г. Чита |
|
03 июня 2014 г. |
Дело N А10-4435/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2014 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е. О. Никифорюк, В. А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Королёвой Д. С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Красноярское конструкторское бюро "Искра" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 марта 2014 года по делу N А10-4435/2013 по заявлению открытого акционерного общества "Красноярское конструкторское бюро "Искра" (ОГРН 1022402130156, ИНН 2463029755; адрес: 660028, Красноярск Город, Телевизорная Улица, 1) к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Бурятия (ОГРН 1020300977949, ИНН 0323084128; адрес: 670000, Бурятия Республика, Улан-Удэ Город, Сухэ-Батора Улица, 11) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неподписании изменений в План мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий для сети оператора связи ОАО "КБ "Искра", обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Бурятия (ОГРН 1040302974755, ИНН 0326021246; адрес: 670000, Бурятия Респ, Улан-Удэ г, Некрасова ул, 20),
(суд первой инстанции судья Пунцукова А.Т.)
при участии в судебном заседании
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: Мещериков Д. С. - представитель по доверенности от 15.01.2014,
от третьего лица Управления Роскомнадзора по РБ: Гармаева Н. В. - представитель по доверенности от 19.03.2014;
установил:
открытое акционерное общество "Красноярское конструкторское бюро "Искра" (далее заявитель, ОАО "Красноярское конструкторское бюро "Искра") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Бурятия (далее заинтересованное лицо, УФСБ РФ по РБ) о признании незаконными бездействий, выразившихся в не подписании изменений в План мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий для сети оператора связи ОАО "КБ "Искра", обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в форме внесения изменений в пункт 1.3 Плана мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий для сети оператора связи ОАО "КБ "Искра", подписав его в следующей редакции: "Выполнить работы по организации линий связи между техническими средствами СОРМ Оператора, располагаемыми по адресу: г.Красноярск, ул.Телевизорная, д.1 и пунктом управления уполномоченного органа. Ответственный: Уполномоченный орган. Срок 01 сентября 2014 года".
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 24.02.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Бурятия (далее - Управление Роскомнадзора по РБ).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 25.03.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу, что невнесение УФСБ РФ по РБ в пункт 1.3. Плана изменений не нарушает нормы действующего законодательства, а также ОАО "КБ "Искра" не доказало, что бездействие УФСБ РФ по РБ по внесению изменений в План в рассматриваемом случае повлекло нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "КБ "Искра" обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении требований заявления. Заявитель апелляционной жалобы указывает, что техническими средствами ОРМ ОАО "КБ "Искра" при наличии организованного канала связи с пунктом управления уполномоченного государственного органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, обеспечивают доступ ко всей передаваемой в сети связи ОАО "КБ "Искра" для отбора и передачи техническими средствами ОРМ информации, относящейся к контролируемым соединениям и (или) сообщениям электросвязи, на пункт управления ОРМ. Таким образом, заявитель считает, что он выполняет требования Министерства информационных технологий и связи РФ N 73 от 27.05.2010. При этом, нормами действующего законодательства не предусмотрено возложение на оператора связи таких обязательств, как закупка и установка в здании УФСБ РФ по РБ таких средств: модем, коммутатор, пульт доступа. Заявитель считает, что с учетом положений статьи 19 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" N 144-ФЗ расходы по закупке, монтажу и обслуживанию стационарного оборудования, а также по организации каналов связи должно нести УФСБ РФ по РБ. ОАО "КБ "Искра" указало, что бездействие УФСБ РФ по РБ по невнесению изменений в План повлекло нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
УФСБ РФ по РБ в отзыве на апелляционную жалобу с решением суда первой инстанции согласилось.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Управление Роскомнадзора по РБ в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просило оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Управления Роскомнадзора по РБ в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить без изменения решение суда первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявитель своего представителя в судебное заседание не направил. В соответствии с пунктом 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, выслушав доводы представителей УФСБ РФ по РБ и Управления Роскомнадзора по РБ, пришел к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела документов следует, что ОАО "КБ "Искра" на основании лицензии N 75294, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, оказывает услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, в том числе на территории Республики Бурятия.
На основании лицензии N 75295, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, ОАО "КБ "Искра" оказывает телематические услуги связи, в том числе на территории Республики Бурятия.
Лицензии выданы сроком с 06.05.2010 до 06.05.2015, дата начала оказания услуг (не позднее) 06.05.2012.
Кроме того, Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций выдана лицензия N 86093 на оказание услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, в том числе на территории Республики Бурятия. Лицензия выдана сроком с 13.04.2011 до 13.04.2016, дата начала оказания услуг (не позднее 13.04.2013).
ОАО "КБ "Искра" и УФСБ РФ по РБ утвержден план мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий для сети оператора связи ОАО "КБ "Искра" при предоставлении телематических услуг связи, услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации в соответствии с лицензиями Федеральной службы по надзору в сфере связи N N 75294, 75295, 86093 на пунктах коллективного доступа для оказания ОАО "КБ "Искра" универсальных услуг связи в населенных пунктах, расположенных на территории Республики Бурятия.
