г. Пермь |
|
01 августа 2014 г. |
Дело N А50-4265/2008-Г8 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 августа 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мартемьянова В. И.
судей Казаковцевой Т.В., Романова В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хардиной И.М.
от ОАО "Пермэнергосбыт": Царенко Ю.И. (доверенность от 20.12.2013 г.),
от ООО "Обособленное Подразделение "Партнер": Сазонова О.А. - дов. от 12.12.2013,
от Администрации Кизеловского муниципального района: Запиляй В.П. - дов. от 21.05.2014, Филатов А.А. - дов. от 28.07.2014 г.,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации Кизеловского муниципального района Пермского края, ООО "Обособленное Подразделение "Партнер", Муниципального образования "Кизеловское городское поселение" в лице Администрации Кизеловского городского поселения
на определение Арбитражного суда Пермского края от 19 мая 2014 года
по делу N А50-4265/2008-Г8,
вынесенное судьей Пугиным И.Н.
по заявлению ОАО "Пермэнергосбыт" (ОГРН 1055902200353)
об обращении взыскания на имущество должника по делу N А50-4265/2008
установил:
ОАО "Пермэнергосбыт" обратилось 26.12.2013 г. в Арбитражный суд Пермского края с заявлением об обращении взыскания на имущество должника по делу N А50-4265/2008, в виде принадлежащих муниципальному образования Кизеловский муниципальный район:
- модульной котельной МГК-10,0 расположенной по адресу : Пермский край, г. Кизел, ул. Ленина, д.60/1,
- модульной котельной МГК-10,0 расположенной по адресу : Пермский край, г. Кизел, ул. Физкультурников, д. 4/1.
Определением Арбитражного суда Пермского 19 мая 2014 года требования удовлетворены: обращено взыскание на модульную котельную МГК-10,0, расположенную по адресу: Пермский края, г. Кизел, ул. Ленина, д.60/1, общей площадью 95,1 кв. метра, установив начальную продажную цену в 16 518 000 руб. и модульную котельную МГК-10,0, расположенную по адресу: Пермский края, г. Кизел, ул. Физкультурников, д. 4/1, общей площадью 108,4 кв. метра, установив начальную продажную цену в 13 290 000 руб. в пределах суммы 18 759 287,96 руб.
Администрация Кизеловского муниципального района Пермского края, ООО "Обособленное Подразделение "Партнер", Муниципального образования "Кизеловское городское поселение" в лице Администрации Кизеловского городского поселения, не согласившись с принятым судебным актом, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят определение суда первой инстанции отменить и принять новый об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Указывают, что модульные котельные являются социально - значимыми объектами по поставке тепловой энергии потребителям - жителям Кизеловского муниципального района, т.к. данные котельные поставляют тепловую энергию 2 дошкольным образовательным учреждениям - Детский сад N 13, Детский сад N 3. При реализации указанного имущества путем проведения торгов собственником модульных котельных может оказаться недобросовестный поставщик, что приведет к возникновению чрезвычайной ситуации в районе. Спорное имущество является социально-значимым объектом, в связи, с чем обращение взыскания на них не возможно.
Факт отнесения спорного имущества к социально-значимым объектам подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края от 18.04.2013 г., имущество предназначено для теплоснабжения населения г. Кизела.
Оспариваемое определение создает непосредственные препятствия к исполнению решения Арбитражного суда Пермского края от 18 апреля 2013 года по делу N А50-16/2013.
Администрация Кизеловского муниципального района представляла письмо с указанием имущества, находящегося в составе казны МО "Кизеловский муниципальный район", в том числе имущество свободное от притязаний со стороны третьих лиц, однако, суд обратил взыскание на модульную котельную МГК-10,0, расположенную по адресу: Пермский край, г. Кизел, ул. Ленина, д. 60/1, общей площадью 95,1 кв.м., установив начальную цену в 16 518 ООО руб. и модульную котельную МГК-10,0, расположенную по адресу: Пермский край, г. Кизел, ул. Физкультурников, д. 4/1.
Заявители жалоб указывают на нарушение процедуры взыскания за счет имущества должника, предусмотренной статьями 69, 94 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-Ф'3"Об исполнительном производстве". Считают, что оспариваемое определение нарушает порядок очередности обращения взыскания на имущество должника. Каких либо действий по обращению взыскания денежных средств, иного имущества, на которое в соответствии с законодательством, происходит взыскание в первую очередь не осуществлялось, соответственно не может быть обращено взыскание на спорные объекты недвижимости, которые предназначены для исполнения социально-значимых функций.
