г. Санкт-Петербург |
|
04 августа 2014 г. |
Дело N А26-453/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Тимухиной И.А., Баркановой Я.В.
при ведении протокола судебного заседания: Бернат К.А.
при участии:
от истца: не явился, извещён,
от ответчика: не явился, извещён,
от 3-го лица: не явился, извещён,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13680/2014) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.04.2014 по делу N А26-453/2014 (судья Дружинина С.И.), принятое
по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия
к ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
3-е лицо: ООО "БМ-плюс"
о взыскании,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (ОГРН: 1071001000828; ИНН: 1001016090; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" "Карелэнерго" (ОГРН: 1047855175785; ИНН: 7802312751; далее - Общество) о взыскании 32 230 979 руб. ущерба, причинённого лесам незаконной рубкой.
Решением от 17.04.2014 в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное толкование норм права, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. Податель жалобы не согласен с выводом суда о том, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление в аренду лесных участков в целях обеспечения безопасности и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов. По мнению подателя жалобы, в данном случае имело место расширение трассы ЛЭП (разрубка), которое не относится к аварийно-спасательным работам. Выполнение данной работы без договора аренды, проекта освоения лесов и предоставления в установленном порядке лесной декларации либо договора купли-продажи лесных насаждений является незаконной рубкой.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 28.10.2013 года лесничим Салмиярвского участкового лесничества совместно с государственными инспекторами по охране леса в ходе патрулирования, проводимого в целях выявления нарушений лесного законодательства, обнаружена незаконная рубка деревьев: в квартале 39 выделах 5, 8, 10, 12-16; в квартале 38 выделах 3, 5, 10, 15, 17-22, 25-29; 18-21; в квартале 37 выделах 25-29, 43, 46, 48-50, 76, 77, в квартале 60 выделах 33, 44; в квартале 59 выделах 3, 4, 6, 8, 11, 12, 15, 17, 23, в квартале 91 выделах 2, 6, 9-12, 15; в квартале 90 выделах 9, 13, 17, 18, 21, 23, 25, 26, в квартале 120 выделах 21, 22, 27-29; в квартале 149 выделах 3, 7, 8, 12-14, 17-19, 26-28; в квартале 148 выделах 21, 24, 28, 29, 30, 36-41, 78; в квартале 178 выделах 2.1, 5, 7, 9, 11, 12, 15, 19, 26, 36, 41; в квартале 210 выделах 14, 19, 21, 24-27 Найстенъярвского участкового лесничества (Найстенъярвского лесничества по лесоустройству) ГКУ РК "Суоярвское центральное лесничество".
Факт незаконной рубки деревьев зафиксирован в акте патрулирования от 28.10.2013 (л.д. 13). В названном акте отражено, что нарушение допущено при выполнении работ по расширению просеки ВЛ 110 кВ Л-134 "ПС-35 Найстенъярви - ПС-29 Поросозеро" для нужд филиала ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" "Карелэнерго" в отсутствие документов, подтверждающих право использования лесного участка на период рубки лесных насаждений.
В акте осмотра от 28.10.2013 (л.д. 14), составленном лесничим в присутствии государственного инспектора по охране леса по факту обнаружения данной незаконной рубки, зафиксировано, что непосредственную рубку деревьев осуществляло третье лицо на основании заключенного с Обществом договора подряда от 31.05.2013, по условиям которого в обязанности третьего лица входила рубка деревьев в охранных зонах линейного объекта ВЛ 110 кВ Л-137-4 "ПС-35 Найстенъярви - ПС-29 Поросозеро" (20 метров по обе стороны линии); территория лесного фонда, на которой выявлено вменяемое нарушение, относится к эксплуатируемым лесам.
Извещением от 07.11.2013 Министерство уведомило Общество о времени и месте составления протокола.
В ответе на извещение Общество указало на правомерность осуществленной рубки, сославшись на положения пунктов 4, 5 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации и пункта 9 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 223 от 10.06.2011; подтвердил, что непосредственно рубка лесных насаждений осуществлялась третьим лицом во исполнение договора подряда от 31.05.2013N 112-РП, заключенного с Обществом, и в целях расширения просеки ВЛ 110 кВ Л-137-4 "ПС-35 Найстенъярви - ПС-29 Поросозеро" (договор подряда с техническим заданием на л.д. 18-25).