Планом определено, что оператор связи во взаимодействии с УФСБ РФ по РБ принимает на себя обязательства, в том числе:
закупить АПС СОРМ, доставить, смонтировать АПС СОРМ на Центральном узле СПД Оператора (г. Красноярск, ул. Телевизорная, д.1) в срок до 30 сентября 2012 года, ответственный: оператор связи (пункт 1.2 Плана),
выполнить работы по организации линий связи между узлом связи сети связи оператора связи и пунктом управления уполномоченного органа в срок до 30 сентября 2012 года, ответственный: оператор связи (пункт 1.3 Плана).
20 июля 2012 года ОАО "КБ "Искра" направило в адрес УФСБ РФ по РБ письмо N 14.34.12.3320 с приложением варианта плана мероприятий с внесенными изменениями, где со ссылкой на статью 19 Федерального закона N 144-ФЗ предложило внести изменения в пункт 1.3 Плана в части возложения ответственности на уполномоченный орган за выполнение работ по организации линий связи между техническими средствами СОРМ Оператора, располагаемыми по адресу: г. Красноярск, ул. Телевизорная, д.1 и пунктом уполномоченного органа (т. 1 л.д.26).
Письмом от 3 сентября 2012 года УФСБ РФ по РБ отказало ОАО "КБ "Искра" в изменении плана СОРМ на основании Закона о связи, Федерального закона N 144-ФЗ, Правил N 538 (т. 1 л.д.118).
В дополнение к письму от 20.07.2012 и после получения отказа УФСБ РФ по РБ от 03.09.2012 ОАО "КБ "Искра" в адрес УФСБ РФ по РБ направило письмо от 01.10.2012 N 14.34.12.4649, где повторно просило согласовать изменения в пункт 1.3 Плана (т. 1 л.д.29). При этом пункт 1.3 плана мероприятий изложен Обществом в следующей редакции: "Выполнить работы по организации линий связи между техническими средствами СОРМ Оператора, располагаемыми по адресу: г. Красноярск, ул. Телевизорная, д.1 и пунктом управления уполномоченного органа. Ответственный: уполномоченный орган".
09.07.2013 ОАО "КБ "Искра" направило в адрес УФСБ РФ по РБ письмо N 14.34.13.2821, где среди прочего указало, что в полученных технических условиях на подключение к пункту Управления технических средств и баз данных для проведения оперативно-розыскных мероприятий, предполагается использование волоконно-оптической линии связи между ОАО "КБ "Искра" (г. Красноярск, ул. Телевизорная, д.1) и зданием УФСБ РФ по РБ (г. Улан-Удэ, ул. Сухэ-Батора, д.11). А также установку модема, коммутатора и пульта доступа в здании УФСБ РФ по РБ. Однако данный способ подключения влечет существенные финансовые затраты со стороны для ОАО "КБ "Искра". Как указал заявитель, пункт 1.3 Плана и выданные УФСБ РФ по РБ технические условия противоречат статье 19 Федерального закона N 144-ФЗ. В связи с чем, заявитель повторно просил привести План в соответствие со статьей 19 Федерального закона N 144-ФЗ (т. 1 л.д.21-22).
Заявитель, полагая, что отсутствие письменного ответа на обращение является бездействием, выразившимся в неподписании изменений в План, при этом бездействие не соответствует требованиям закона, а также нарушает его права и законные интересы обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии со статьей 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Поскольку обязанность ОАО "КБ "Искра" по взаимодействию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, возникает именно в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг связи на основании соответствующей лицензии, а вопросы, возникающие в период такого взаимодействия также связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, то данный спор подведомственен арбитражному суду и подлежит рассмотрению в порядке главы 24 Арбитражного кодекса Российской Федерации.
В Определениях Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2003 года N 449-О и от 4 декабря 2003 года N 418-О указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
-наличие со стороны УФСБ РФ по РБ оспариваемого бездействия и его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов ОАО "КБ "Искра" таким бездействием.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 64 ФЗ "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ операторы связи обязаны представлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 указанной статьи порядок взаимодействия органов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538 утверждены "Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность".
В соответствии с пунктом 1 Правил взаимодействия они определяют порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" оперативно-розыскную деятельность (далее - уполномоченные органы) с использованием технических средств, обеспечивающих эту деятельность (далее - технические средства) в сети связи оператора связи, при представлении оператором связи уполномоченным органам информации об абонентах и оказанных им услугах связи, а также иной информации, необходимой для выполнения возложенных на уполномоченные органы задач в порядке и случаях, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 7 Правил взаимодействия ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств (далее - план), в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств.
План разрабатывается в срок до 3 месяцев с даты подачи оператором связи заявления в орган федеральной службы безопасности. План составляется в 3 экземплярах, из которых 2 экземпляра представляются оператором связи соответственно в Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и орган федеральной службы безопасности, 1 экземпляр хранится у оператора связи.
Типовые требования к плану устанавливаются Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Федеральной службой безопасности Российской Федерации - пункт 8 Правил.