Считают, что судом не дана оценка доводам представителей Должника и ООО "Обособленное подразделение "Партнёр" о наличии нарушений в отчете об оценке модульной котельной адресу: г.Кизел, ул.Физкультурннков, д.4/1 общей площадью 108,4 кв.м, выполненном ООО "Вит-аудит" по заявке ОАО "Пермэнергосбыт":
- Используемые оценщиком данные не соответствуют действительности. Так, страница 45 отчета содержит указание на процент износа котельной в размере 30% из расчета 5 лет эксплуатации котельной (с марта 2009 г.). Однако, согласно акта о введении модульной котельной в эксплуатацию, котельная эксплуатируется с 2011 г.
- в разделе 1.7. отчета (стр.27) "Анализ рынка объекта оценки, а также анализ других внешних факторов, не относящихся непосредственно к объекту оценки, но влияющих на его стоимость" оценщиком анализируются показатели относительно объектов недвижимости, расположенных в различных районах г.Перми. Спорное же имущество находится в г.Кизел Пермского края.
Указывают, что Должник представил в материалы дела отчёты об оценке спорного имущества, в соответствии с которыми рыночная стоимость модульной котельной по адресу: г.Кизел, ул.Ленина, д.60/1 общей площадью 95,1 кв.м. составляет 16 518 000 рублей с учетом НДС, рыночная стоимость модульной котельной по адресу: г.Кизел, ул.Физкультурников, д.4/1 общей площадью 108,4 кв.м. составляет 21 334 000 рублей с учетом НДС. Данные представленных суду и сторонам отчетов ОАО "Пермэнергосбыт" не оспаривались.
ОАО "Пермэнергосбыт" представило письменный отзыв, в котором против удовлетворения жалоб возражает, просит определение оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заявителей доводы, изложенные в апелляционных жалобах поддержали, просили определение суда первой инстанции отменить, жалобы - удовлетворить.
Представитель ОАО "Пермэнергосбыт" против доводов апелляционных жалоб возражал, просил определение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность определения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Постановлением 17 Арбитражного апелляционного суда от 16.09.2008 г. с Муниципального образования "Кизеловский муниципальный район" в лице главы Кизеловского муниципального района за счет казны Муниципального образования "Кизеловский муниципальный район" было взыскано 74.991.546 (семьдесят четыре миллиона девятьсот девяносто одну тысячу пятьсот сорок шесть) рублей 47 копеек в пользу Коммунального муниципального предприятия "Теплоэнерго" в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам Муниципального учреждения "Расчетно-кассовый центр администрации города Кизела Пермской области", а также 100.000 (сто тысяч) рублей государственной пошлины по иску в доход федерального бюджета.
В дальнейшем 02.02.2009 года взыскателем в части права взыскания в размере 36 111 417 руб. 33 коп. по настоящему делу было признано ООО "Пермрегионгаз" - определение Арбитражного суда от 02.02.2009 г.
Определением от 24.07.2009 года взыскателями по исполнительному листу N 005819 от 22.09.2008 г. по делу N А50-4265/2008-Г08 признаны ЗАО "КЭС-Мультиэнергетика" в части права взыскания 16 401 564 руб. 60 коп. и индивидуальный предприниматель Галимов А.Х.-Н. в части права взыскания 2 560 000 руб.
Определением от 28.08.2009 года ОАО "Пермэнергосбыт" признано взыскателем по исполнительному листу N 005819 от 22.09.2008 г. по делу N А50-4265/2008-Г08 в части права взыскания 16 401 564 руб. 60 коп.
Определением от 21.12.2010 г. произведена замену взыскателя, КМП "Теплоэнерго" на ЗАО "КЭС-Мультиэнергетика" в части взыскания с МО "Кизеловский муниципальный район" 6 638 861 руб. 51 коп. и ООО "Газпром межрегионгаз Пермь" в части взыскания с МО "Кизеловский муниципальный район" 13 277 723 руб., в установленном по делу N А50-4265/08 правоотношении.
