г. Санкт-Петербург |
|
04 августа 2014 г. |
Дело N А42-1574/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Тимухиной И.А., Баркановой Я.В.
при ведении протокола судебного заседания: Бернат К.А.
при участии:
от истца: не явился, извещён,
от ответчика: не явился, извещён,
от 3-го лица: не явился, извещён,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13494/2014) ООО "Евро-Линия" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.04.2014 по делу N А42-1574/2014 (судья Панфилова Т.В.), принятое
по иску ООО "Евро-Линия"
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
3-и лица: 1) Комитет имущественных отношений г. Мурманска, 2) Правительство Мурманской области
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Евро-Линия" (г. Мурманск, пр-т Ленина, д. 63, оф. 93; ИНН 5192601883, ОГРН 1025100833713; далее - Обществу) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (107078, Москва, Орликов переулок, д. 10, стр.1, Мурманский филиал: ул. Полярные Зори, д. 44, г. Мурманск; ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757; далее - Учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 51:20:00031154:104 в размере рыночной стоимости 651 000 руб. с 01 января 2013 года.
Определением от 14.03.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет имущественных отношений города Мурманска и Правительство Мурманской области.
Решением суда от 22.04.2014 иск удовлетворен частично. Судом установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001154:20, площадью 1 893 кв.м., расположенного по адресу: город Мурманск, улица Полевая, на земельном участке расположено здание N 30, в размере его рыночной стоимости 651 000 руб. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом в части отказа в удовлетворении требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной с 01.01.2013, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в обжалуемой части отменить, исковые требования удовлетворить.
В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001154:20, общей площадью 1 893 кв.м., расположенного по адресу: город Мурманск, улица Полевая, на земельном участке расположено здание N 30, по договору о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды от 14.07.2006 N 8747, собственником земельного участка является муниципальное образование город Мурманск.
Постановлением Правительства Мурманской области от 28.08.2012 N 425-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Мурманской области по состоянию на 01.01.2011 г.
По итогам кадастровой оценки кадастровая стоимость рассматриваемого земельного участка, в отношении которого заявлен иск, составила 8 891 288, 49 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка является базовой величиной, от которой зависит размер арендной платы, уплачиваемой истцом, начиная с 01 января 2013 года.
В целях определения достоверности вновь утвержденной кадастровой стоимости земельных участков общество обратилось к независимой оценочной организации для получения заключения о рыночной стоимости земельных участков.
Согласно отчету независимого оценщика ООО "Оценка-Сервис" от 12.02.2014 N 03/02-14 (л.д. 42) и положительному экспертному заключению некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" от 18.03.2014 N Э-240214-2/1 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001154:20 составила 651 000 руб. по состоянию на 01.01.2011.
Поскольку результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в части определения его кадастровой стоимости, значительно превышают рыночную стоимость земельного участка, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции частично удовлетворил исковые требования, сделав вывод об отсутствии оснований для установления кадастровой стоимости с 01.01.2013.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде.
Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки на 01.01.2011 и не может быть определена произвольно, на произвольную дату (постановление Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/11).
Дата оценки земельного участка (01.01.2011) имеет значение для упорядочения сведений государственного кадастра недвижимости, и не связана с изменением гражданско-правовых или налоговых обязательств истца.
Статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности определен срок, составляющий 10 рабочих дней для направления органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, сведений о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. В течение 10 рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из совокупности указанных норм следует, что конечным этапом кадастровой оценки земельного участка является внесение сведений о его кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Установление той или иной кадастровой стоимости земельного участка (в том числе в размере его рыночной стоимости) путем внесения соответствующей записи в государственный кадастр, по смыслу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", является прерогативой органа кадастрового учета, а не суда. Кроме этого, новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату. Включение любых сведений на прошедшую дату действующим законодательством не предусмотрено.
В соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Однако все правовые последствия такого установления судом рыночной стоимости наступают с момента вступления в силу соответствующего судебного акта (определение ВАС РФ от 03.04.2013 N ВАС-3160/13 по делу N А64-9672/2011).
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска в части требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере 651 000 руб. с 01 января 2013 года.
На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 268, статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.04.2014 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
И.А. Тимухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-1574/2014
Истец: ООО "Евро-Линия"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Комитет имущественных отношений г. Мурманска, Правительство Мурманской области