г. Томск |
|
21 июля 2014 г. |
Дело N А45-23015/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.07.2014.
Полный текст постановления изготовлен 21.07.2014.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего И.И. Терехиной,
судей: О.Б. Нагишевой, О.Ю. Киреевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.В. Бабенковой,
при участии представителей сторон:
от истца: А.Е Прилуцкой по дов. от 05.12.2013,
от ответчика: О.Ю.Степановой по дов. от 11.12.2013, В.Е. Маткина по дов. от 09.01.2014,
от третьих лиц: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Томской области (07АП- 5598/14) на решение Арбитражного суда Томской области от 12.05.2014 по делу N А45-23015/2013 (судья Т.В. Медведева) по иску ООО "ВасюганЛесСтрой" (ОГРН 1127017021900) к Департаменту лесного хозяйства Томской области (ОГРН 1127017029347), при участии третьего лица - Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области о признании недействительным аукциона и взыскании 1 724 900 руб.,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ВасюганЛесСтрой" обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, к Департаменту лесного хозяйства Томской области (далее Департамент лесного хозяйства) о признании недействительным аукциона по извещению N 060712/0973880/02 по лоту N 5, результаты которого утверждены протоколом N 5 от 05.09.2012 и взыскании суммы задатка, уплаченного для участия в аукционе, в размере 1 724 900 руб.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области.
Решением арбитражного суда от 12.05.2014 (резолютивная часть объявлена 05.05.2014) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Департамент лесного хозяйства Томской области подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что:
- участие истца в торгах означало, что у него имелась возможность для оценки предмета торгов, следовательно, отсутствие таксационного описания свидетельствует о несущественном нарушении порядка проведения торгов;
- суд не указал, какие именно документы, помимо таксационного описания, не были размещены на сайте в составе аукционной документации, не обосновал позицию об обязанности ответчика представить сведения, необходимых для составления проекта освоения лесов;
- о нарушении его права истцу стало известно до 05.09.2012, в связи с чем годичный срок исковой давности истцом пропущен.
В судебном заседании представитель Департамента лесного хозяйства поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении.
ООО "ВасюганЛесСтрой" в отзыве на апелляционную жалобу, его представитель в судебном заседании возражают против удовлетворения жалобы, указывая на то, что отсутствие таксационных описаний в составе аукционной документации недопустимо, а отказ ответчика от предоставления такой документации после аукциона - не обоснован. Срок исковой давности истцом не был пропущен.
На основании ч.3 ст.156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со ст.268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 12.05.2014, апелляционный суд считает, что оно не подлежит отмене или изменению.
Материалами дела установлено, что 06.07.2012 Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области опубликовано извещение о проведении 05.09.2012 в 15.00 аукциона по продаже права аренды лесного участка. Согласно тексту объявления, документация об аукционе размещена на официальном сайте в сети интернет (л.д. 7-37, т.1).
Под лотом N 5 выставлено право заключения договора аренды лесного участка, располагающегося по адресу: Томская область, Каргасокский район, Васюганское лесничество, Васюганское участковое лесничество, урочище "Черталинское" кварталы 491-495, 523-528, 556-564, 591-597, 623-635, 654-665, 684-693, 719-727, 754-761, 788-793 общей площадью 74 352 га. Участки предоставлялись для заготовки древесины с ведением лесного хозяйства.
В аукционе приняли участие два участника: предприниматель Рожковец А.П. и ООО "ВасюганЛесСтрой". Для участия в аукционе ООО "ВасюганЛесСтрой" внесло задаток в размере 1 724 900 руб., что подтверждается платежным поручением N 1 от 27.08.2012 (л. д. 38 т.1).
По результатам аукциона победителем признано ООО "ВасюганЛесСтрой", что подтверждается протоколом N 5 от 05.09.2012 (л. д. 127 т. 1, 20 т.3, 23-24 т. 3).
04.12.2012 после объявления результатов аукциона, но до подписания договора аренды ООО "ВасюганЛесСтрой" обратилось к ответчику с просьбой предоставить проект лесного участка, план части лесного участка, справку о размере пользования лесного участка. Данные документы (в том числе, содержащиеся в них таксационные описания) были необходимы для подготовки проекта освоения лесов, который арендатор обязан составить и представить для утверждения арендодателю в соответствии с условиями заключаемого договора.
Письмом N ВЗ-249 от 14.12.2012 ответчик отказал в предоставлении указанных документов, пояснив, что данные документы у него отсутствуют, а часть исходных документов составлялись другим участником аукциона - предпринимателем Рожковцом А.П., в связи с чем истец может обратиться у нему.
Полагая, что Департаментом лесного хозяйства допущено нарушение порядка ведения торгов, т.к. без предварительной подготовки ответчик не вправе был проводить аукцион, поскольку без проектов освоения лесов, истец не может приступить к фактическому использованию лесного участка, ООО "ВасюганЛесСтрой" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Требование заявлено к Департаменту лесного хозяйства Томской области в связи с реорганизацией Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области на основании постановления Губернатора Томской области N 94 от 30.08.2013 и перешедшее к нему право предоставлять в пределах земель лесного фонда лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключать договоры купли-продажи лесных насаждений, в том числе организовывать и проводить соответствующие аукционы.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о допущенном существенном нарушении процедуры проведения торгов и наличии оснований для признания проведенных торгов недействительными.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции.