Определением от 11.02.2011 г. ОАО "Пермэнергосбыт" признано взыскателем по исполнительному листу по делу N А50-4265/08 в части взыскания с МО "Кизеловский муниципальный район" 6 638 861 руб. 51 коп.
Таким образом, ОАО "Пермэнергосбыт" является взыскателем в части 23040426,11 руб. В настоящее время непогашенный долг составляет 18 759287,96 руб. поскольку 4281138,15 руб. долга погашены.
Поскольку требования исполнительного листа N 005819 от 22.09.2008 должником не исполнены, 26.12.2013 ОАО "Пермэнергосбыт" обратилось с заявлением об обращении взыскания на имущество должника - муниципального образования Кизеловский муниципальный район, на модульную котельную МГК-10,0 расположенной по адресу : Пермский края, г. Кизел, ул. Ленина, д.60/1, модульную котельную МГК-10,0 расположенной по адресу : Пермский края, г. Кизел, ул. Физкультурников, д. 4/1.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что исполнение решения суда по настоящему делу не возможно иным способом, поскольку должник не представил согласие и данных об ином имуществе возможном к полному погашению долга.
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в материалы дела документы в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии со ст. 77 Закона об исполнительном производстве обращение взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, производится на основании судебного акта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона об исполнительном производстве в случае отсутствия у должника-организации денежных средств, достаточных для удовлетворения требований, содержащихся в исполнительном документе, взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее указанной организации на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится в следующей очередности:
1) в первую очередь - на движимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг, в том числе на ценные бумаги (за исключением ценных бумаг, составляющих инвестиционные резервы инвестиционного фонда), предметы дизайна офисов, готовую продукцию (товары), драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, а также лом таких изделий;
2) во вторую очередь - на имущественные права, непосредственно не используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг;
3) в третью очередь - на недвижимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг;
4) в четвертую очередь - на непосредственно используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг имущественные права и на участвующее в производстве товаров имущество: объекты недвижимого имущества производственного назначения, сырье и материалы, станки, оборудование и другие основные средства, в том числе ценные бумаги, составляющие инвестиционные резервы инвестиционного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 28.1 Федерального Закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Судом апелляционной инстанции установлено, что спорные котельные находятся в аренде у ООО "Обособленное подразделение "Партнёр" по договорам аренды N 8 от 18.02.2011 г. и N 9 от 18.02.2011 г. с целевым назначением - использование при оказании услуг по теплоснабжению населения и организаций Кизеловского муниципального района.
Из пояснений Администрации Кизеловского муниципального района Пермского края следует, что спорные котельные поставляют тепловую энергию в муниципальные дошкольные учреждения.
Спорные объекты являются источниками тепловой энергии, используемыми в схеме теплоснабжения в г. Кизеле, построенные к ним теплотрассы связаны с системой теплоснабжения всего Кизеловского городского поселения. Данное обстоятельство установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края от 18 апреля 2013 года по делу N А50-16/2013, которым признаны незаконными действия (бездействия) администрации Кизеловского муниципального района Пермского края по несогласованию перечня имущества, в который входят спорные котельные, подлежащего передаче администрации Кизеловского городского поселения.
Указанное имущество напрямую связано с полномочиями, осуществляемыми органами местного самоуправления поселения по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений в соответствии с п. 4 ст. 15 Закона N 131-ФЗ, п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального Закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Следовательно, указанное имущество используется в социально значимой деятельности по теплоснабжению, взыскание на него может быть наложено только после обращения взыскания на иное имущество, предусмотренное п.п. 1,2,3 ч. 1 ст. 94 Закона об исполнительном производстве, не используемое в указанной деятельности органов местного самоуправления.
Заявителем не доказано соблюдение указанной очередности, а также то, что невозможно обратить взыскание на иное имущество должника, не используемое при осуществлении социально значимой деятельности, свободное от притязаний со стороны третьих лиц, а также на указанное в Перечне имущества, находящегося в казне Кизеловского муниципального района (встроенные помещения в жилых домах, очистные сооружения хозбытовых стоков), Перечне имущества, находящегося у третьих лиц, в том числе объектов недвижимости (т. 3, л.д. 132), который также представлен Администрацией Кизеловского муниципального района на обозрение суда апелляционной инстанции.
Кроме того, в материалы дела не представлены документы исполнительного производства, из содержания которых следует, что судебным приставом - исполнителем исчерпаны все иные предусмотренные законом возможности исполнения выданного арбитражным судом исполнительного листа и удовлетворения требований кредитора.
