орган) N 09-18/660 от 06.12.13, ссылаясь на отсутствие административного правонарушения. Также заявитель просит взыскать с Управления судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 13 000 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25 марта 2014 года заявление общества удовлетворено, признано незаконным и отменено постановление Межрегионального управления по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка N 09-18/660 от 06.12.13 о привлечении ООО "КВ" к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. 00 коп. С административного органа в пользу ООО "КВ" взысканы судебные издержки в размере 5 000 руб.00 коп. В остальной части заявление оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, административный орган обратился с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции, в которой просит суд апелляционной инстанции решение суда отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 25.03.2014 по делу полностью, вынести по делу новый судебный акт, которым отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы, указывая на получение им от Департамента регулирования оборота алкогольной продукции Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области протокола об административном правонарушении в отношении Общества и информации о заявителе, как об организации, не представившей декларацию об объеме розничной продажи за 3 квартал 2013 года с 01.10.2013 по 10.10.2013, ссылается на доказанность наличия в действиях ООО "КВ" состава вменяемого правонарушения и правомерность вынесенного постановления. Административный орган считает также неправомерным взыскание с него судебных расходов.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в отношении ООО "КВ" Департаментом регулирования оборота алкогольной продукции Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области составлен протокол об административном правонарушении от 12.11.2013 N 000403 по ст. 15.13 КоАП РФ за нарушение срока представления декларации об объеме розничной продажи алкогольной продукции за 3 квартал 2013 года. При этом, в качестве доказательства факта нарушения протокол содержит ссылку на письмо государственного учреждения Самарской области "Агентство по контролю оборота алкогольной продукции" (далее - Агентство) N 167 от 15.10.2013.
Данный протокол об административном правонарушении направлен Департаментом в Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу, которое постановлением N 09-18/660 от 06.12.2013 привлек ООО "КВ" к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. 00 коп.
В качестве основания для привлечения заявителя к ответственности административный орган в постановлении указывает на непредставление обществом декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртсодержащей продукции за 3 квартал 2013 в Департамент регулирования оборота алкогольной продукции Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
Не согласившись с вынесенным постановлением о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в Арбитражный суд Самарской области в рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Удовлетворяя требования общества, арбитражный суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Исходя из положений п. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно статье 15.13 КоАП РФ уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В силу статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 815, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012, декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. В силу пункта 16 Правил декларации представляются в электронной форме или на бумажных носителях.
Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 N 231 установлен Порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Порядок, утвержденный Приказом N 231).
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оспариваемым постановлением Общество привлечено к ответственности за нарушение срока представления декларации об объеме розничной продажи алкогольной продукции за 3 квартал 2013 года.
Между тем, обществом в материалы дела в суде первой инстанции представлены копия декларации формы N 11 за 3 квартал 2013 с отметкой о ее принятии 10.10.13, а также справка Агентства от 16.01.14 N 3 о подаче ООО "КВ" декларации формы N 11 за 3 квартал 2013 на бумажном носителе 10.10.13 и регистрации этого документа за номером N 06-11/006.
В ходе рассмотрения настоящего дела как в суде первой, так и в суде апелляционной инстанций, административным органом не представлено доказательств, опровергающих доводы общества.
Апелляционная жалоба административного органа не содержит доказательств обратного.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.04.2005 N 119-О, положения части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, предусматривающие основания, при обязательном наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП РФ), имеют целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины.
При этом установление имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, а также проверка доказательств, свидетельствующих о наличии его вины или ее отсутствии, связаны с исследованием фактических обстоятельств дела.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о недоказанности административным органом наличия в действиях заявителя состава вменяемого ему административного правонарушения, что явилось основанием для удовлетворения требований заявителя о признании постановления о привлечении к административной ответственности незаконным и его отмене.
В части доводов о взыскании судебных расходов, апелляционная жалоба не содержит иных оснований, нежели тех, что в силу необоснованности удовлетворения требований заявителя о признании оспариваемого постановления незаконным, необоснованно и взыскание судебных издержек. Доводов о чрезмерности взысканных судом судебных расходов и соответствующих доказательств ответчиком не представлено.
В силу того факта, что судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, а подателем апелляционной жалобы не обоснованны основания для отмены решения суда первой инстанции в части судебных расходов, у суда апелляционной инстанции нет оснований для отмены решения суда от 25 марта 2013 года в данной части.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 229, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 марта 2013 года по делу N А55-1496/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г.Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-1496/2014