В отсутствие представителя Общества сотрудником Министерства составлен протокол о лесонарушении от 21.11.2013 N 43 (л.д. 26-28).
По результатам проведенной ОУР ОМВД России по Суоярвскому району проверки по факту обращения Министерства с заявлением о выявлении незаконной рубки было вынесено постановление от 05.12.2013 (л.д. 97) об отказе в возбуждении уголовного дела по причине невозможности вынесения объективного решения.
Полагая, что Обществом произведена незаконная рубка деревьев в отсутствие соответствующей разрешительной документации, Министерство осуществило расчет объема незаконной рубки, который по данным ведомостей материально-денежной оценки лесосек и ведомостей перечета составил 3 111, 27 кбм; размер ущерба, исчисленный истцом в размере 50 кратной стоимости незаконно вырубленной древесины в соответствии с пунктом 1 приложения N 1 к постановлению Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства", - составил 32 230 979 руб.
Оставление Обществом без удовлетворения требования Министерства о возмещении причиненного ущерба послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, отказал в иске.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании пункта 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
В силу части 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 ЛК РФ.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ на землях лесного фонда допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, - для использования линий электропередач и других линейных объектов. В целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 названной статьи, допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов (часть 5 статьи 21 ЛК РФ).
Согласно части 4 статьи 45 ЛК РФ предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 утверждены "Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов" (далее - Правила N 223).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 223 в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются: а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов; б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра; в) вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
В пункте 9 Правил N 223 предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
Для проведения названных в пунктах 8 и 9 Правил N 223 выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан юридические и физические лица, использующие леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, направляют в орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, не позднее 15 дней до завершения рубки, при проведении рубок в целях предотвращения аварий или проведения аварийно-спасательных работ - не позднее чем через 2 рабочих дня с момента начала рубок, следующую информацию: а) наименование юридического лица; фамилия, имя, отчество - для физического лица; б) объем и породный состав вырубаемой древесины; в) сведения о местонахождении лесного участка в соответствии с материалами лесоустройства (выдел, квартал) (для объектов электросетевого хозяйства также указывается диспетчерское наименование объекта и проектный номинальный класс напряжения); г) срок завершения рубки лесных насаждений (пункт 10 Правил N 223).
Согласно пункту 11 Правил N 223 в целях использования линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 (далее - Правила) установлено, что границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются сетевой организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании. Границы охранной зоны подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим технический контроль и надзор в электроэнергетике. После согласования границ охранной зоны сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета), с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны (пункт 6 Правил).
Общество является собственником линии электропередач ВЛ-110 кВ N 134 и арендатором земельного участка, на котором она расположена на основании договора от 12.09.2005 N 287.
Охранные зоны линейных объектов расположены на территории Поросозерского и Лахколамбинского участковых лесничеств, их границы на основании решения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата по Республике Карелия" от 19.12.2012 в порядке пунктов 5-7 Правил N 160 занесены в государственный кадастр недвижимости (решение с приложениями на л.д. - 135-145).
Между Обществом (заказчик) и третьим лицом (подрядчик) заключен договор от 31.05.2013 N 112-РП, по условиям которого подрядчик обязуется выполнить работы по вырубке деревьев (расчистке просек) в охранных зонах линейных объектов (включая спорный - ВЛ 110 кВ Л-134 "ПС-35 Найстенъярви - ПС-29 Поросозеро"), поименованных в пункте 1.1 договора и принадлежащих ОАО "МРСК Северо-Запада" на праве собственности.
Спорный линейный объект, в охранных зонах которого проводилась вменяемая рубка по договору подряда, решением Комиссии Правительства Республики Карелия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций от 29.03.2013 включен в перечень ЛЭП филиала ОАО "МРСК С-З" "Карелэнерго", требующих расширения просек, в целях обеспечения надежности электроснабжения потребителей (приложение N 3 к решению Комиссии от 29.03.2013 - л.д. 125-129).
В силу пункта 5.1 договора подряда от 31.05.2013 вырубка лесных насаждений должна проводиться подрядчиком в границах охранных зон ЛЭП (от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии 20 м по обе стороны линии) - пункт 1 Технического задания (приложение N 1 к договору).
