Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 октября 2014 г. N Ф01-3850/14 настоящее постановление оставлено без изменения
22 июля 2014 г. |
Дело N А79-7771/2013 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Чебоксары
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 17.03.2014
по делу N А79-7771/2013,
принятое судьей Афанасьевым А.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Звенья" (ОГРН 1036300556490, ИНН 6316071916, г. Чебоксары, ул. Э.М. Юрьева, д. 4)
о признании незаконным бездействия администрации города Чебоксары,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Звенья" - Игнатьевой Е.А. по доверенности от 04.12.2012;
от администрации города Чебоксары - Гашимова Э.А. по доверенности от 09.01.2014 N 29/01-16,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Звенья" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Чебоксары (далее - администрация) по длительному неутверждению градостроительного плана земельного участка по адресу: г. Чебоксары, ул. Водопроводная, 5а, об обязании администрации утвердить и в тридцатидневный срок со дня вынесения решения по делу выдать Обществу градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 21:01:010202:278 по адресу: г. Чебоксары, ул. Водопроводная, 5а.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары (далее - Управление архитектуры и градостроительства) и муниципальное бюджетное учреждение "Управление территориального планирования" муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики (далее - Учреждение).
Решением от 17.03.2014 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии удовлетворил требования Общества.
Администрация не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Общества в судебном заседании, в отзыве на апелляционную жалобу и в письменных пояснениях просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 17.03.2014 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, 23.10.2012 между администрацией (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды N 308/5494-М, по условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок, относящийся к землям населенных пунктов, с кадастровым номером 21:01:010202:278, общей площадью 6145 кв.м для завершения строительства 2-этажного административно-офисного центра со встроенной подземной автостоянкой на 44 машино-места, в том числе 185 кв.м в охранной зоне электрокабеля и 352 кв.м в охранной зоне водопровода, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Водопроводная, и предоставленного согласно распоряжению администрации от 02.10.2012 N 3186-р.
18.05.2011 Обществу выдано разрешение на строительство N "RU 21304000"-"43" 2-этажного административно-офисного центра со встроенной подземной автостоянкой на 44 машино-места, площадью участка 0,6145 га, площадью застройки 1200 кв.м.
В письме от 25.10.2011 N 21 Общество просило администрацию подготовить градостроительный план и схему размещения земельного участка для реконструкции незавершенного объекта под многофункциональное здание бизнеса и торговли с жилой частью и подземной автостоянкой, расположенного по указанному адресу.
К данному письму Общество приложило предпроектное предложение на реконструкцию незавершенного объекта под многофункциональное здание бизнеса и торговли с жилой частью и подземной автостоянкой, согласованное с главным архитектором г. Чебоксары и разработанное в соответствии с Правилами землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденными решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 14.07.2005 N 1683 (далее - Правила землепользования и застройки).
14.11.2011 Управление архитектуры и градостроительства подготовило градостроительный план вышеуказанного земельного участка, которому присвоен N RU 21304000-0000000000000360, а администрация - проект распоряжения по утверждению данного градостроительного плана. Однако градостроительный план не был утвержден.
15.08.2011 Общество зарегистрировало право собственности на незавершенный строительством объект, назначение: нежилое, общая площадь 33,6 кв.м, степень готовности 5 %, инв. N 15427н, лит. А, адрес объекта: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Водопроводная, д. 5А.
27.04.2012 Общество повторно обратилось в адрес главы администрации с письмом для решения вопроса о согласовании реконструкции незавершенного строительством объекта.
Письмом от 03.05.2012 N 3589 администрация отказала в подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка на реконструкцию незавершенного объекта под многофункциональное здание бизнеса и торговли с жилой частью и подземной автостоянкой, указав, что реконструкция противоречит вышеуказанным Правилам землепользования и застройки.
01.06.2012 Общество обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства со стороны администрации при выдаче градостроительного плана.
Решением от 04.07.2012 по делу N 102/05-АМЗ-2012 Управление признало действия администрации нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в связи с необоснованным отказом в выдаче градостроительного плана, которые могут или (могли) привести к ограничению конкуренции на строительном рынке.
Кроме того, администрации выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с которым ей необходимо в срок до 27.10.2012 утвердить и предоставить градостроительный план земельного участка площадью 6145 кв.м с кадастровым номером 21:01:010202:278 для целей реконструкции объекта незавершенного строительства под многофункциональное здание бизнеса и торговли с жилой частью и подземной автостоянкой в соответствии с заявлением Общества от 27.10.2011.
Решением от 04.12.2012 по делу N А79-9592/2012 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии признал недействительными вышеуказанные решение и предписание на том основании, что антимонопольный орган вышел за пределы предоставленных полномочий. Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 и постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31.07.2013 указанное решение суда оставлено без изменения.