В соответствии с п. 4 ст. 447 ГК РФ торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
Согласно п. 1 ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
На основании ч.1 ст.74 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных в части 3 настоящей статьи.
Порядок организации аукциона установлен в ст. 79 Лесного кодекса РФ, в п.4 которой предусмотрено, что извещение о проведении торгов должно содержать, сведения о предмете аукциона, в том числе о местоположении лесных участков или лесных насаждений, о площади и границах лесных участков, об объеме подлежащих заготовке лесных ресурсов, об обременениях лесных участков, об ограничении использования лесов, о кадастровых номерах лесных участков, о видах и об установленных лесохозяйственным регламентом параметрах использования лесов. При этом, организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать проектную документацию о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков (п. 1 ч. 6 названной статьи).
Из п. 6 Порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда (утв. Приказом Рослесхоза N 139 от 13.04.2012) следует, что проектная документация на лесной участок должна содержать следующие сведения:
- наименование субъекта РФ, муниципального образования, лесничества, лесопарка, участкового лесничества, номера лесных кварталов, лесотаксационных выделов;
- площадь лесного участка (в том числе лесных земель, из них земель, покрытых лесной растительностью и не покрытых лесной растительностью, и нелесных земель);
- вид разрешенного использования лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка;
- таксационное описание лесного участка (описание лесных насаждений, в том числе их состава, класса возраста, бонитета, полноты, общего запаса древесины);
- целевое назначение лесов (категории защитных лесов);
- картографические материалы с нанесением границ участковых лесничеств, лесных кварталов, лесотаксационных выделов, видов целевого назначения лесов, категорий защитных лесов, номеров лесных кварталов, границ лесного участка с указанием румбов и длины граничных линий, номеров лесотаксационных выделов и площади в масштабе планшета М 1:10000 либо плана лесных насаждений М 1:25000, либо карты-схемы лесничества или лесопарка М 1:100000.
Статьей 88 Лесного кодекса РФ установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 данного Кодекса.
Аналогичное требование предусмотрено в п/п. "в" п. 11 Формы примерного договора аренды лесного участка (утв. Приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 319 от 26.07.2011).
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.п. 3, 28 состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 69 от 29.02.2012 проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов. Проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса РФ на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
По результатам исследования представленных в дело доказательств, их оценки по правилам ст. 71 АПК РФ, материалами дела подтверждено, что ответчиком не выполнены требования в части предварительной подготовки проектной документации. Документация необходимая для составления проекта освоения лесов арендатору не была передана. Кроме того, ответчиком было допущено нарушение в части размещения сведений в составе проектной документации, содержащейся на сайте Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, а именно: отсутствовало описание таксационных описаний лесных участков.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца, признав существенным нарушением процедуры проведения аукциона отсутствие достаточной информации о лесном участке, размещенной в составе проектной документации на право заключения договора аренды путем проведения аукциона, что затруднило составление проекта освоения лесов, который арендатор был обязан составить в соответствии с требованиями ст. 88 Лесного кодекса РФ и сделало невозможным для истца использование лесного участка.
Поскольку земельный участок, право аренды, которого было выставлено на продажу, не перешел в фактическое владение ответчика, требование о возврате оплаченного истцом задатка в сумме 1 724 900 руб. обоснованно удовлетворено.
Доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Исчисляя срок исковой давности, Департамент лесного хозяйства определяет его начало от даты аукциона, т.е. с того момента, когда ООО "ВасюганЛесСтрой" на сайте проведения аукциона могло увидеть об отсутствии необходимой документации.
Между тем, в силу разъяснений, изложенных в п. 44 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", споры о признании публичных торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2010 N 7171/10, от 14.12.2010 N 7781/10.
Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (п. 1 ст. 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной (п. 2 ст. 181 ГК РФ).
Пунктом 2 ст. 199 ГК РФ предусмотрено, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Об обстоятельствах отсутствия подготовки необходимой документации ООО "ВасюганЛесСтрой" стало известно 20.12.2012, когда было получено письмо от 14.12.2012 исх. N ВЗ-249, в котором ответчик заявил отказ от предоставления документов в виду их отсутствия.
Утверждение Департамента лесного хозяйства том, истцу стало известно об отсутствии документации ранее указанного срока, ответчиком не подтверждены.
Следовательно, оснований считать срок исковой давности пропущенным, не имеется.
Принимая во внимание указанное выше, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.110, п.1 ст.269, ст.ст.271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 12.05.2014 по делу N А45-23015/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Терехина |
Судьи |
О.Б. Нагишева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-7698/2013
Истец: ООО "ВасюганЛесСтрой"
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Томской области
Третье лицо: Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области