Приказами от 15.01.2008 N 5 Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации и N 8 Федеральной службы безопасности Российской Федерации утверждены "Типовые требования к Плану мероприятий по внедрению технических средств связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий".
В соответствии с Типовыми требованиями План мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий составляется в трех экземплярах. Оператор связи по одному экземпляру плана представляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по надзору в сфере информационных технологий и связи, и территориальное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Один экземпляр плана хранится у оператора связи. План мероприятий разрабатывается для сети связи оператора связи, с использованием которой осуществляется оказание услуг связи в соответствии с лицензией (лицензиями) на деятельность в области оказания услуг связи.
В плане мероприятий указываются:
а) наименование (фирменное наименование) оператора связи;
б) номер лицензии (лицензий) на осуществление деятельности в области оказания услуг связи;
в) наименование услуги (услуг) связи, оказываемой оператором связи в соответствии с лицензиями;
г) срок представления технических условий на подключение к пункту управления уполномоченного государственного органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (далее - уполномоченный орган), технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий, баз данных об абонентах оператора связи и баз данных систем расчета за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонентов;
д) в случае, если уполномоченному органу предоставляется технологическое помещение, определяется порядок передачи оператором связи информации об абонентах оператора связи и об оказанных им услугах связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонентов;
е) срок выполнения работ по организации линий и (или) каналов связи между узлом связи сети связи оператора связи и пунктом управления уполномоченного органа;
ж) срок разработки инструкции по взаимодействию персонала оператора связи, обслуживающего технические средства для проведения оперативно-розыскных мероприятий, с сотрудниками уполномоченного органа, в том числе включающей меры по недопущению раскрытия организационных и технических приемов проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также мер по защите информации, связанной с проведением таких мероприятий;
з) срок разработки перечня лиц, привлекаемых к установке технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий, и перечня лиц, обслуживающих технические средства для проведения оперативно-розыскных мероприятий;
и) срок проведения опытной эксплуатации технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий в сети связи оператора связи, включая устранение замечаний, выявленных в ходе опытной эксплуатации;
к) срок проведения и оформления акта приемосдаточных испытаний технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
План мероприятий утверждается руководителем взаимодействующего с оператором связи подразделения уполномоченного органа и руководителем оператора связи.
Пунктом 4 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, установлено, что сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения оперативно-розыскных мероприятий и устанавливаемым Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
В целях реализации требований пункта 2 статьи 64 Федерального закона "О связи" N 126-ФЗ от 07.06.2003 и пунктов 4, 6, 11 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005, Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации приказом N 6 от 16.01.2008 утверждены Требования к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Часть 1. Общие требования.
Пунктом 10 Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, утвержденных Приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 16.01.2008 N 6, предусмотрено, что технические средства оперативно-розыскных мероприятий размещаются на узлах связи сети оператора связи в соответствии с планом мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Согласно приказам Госкомсвязи РФ от 20 апреля 1999 N 70 "О технических требованиях к системе технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий на сетях электросвязи Российской Федерации" и N 47 от 27.03.1999 "Об утверждении Общих технических требований к системе технических средств по обеспечению функций ОРМ на сетях (службах) документальной электросвязи" ОАО "КБ "Искра" обязано в системе коммутации установить технические средства по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий, а также обеспечить техническую возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Из анализа приведенных норм следует, что обязанность, в том числе и финансовая, по реализации требований к своим сетям для обеспечения ОРМ возлагается на оператора связи.
Действующее законодательство не предусматривает финансирование из средств федерального бюджета России обязанностей операторов связи по приведению своих сетей и средств связи к установленным требованиям, а устанавливает обязанность оператора связи обеспечить техническую возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи. Иное законом не установлено.
Статьей 19 Закона об оперативной деятельности установлено, что обеспечение оперативно-розыскной деятельности, в том числе социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом, относится к расходным обязательствам Российской Федерации и осуществляется в порядке, устанавливаемом руководителями государственных органов, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять эту деятельность.
Статьей 1 названного закона определено, что оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Из буквального толкования указанных норм следует, что к расходным обязательствам Российской Федерации относятся обеспечение деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в пределах их полномочий. Обязанность УФСБ РФ по РБ ввода в эксплуатацию, указанных в плане мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно - розыскных мероприятий на сети оператора связи ОАО "КБ "Искра", какими-либо нормативными актами не предусмотрена.
Таким образом, обязанность по финансированию мероприятий, предусмотренных планом, а также обязанность по финансированию приобретения оборудования, посредством которого осуществляются оперативные мероприятия, и программного обеспечения для этого оборудования осуществляется оператором связи, а тип и характеристики должны согласовываться с УФСБ РФ по РБ.С учетом всего вышеизложенного, суд апелляционной инстанции, приходит к выводу, что утвержденный УФСБ РФ по РБ и ОАО "КБ "Искра" План соответствует нормам действующего законодательства, при этом условия о возложении ответственности на оператора связи по приобретению и монтажу оборудования не противоречит закону. В данном случае, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
При указанных обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 марта 2014 года по делу N А10-4435/2013, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 марта 2014 года по делу N А10-4435/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
В. А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-4435/2013