10.04.2013 Общество обратилось в администрацию с письмом N 11, в котором просило о завершении согласования градостроительного плана земельного участка N RU 21304000-0000000000000360. Однако ответа на данное заявление со стороны администрации не последовало.
Посчитав оспариваемое бездействие администрации не соответствующим нормам действующего законодательства и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно частям 1, 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Из содержания части 3 статьи 44 Кодекса следует, что градостроительный план представляет собой план земельного участка с указанием границ зон публичных сервитутов, минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, сооружений, строений, за пределами которых запрещено строительство зданий, сооружений, строений, информации о градостроительном регламенте (если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента), о разрешенном использовании земельного участка, требований к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства, о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия, о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Данная норма содержит исчерпывающий перечень, подлежащих указанию в составе градостроительного плана земельного участка.
Градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по возможной застройке земельного участка (реконструкции расположенных на участке объектов недвижимости).
Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 44 Кодекса).
Такая форма градостроительного плана земельного участка утверждена приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Госстроя от 17.12.2012 N 3427-ВК/11/ГС "О предоставлении государственной услуги по выдаче градостроительного плана" градостроительный план земельного участка относится к градостроительной документации и является документом, в котором зафиксирована информация, позволяющая ее идентифицировать. План земельного участка как документ не устанавливает каких-либо прав и ограничений, а определяет информацию как сведения (сообщения, данные) и тем самым обеспечивает ее сохранение и накопление, возможность передачи другому лицу, многократное использование, возвращение к информации во времени.
Сведения, зафиксированные в градостроительном плане, прежде всего, позволяют идентифицировать земельный участок, а также определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам и зонам. Эти сведения необходимы для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).
В форме указанного плана участка детализированы требования к материалам картографических работ, на основе которых выполняется градостроительный план земельного участка.
В части 17 статьи 46 Кодекса предусмотрено, что в случае, если юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Из анализа названных норм следует, что поскольку обязанность органов местного самоуправления по выдаче градостроительного плана и право лиц на его получение определены законом - Градостроительном кодексом Российской Федерации, то основания для неисполнения установленной этим законом обязанности должны быть предусмотрены равнозначным законом и не могут быть установлены органом местного самоуправления по своему усмотрению, что приведет к необоснованному ограничению прав, предусмотренных законом.
Следовательно, подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица является безусловной обязанностью уполномоченного органа.
Положения Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусматривают возможность отказа органами местного самоуправления в выдаче градостроительных планов применительно к застроенным или предназначенным для строительства объектов капитального строительства земельным участкам.
В силу части 1 статьи 51 Кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В числе документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство, часть 7 статьи 51 Кодекса называет и градостроительный план земельного участка.
Таким образом, в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации наличие градостроительного плана на земельный участок, на котором предполагается строительство (реконструкция) объекта капитального строительства, является необходимым документом при получении соответствующего разрешения, в связи с чем отказ в его выдаче препятствует последующему осуществлению строительства (реконструкции) объекта недвижимости на земельном участке.
Доводы Общества о соответствии вида разрешенного использования земельного участка "размещение многофункционального здания бизнеса и торговли с жилой частью", указанного в градостроительном плане, Правилам землепользования и застройки со ссылкой на письмо начальника муниципального бюджетного учреждения "Управление территориального планирования" администрация не опровергла.
Ссылку администрации на судебные акты, принятые по результатам рассмотрения дела N А79-9592/2012, как подтверждающие правомерность отказа в утверждении градостроительного плана земельного участка, суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание, так как данные акты не имеют преюдициального значения по отношению к настоящему делу, поскольку в рамках названного дела исследовались нормы законодательства о защите конкуренции, а не градостроительного законодательства.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что законных оснований для отказа в подготовке и выдаче градостроительного плана со ссылкой на Градостроительный кодекс Российской Федерации администрация не привела, а следовательно, не выполнила действия, необходимость совершения которых предписана законодательством, в частности, статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что бездействие администрации по длительному неутверждению градостроительного плана спорного земельного участка противоречит требованиям градостроительного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное администрацией не доказано, установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы не опровергнуты.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На этом основании суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба администрации по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 17.03.2014 по делу N А79-7771/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Чебоксары - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-7771/2013
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 октября 2014 г. N Ф01-3850/14 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Звенья"
Ответчик: Администрация города Чебоксары Чувашской Республики
Третье лицо: МБУ "Управление территориального планирования" МО г. Чебоксары - столицы ЧР, Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары, Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии
Хронология рассмотрения дела:
29.03.2016 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2253/14
23.03.2016 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2253/14
09.12.2015 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-7771/13
14.09.2015 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3304/15
06.08.2015 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-7771/13
08.06.2015 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2253/14
21.04.2015 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1709/15
02.02.2015 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2253/14
02.10.2014 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3850/14
22.07.2014 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2253/14
21.05.2014 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-7771/13
17.03.2014 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-7771/13