Также суд апелляционной инстанции учитывает, что спорное имущество находится в собственности муниципального образования Кизеловский муниципальный район при отсутствии законных оснований.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
С учетом ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения обеспечение организации теплоснабжения не отнесено. Следовательно, соответствующие функции у Кизеловского муниципального района отсутствуют.
В силу 5 ст. 50 Закона N 131-ФЗ в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям частей 1 - 4 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.
Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Пермского края в органы государственной власти Пермского края и перечень документов, необходимых для принятия нормативного правового акта Пермского края о разграничении имущества, определяются на основании п. 6 ч. 1 ст. 2, ст. 3 Закона Пермского края от 16.05.2011 г. N 768-ПК "О порядке разграничения имущества, находящегося в собственности муниципальных образований Пермского края".
В нарушение указанных требований законодательства модульные котельные МГК-10,0 расположенные по адресу : Пермский край, г. Кизел, ул. Ленина, д.60/1, ул. Физкультурников, д. 4/1 в собственность Кизеловского городского поселения не переданы.
В соответствии со вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края от 18 апреля 2013 года по делу N А50-16/2013, администрация Кизеловского муниципального района обязана устранить нарушение прав и законных интересов администрации Кизеловского городского поселения путем согласования предложения о передаче в собственность Кизеловского городского поселения спорных котельных во исполнение порядка передачи, предусмотренного ст. 3 Закона Пермского края от 16.05.2011 г. N 768-ПК.
26.12.2013 г. Думой Кизеловского городского поселения принято решение N 48 "Об утверждении перечня объектов муниципальной собственности Кизеловского муниципального района, подлежащих передаче в собственность Кизеловского городского поселения" (т. 4, л.д. 9-10).
На то обстоятельство, что спорные котельные находятся в собственности муниципального образования Кизеловский муниципальный район в отсутствие законных оснований указано в письме прокуратуры Пермского края "О практике исполнения в Пермском крае законодательства при управлении и распоряжении муниципальным имуществом в сфере ЖКХ" от 31.10.2013 N 7/1-21-2013 (т. 4, л.д. 76-78), представлении И.о. прокурора г. Кизела "Об устранении нарушений законодательства о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью" от 03.08.2012 г. N 2-16-7-2012 в адрес Главы администрации Кизеловского муниципального района (т. 4, л.д. 12-14).
С учетом изложенного, выводы арбитражного суда первой инстанции о том, что исполнение решения суда по настоящему делу невозможно иным способом, а также о наличии правовых оснований для обращения взыскания на спорные котельные, следует признать ошибочными, апелляционные жалобы подлежат удовлетворению, определение Арбитражного суда первой инстанции- отмене в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, в удовлетворении заявленных требований об обращении взыскания на имущество следует отказать.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ заявителю апелляционной жалобы ООО "ОП "Партнер" подлежит возврату из федерального бюджета ошибочно уплаченная госпошлина в сумме 2000 руб.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Пермского края от 19 мая 2014 года по делу N А50-4265/2008 отменить.
В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Пермэнергосбыт" отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Обособленное подразделение "Партнер" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 2 000 (две тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.И. Мартемьянов |
Судьи |
В.А. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-4265/2008
Истец: ЗАО "КЭС-Мультиэнергетика", ИП Галимов Алмаз Хамет-Назифович, КМП "Теплоэнерго", ООО "Газпром межрегионгаз Пермь", ООО "Пермрегионгаз", Сорокин В П
Ответчик: МО "Кизеловский муниципальный район" в лице Финансового управления администрации Кизеловского Муниципального района
Третье лицо: Администрация Кизеловского муниципального района, Администрация Кизеловского муниципального района Пермского края, МУ "Расчётно-кассовый центр Администрации г. Кизела", МУ "Расчетно-кассовый центр", ООО "Обособленное Подразделение "Партнер", Администрация Кизеловского городского поселения, Галимов Алмаз Хамет-Назифович, ЗАО "КЭС-Мультиэнергетика", ИП Галимов А. Х.-Н, ОАО "Пермэнергосбыт", ООО "Газпром межрегионгаз Пермь", ООО "Обособленное Подразделение "Партнер", Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, УФССП России по Пермскому краю