г. Санкт-Петербург |
|
21 июля 2014 г. |
Дело N А56-76459/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.
судей Будылевой М.В., Горбачевой О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Ивановым А.Н.
при участии:
от истца (заявителя): Ливаднова Т.П. - доверенность от 26.06.2014
от ответчика (должника): Хемниц-Клюева Е.Н. - доверенность от 30.05.2014 N 19-10-03/11389 Яворский В.В. - доверенность от 23.04.2014 N 19-10-03/08922
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13011/2014) Межрайонной ИФНС России N 19 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.04.2014 по делу N А56-76459/2013 (судья Королева Т.В.), принятое
по заявлению ООО "Фортуна"
к Межрайонной ИФНС России N 19 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Фортуна" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Предписания Межрайонной ИФНС России N 19 по Санкт-Петербургу (далее -Инспекция, МИФНС) от 26.11.2013 г. об устранении нарушений законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах до 13.12.2013 г., указанных в акте проверки от 26.11.2013 г.
Решением суда от 21.04.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Инспекция, не согласившись с решением суда, направила апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просила решение суда отменить.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить. Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании Распоряжения МИФНС N 19 по Санкт-Петербургу N 5 от 06.11.2013 г. в период с 11.11.2013 г. по 26.11.2013 г. была проведена внеплановая выездная проверка пункта приема ставок букмекерской конторы ООО "Фортуна" в городе Санкт-Петербурге по ул. Маршала Козакова д. 1, к.1, лит. А на предмет возможности выполнения лицензиатом лицензионных требований, установленных п. 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1130 (далее - Положение о лицензировании деятельности).
11.11.2013 г. Инспекция произвела осмотр помещения, находящегося по указанному адресу в присутствии кассира Создателевой А.В., состоящей в трудовых отношениях с ООО "Фортуна". Осмотром установлено, что в нарушение п. "ж" п. 4 Положения о лицензировании деятельности в помещении ООО "Фортуна" не обеспечена личная безопасность участников азартных игр и (или) пари, иных посетителей игорного заведения и работников лицензиата во время нахождения их в игорном заведении, а именно: в пункте приема ставок ООО "Фортуна" отсутствует лицо, имеющее статус частного охранника, система "кнопка тревожной сигнализации", предъявленная кассиром в момент осмотра помещения, установлена, однако в связи с тем, что не предоставлен договор на оказание охранных услуг, установить соблюдение лицензиатом требований по обеспечению личной безопасности участников азартных игр не представляется возможным.
По результатам проверки 26.11.2013 г. был составлен Акт проверки и вынесено оспариваемое Предписание об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ) и подпунктом 104 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) букмекерские конторы (за исключением открываемых в игорных зонах) могут быть открыты исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 14 статьи 4 Закона N 244-ФЗ букмекерской конторой является игорное заведение или часть игорного заведения, в которых организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр.
В силу статьи 2 и пункта 1 статьи 7 Закона N 128-ФЗ вид деятельности, на осуществление которой выдана лицензия, может выполняться только получившим ее лицом при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий.
Согласно пункту 9 статьи 4 Закона N 244-ФЗ под лицензией на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах понимается документ, выдаваемый в соответствии с этим Законом и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием в приложении к нему количества и места нахождения филиалов или иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Таким образом, исходя из перечисленных норм, следует, что право на осуществление лицензируемого вида деятельности (в том числе, деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах) предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
Положение о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2007 N 451 (далее - Положение).
Согласно подпункту "а" пункта 4 Положения лицензионные требования и условия должны соблюдаться по каждому адресу места осуществления лицензируемой деятельности.
К лицензионным требованиям и условиям также относятся: использование лицензиатом касс тотализатора и (или) касс букмекерской конторы, зарегистрированных в налоговом органе в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (подпункт "д" пункта 4 Положения); обеспечение личной безопасности участников азартных игр и (или) пари, иных посетителей игорного заведения и работников соискателя лицензии (лицензиата) во время их нахождения в игорном заведении (подпункт "е" пункта 4 Положения), а также соблюдение лицензиатом правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (подпункт "ж" пункта 4 Положения).
Таким образом, предоставление договора на охрану в инспекцию является соблюдением лицензионных требований. Предоставление договора подтверждается актом проверки от 11.07.2013 г., в котором указанный договор значится в приложении
В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 настоящей статьи.
Статьей 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора" (далее - Закон N 294-ФЗ) установлены требования к организации и проведению внеплановой проверки.
Согласно части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ основаниями для проведения внеплановой проверки являются истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами (пункт 1); поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах причинения вреда (или угрозы причинения вреда) жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также о фактах нарушения прав потребителей (подпункты "а", "б", "в" пункта 2); приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (пункт 3).
О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом (часть 16 статьи 10 Закона N 269-ФЗ).
Как следует из материалов дела, внеплановая выездная проверка ООО "Фортуна" по адресу: Санкт-Петербург, Маршала Козакова д. 1, к.1, лит. А, проведена инспекцией на основании Распоряжения МИФНС N 19 по Санкт-Петербургу N 5 от 06.11.2013 г. В приказе отсутствуют ссылки на предусмотренные частью 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ основания проведения проверки, в том числе на поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или требования прокурора о проведении внеплановой проверки. Таким образом, инспекцией не представлено доказательств наличия законных оснований для проведения выездной внеплановой проверки общества. Кроме того, в материалы дела не представлены доказательства согласования выездной внеплановой проверки с прокуратурой, а также доказательства извещения общества о проведении проверки по адресу обособленного подразделения.
Согласно части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ нарушения требований, предусмотренных пунктом 2 части 2, частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) статьи 10 настоящего Федерального закона, относится к грубым нарушениям
В силу части 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Таким образом, результаты проведенной инспекции выездной внеплановой проверки получены с грубым нарушением требований Закона N 294-ФЗ и не могут быть использованы в качестве доказательств нарушения обществом лицензионных требований.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда от 21.04.2014 и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.04.2014 по делу N А56-76459/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-76459/2013
Истец: ООО "Фортуна"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N19 по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
14.12.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26618/15
08.12.2014 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8848/14
21.07.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13011/14
21.04.2014 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-76459/13