г. Санкт-Петербург |
|
31 июля 2014 г. |
Дело N А56-4891/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, Н.И.Протас
при ведении протокола судебного заседания: В.В.Медведевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Байкалов А.В. - доверенность от 26.12.2013
от ответчика (должника): предст. Литвинчук А.В. - доверенность N 1-24-19/2014 от 04.06.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10255/2014) Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.04.2014 по делу N А56-4891/2014 (судья Рогова Ю.В.), принятое
по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "Ресурс-М"
к Комитету государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления от 17.01.2014 N 20008-14/Д
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ресурс-М" (ОГРН 1107847381663; адрес: г.Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, д. 271, лит. А, оф. 602; далее - ООО "Ресурс-М", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области (далее - Комитет, административный орган) от 17.01.2014 N 20008-14/Д о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 02.04.2014 заявленное Обществом требование удовлетворено; оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Комитет просит решение суда от 02.04.2014 отменить и прекратить производство по делу в связи с неподведомственностью данного спора арбитражному суду. В обоснование апелляционной жалобы Комитет ссылается на пункт 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 18.11.2013 N 1-15-2570-13/ВВ Комитетом в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка с целью осуществления государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения, по результатам которой составлен акт проверки от 16.12.2013 N 1-15-2570-13/ВВ. Основанием для проведения внеплановой проверки послужили коллективное обращение жителей деревень Яскелево, Березнёво, Алексеевка, Ряболово, Ознаково Гатчинского района Ленинградской области, письмо Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 01.11.2013 N КГК-3309/13-1-0, акт рейдовой проверки от 07.11.2013 N 1-17-2812-13/Р.
В ходе проверки установлено, что на основании распоряжения Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 18.03.2011 N 190 ООО "Ресурс-М" выдана лицензия на пользование недрами ЛОД 47081 ТЭ с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча песков прочих на месторождении "Вохоново". Участок недр расположен в Гатчинком районе Ленинградской области в 3,5 км к ЮЗ от д.Вохоново, в 0,5 км к югу от д.Березнево и в 1,4 км к западу от д.Луйсковицы. Месторождение "Волхоново" располагается вдоль автодороги, соединяющей населенные пункты Яскелево и Березнёво (автодорога Елезаветино-Фьюнатово) и состоит из двух участков - западный и восточный; вдоль автодороги установлена охранная зона - 60-м по обе стороны автодороги (дополнение 1 к лицензии).
Согласно акту проверки от 16.12.2013 N 1-15-2570-13/ВВ (пункт 15) в ходе проверки выявлено, что Общество в нарушение пункта 10 части 2 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", постановления Федеральной службы государственной статистики от 04.06.2007 N 43, подпунктов 6.5.2 части 6.5 раздела 6 "Условия использования геологической информации, получаемой в процессе пользования недрами" лицензионного соглашения к лицензии ЛОД 47081 ТЭ, не обеспечило своевременное направление форм статистической отчетности 2-ЛС в соответствующие органы.
По факту выявленного правонарушения 13.01.2014 уполномоченным должностным лицом Комитета в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 20008-14/Д, действия Общества квалифицированы по статье 8.5 КоАП РФ (несвоевременное сообщение сведений о состоянии объекта окружающей среды - месторождения песков прочих "Вохоново" и природных ресурсах).
17.01.2014 Комитетом вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 20008-14/Д, которым ООО "Ресурс-М" привлечено к административной ответственности в соответствии с вышеуказанной квалификацией с назначением наказания в виде штрафа в размере 15000 рублей.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что совершенное Обществом правонарушение неправильно квалифицировано административным органом по статье 8.5 КоАП РФ, в связи с чем признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда от 02.04.2014 и удовлетворения апелляционной жалобы Комитета в связи со следующим.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона N 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Пользователь недр также обязан обеспечить представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации; представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики (пункты 4 и 5 части 2 статьи 22 Закона N 2395-1)
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет пользование недрами на основании лицензии ЛОД 47081 ТЭ с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча песков прочих на месторождении "Вохоново" (срок действия до 01.04.2025). Неотъемлемой частью указанной лицензии являются Условия пользования недрами (приложение 1).
