г. Тула |
|
25 июня 2014 г. |
Дело N А23-3385/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.06.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.06.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Федина К.А., судей Мордасова Е.В., Стахановой В.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Платоновой Г.Н., при участии от ответчика - открытого акционерного общества "Калужский завод автомобильного электрооборудования" (г. Калуга, ОГРН 1024001336765, ИНН 4028000015) - Родионова О.А. (доверенность от 22.01.2014 N 5), от Управления Федеральной службы судебных приставов по Калужской области (г. Калуга) - Калаушиной Н.М. (доверенность от 09.12.2013), в отсутствие истца - открытого акционерного общества "Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов" (Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ОГРН 1026600929376, ИНН 6666003414), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Калужской области, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Калужской области на определение Арбитражного суда Калужской области от 30.04.2014 по делу N А23-3385/2012 (судья Чехачева И.В.), установил следующее.
Открытое акционерное общество "Калужский завод автомобильного электрооборудования" (далее - ОАО "КЗАЭ") обратилось в Арбитражный суд Калужской области с ходатайством об уменьшении исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Корниченковой Е.Ю. от 22.01.2014 N 1039/14/52/40 до 575 491 рублей 05 копеек.
Определением суда от 30.04.2014 исполнительский сбор, взысканный по постановлению судебного пристава-исполнителя МООИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Калужской области о взыскании исполнительского сбора от 22.01.2014 с открытого акционерного общества "Калужский завод автомобильного электрооборудования" уменьшен до 575 491 рублей 05 копеек.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы судебных приставов по Калужской области просило обжалуемое определение отменить и принять по делу новый судебный акт. Считает, что должник не предоставил доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение требований допущено по уважительным причинам, уменьшающим степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, тяжелом имущественном положении должника, в связи с чем у суда первой инстанции не было оснований для уменьшения размера исполнительского сбора.
ОАО "КЗАЭ" представило письменный отзыв, в котором просит определение Арбитражного суда Калужской области от 30.04.2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
ОАО "Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебное заседание представитель открытого акционерного общества "Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов", надлежащим образом уведомленный о месте и времени его проведения, не явился, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого определения в силу следующего.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 21.05.2013 с открытого акционерного общества "Калужский завод автомобильного электрооборудования" в пользу открытого акционерного общества "Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов" взыскана задолженность в размере 9 183 452 руб. 87 коп., неустойка в размере 1 699 734 рублей 37 копеек, всего 10 883 187 рублей 24 копеек и расходы по уплате государственной пошлины в размере 78 546 рублей 84 копеек, а также в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 39 665 рублей 17 копеек.
Постановлением Двадцатого Арбитражного апелляционного суда от 15.10.2013 решение Арбитражного суда Калужской области оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Для принудительного исполнения решения, судом в порядке статей 318 и 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 13.11.2013 взыскателю выдан исполнительный лист.
На основании названного исполнительного листа судебным приставом-исполнителем МООИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Калужской области 19.12.2013 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 7782/13/52/40 в отношении должника - ОАО "КЗАЭ".
Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Согласно представленной в материалы дела выписке из журнала входящей корреспонденции копия указанного постановления получена должником 14.01.2014.
15.01.2014 должник обратился в суд с заявлением о приостановлении исполнительного производства.
Определением от 03.02.2014, резолютивная часть которого объявлена 27.01.2014, заявление о приостановлении исполнительного производства удовлетворено.
В связи с неисполнением ОАО "КЗАЭ" требований исполнительного документа в добровольном порядке 22.01.2014 судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы задолженности, что составляет 767 321 рубль 39 копеек.
ОАО "КЗАЭ" обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора с 767 321 рублей 39 копеек до 575 491 рублей 05 копеек.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для уменьшения подлежащего взысканию исполнительского сбора до 575 491 рублей 05 копеек.
В силу пункта 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В соответствии с частью 6 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с пунктом 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пунктах 3 и 4 Постановления от 30.07.2001 N 13-П, исходя из смысла Закона об исполнительном производстве предусмотренная в данной статье сумма, исчисляемая в размере 7 % от взыскиваемых по исполнительному документу денежных средств, относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.
Из изложенного следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.
Статья 112 Закона об исполнительном производстве содержит, по сути, специальную норму об административной ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве. Указанная норма должна применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности.
Следовательно, установленный в ней размер взыскания (7% от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии уважительных причин для исполнения в пятидневный срок требований исполнительного документа противоречит материалам дела.
Как следует из материалов дела, должником предпринимались меры по обжалованию судебного акта в кассационном порядке и по приостановлению исполнения судебного акта.
15.01.2014 должник обратился в суд с заявлением о приостановлении исполнительного производства.
Определением от 03.02.2014, резолютивная часть которого объявлена 27.01.2014, заявление о приостановлении исполнительного производства удовлетворено.
Также должник обратился в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой на решение Арбитражного суда Калужской области от 21.05.2013 и Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2013.
Сумма задолженности является значительной, ОАО "КЗАЭ" находится в сложном имущественном положении, что не позволило в срок с 14.01.2014 по 21.01.2014 оплатить сумму задолженности. Между тем, от исполнения долга в полном объеме заявитель не отказывается.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что ОАО "КЗАЭ" проявило необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, предприняло все меры для надлежащего исполнения обязательства, от исполнения обязательства не отказывается.
Принимая во внимание уважительность причин неисполнения исполнительного листа в пятидневный срок, затруднительное имущественное положение должника, значительность подлежащей взысканию суммы, отсутствие причиненного вреда, и то обстоятельство, что взыскание исполнительского сбора не соответствует критерию соразмерности имущественной санкции характеру совершенного деяния, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии обстоятельств, позволяющих снизить максимальный размер исполнительского сбора на 25 %.
Довод заявителя жалобы о том, что должник не представил доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение требований допущено по уважительным причинам, уменьшающим степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, тяжелом имущественном положении должника, отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный, поскольку материалами дела подтверждается тяжелое материальное положение должника, не позволившее ему в установленный срок оплатить сумму долга.
Суд апелляционной инстанции также считает необходимым указать, что взыскание исполнительского сбора является мерой публично-правовой ответственности должника, призванной стимулировать своевременное исполнение публичных актов и не может являться мерой подавления либо ослабления хозяйственной деятельности должника путем наложения дополнительного материального бремени и без того тяжелом финансовом положении должника.
Таким образом, оснований для отмены или изменения определения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Калужской области от 30.04.2014 по делу N А23-3385/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
К.А. Федин |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-3385/2012
Истец: ОАО "Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов", ОАО КУЗОЦМ
Ответчик: ОАО "Калужский завод автомобильного электрооборудования"
Хронология рассмотрения дела:
25.06.2014 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3055/14
30.04.2014 Определение Арбитражного суда Калужской области N А23-3385/12
12.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4608/13
15.10.2013 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3893/13
21.05.2013 Решение Арбитражного суда Калужской области N А23-3385/12