Письмом от 11.07.2013 Общество заблаговременно в порядке реализации обязательств, возложенных на него пунктом 7 Правил N 604 и пунктом 24 Правил N 160 предоставило Министерству информацию об объеме и породном составе вырубленной по договору подряда древесины.
Согласно разъяснениям Рослесхоза к Приказу N 223 от 13.12.2012, изложенным в письме Рослесхоза от 13.12.2012 N НК-03-54/14278 "О применении положений приказа Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 в части объектов электроэнергетики", у сетевых компаний отсутствует обязанность оформлять права на лесные участки в охранных зонах линейных объектов и получать какие-либо предварительные разрешения проведения рубок в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов.
Данная правовая позиция корреспондирует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, который в постановлении Президиума от 20.12.2011 N 9908/11 и определениях от 05.07.2010 N ВАС-8514/10 и от 20.08.2010 N ВАС-10885/10 пришел к выводу, что действующее лесное, земельное и гражданское законодательство не содержат норм, понуждающих электросетевые компании к заключению договоров аренды лесных участков, где расположены принадлежащие последним линии электропередач с охранной зоной, для целей их эксплуатации, а также обеспечения безопасности граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила N160). Указанные Правила определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование эксплуатацию указанных объектов.
Для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах на сетевые организации пунктами 21 и 23 Правил N 160 возложены следующие обязанности: осуществление прокладки и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи по периметру подстанций и распределительных устройств; осуществление вырубки и опиловки деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубки деревьев угрожающих падением; осуществление содержания просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах; поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектом строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами; производство вырубки или обрезки крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.
Границы охранных зон устанавливаются в соответствии с требованиями к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, изложенными в Приложении к Правилам N 160.
Согласно пункту "а" Приложения к Правилам N 160 охранные зоны вдоль воздушных линий электропередачи устанавливают в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при не отклоненном их положении на расстоянии 20-м для ВЛ с напряжением 110 кВ.
В силу Примечания к пункту "а" Приложения к Правилам N 160, утвержденного Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 736, названные требования применяются при определении размера просек.
В соответствии с пунктом 24 Правил N 160 рубка деревьев в случаях, предусмотренных пунктами 21 и 23 этих Правил, осуществляется по мере необходимости без предварительного предоставления лесных участков.
На сетевые организации или организации, действующие на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, пунктом 24 Правил N 160 возложена лишь обязанность представлять в уполномоченные органы государственной власти отчеты об использовании лесов в соответствии со статьей 49 Лесного кодекса Российской Федерации, что отвечает также требованиям пункта 7 Правил реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.07.2009 N 604.
С учётом изложенного, вопреки доводам подателя жалобы, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что из совокупного толкования приведенных норм права следует, что действующим законодательством не предусмотрено обязательство электросетевой организации по оформлению договора аренды лесного участка в целях эксплуатации линейных объектов, находящихся на этом лесном участке, и обеспечения безопасности граждан, зависящей от надлежащего содержания данных линейных объектов и обеспечения их безопасной работы (включающего в себя и вырубку деревьев в порядке, регламентированном пунктами 21 и 23 Правил N 160).
Обязанность заключить договор купли-продажи лесных насаждений в соответствии с положениями пункта 8 статьи 29, статьи 75 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 13 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337, у сетевой организации также отсутствует, поскольку такой договор подлежит заключению субъектами, осуществляющими заготовку древесины в процессе осуществления их предпринимательской деятельности, связанной с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины, к которым ответчик не относится (часть 1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации, пункт 2 Правил заготовки древесины N337).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для применения такой ответственности истцу необходимо доказать в совокупности: наличие убытков в заявленном к возмещению размере; вину ответчика в возникновении данных убытков; а также причинную связь между понесенными истцом убытками и виновными действиями ответчика.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности Министерством совокупности вышеперечисленных обстоятельств для привлечения Общества к гражданско-правовой ответственности за причинение вреда лесному фонду.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.04.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
И.А. Тимухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-453/2014
Истец: Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Суоярвское центральное лесничество", Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
Ответчик: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" "Карелэнерго"
Третье лицо: ОАО "МРСК Северо-Запада" "Карелэнерго", ООО "БМ-плюс"