В соответствии с пунктом 6.5.1 части 6.5 раздела 6 Условий пользования недрами к лицензии на пользование недрами ЛОД 47081 ТЭ недропользователь обязан предоставлять формы государственной отчетности, установленные для предприятий, осуществляющих добычу полезных ископаемых (5-гр, 70-тп, 71-тп, 2-лс) в адреса и сроки, определенные действующим законодательством.
Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 04.06.2007 N 43 утверждена форма N 2-ЛС "Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче твердых полезных ископаемых", предоставляемая юридическими лицами - пользователями недр всех форм собственности, имеющими лицензии на геологические изучение, разведку и разработку месторождений полезных ископаемых отдельно по каждому участку недр. Указанная форма предоставляется в территориальные органы Роснедра в субъектах Российской Федерации, а также территориальные органы Ростехнадзора в субъектах Российской Федерации в срок до 20 января года, следующего за отчетным.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, форма N 2-ЛС представлена Обществом в Департамент по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу и Региональное агентство природопользования и окружающей среды 30 января 2013 года, то есть с нарушением установленного Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 04.06.2007 N 43 срока.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административным органом допущена неправильная квалификация вмененного Обществу правонарушения по статье 8.5 КоАП РФ.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.5 КоАП РФ, образует неправомерное деяние, выразившееся в несообщении или несвоевременном сообщении, намеренном искажении информации о состоянии окружающей среды, либо искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию в силу закона либо иных норм права. По смыслу статьи 8.5 КоАП РФ под экологической информацией следует понимать соответствующую в письменной, визуальной, устной форме или базе данных информацию о состоянии воды, воздуха, почвы, фауны, флоры, земли и отдельных природных объектов; о вредных воздействиях или мерах, вредно влияющих или могущих влиять на эти объекты; о видах деятельности или мерах, направленных на их охрану, включая административные меры и программы управления охраной окружающей среды.
Форма N 2-ЛС, несвоевременное представление которой вменено Обществу, является формой статистической отчетности.
Нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации образует объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 13.19 КоАП РФ.
Более того, обязанность Общества (недропользователя) представлять в адреса и сроки, определенные действующим законодательством формы государственной отчетности, установленные для предприятий, осуществляющих добычу полезных ископаемых (в том числе форму 2-ЛС) установлена пунктом 6.5.1 части 6.5 раздела 6 Условий пользования недрами к лицензии на пользование недрами ЛОД 47081 ТЭ
Таким образом, нарушение недропользователем указанного требования является нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и образует объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Постановлением Комитета от 24.01.2013 N 20003-14/Д, вынесенным по результатам этой же проверки, что и оспариваемое в рассматриваемом деле постановление от 17.01.2014 N 20008-14/Д, Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ за нарушение условий лицензии. Решением суда первой инстанции от 02.04.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.07.2014, постановление Комитета от 24.01.2013 N 20003-14/Д признано законным.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконным и отменил постановление Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области от 17.01.2014 N 20008-14/Д.
Доводы Комитета о необоснованном отклонении судом первой инстанции ходатайства о прекращении производства по делу в связи с неподведомственностью спора суду, не принимаются судом апелляционной инстанции.
Подведомственность арбитражным судам дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности определена частью 3 статьи 30.1 КоАП, согласно которой постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. При этом указанные постановления могут быть обжалованы в арбитражный суд в случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем совершено административное правонарушение, связанное с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" также разъяснено, что постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вынесенное органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, или арбитражным судом, согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и статьями 10, 26, 36 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации". При этом необходимо учитывать, что жалобы указанных лиц на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
В рассматриваемом случае, как установлено судом, объективная сторона совершенного Обществом административного правонарушения выражается не в нарушении норм законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования. Общество привлечено к административной ответственности в связи с неисполнением лицензионных требований и условий, невыполнением обязанности по представлению статистической отчетности ЛС-2, установленной пунктом 6.5.1 части 6.5 раздела 6 Условий пользования недрами к лицензии на пользование недрами ЛОД 47081 ТЭ на разведку и добычу песков прочих на месторождении "Вохоново". Таким образом, совершенное заявителем правонарушение связано с осуществлением Обществом экономической деятельности.
При таких обстоятельствах оснований для прекращения производства по делу в связи с неподведомственностью данного спора арбитражному суду не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы Комитета и отмены решения суда от 02.04.2014 отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 апреля 2014 года по делу N А56-4891/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-4891/2014
Истец: ООО "РЕСУРС-М"
Ответчик: Комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области