г. Саратов |
|
05 августа 2014 г. |
Дело N А57-3703/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "30" июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "05" августа 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов" (410012, г. Саратов, ул. Первомайская, 78, ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 мая 2014 года по делу N А57-3703/2014 (Топоров А.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "САРАТОВГОФРОТАРА" (410086, г. Саратов, ул Буровая, 10, ОГРН 1026403345913, ИНН 6454054600)
заинтересованные лица: администрация муниципального образования "Город Саратов" (410012, г. Саратов, ул. Первомайская, 78, ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003), Комитет по управлению имуществом города Саратова (410600, г. Саратов, Театральная пл., 7, ОГРН 1026402195511, ИНН 6450003860), Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (410002, г. Саратов, ул. Бабушкин Взвоз, 1, ОГРН 1126450007155, ИНН 6450056004),
о признании незаконным решения администрации муниципального образования "Город Саратов" об отказе в предоставлении в аренду сроком на сорок девять лет земельного участка, занимаемого нежилыми зданиями, выраженного в постановлении Администрации муниципального образования "Город Саратов" N 3142 от 28.11.2013;
об обязании администрации муниципального образования "Город Саратов" в месячный срок со дня вступления судебного акта в законную силу принять решение о предоставлении ООО "САРАТОВГОФРОТАРА" в аренду сроком на сорок девять лет земельного участка с кадастровым номером 64:48:040121:40, общей площадью 145 кв.м, расположенного по адресу: г.Саратов, ул.Буровая, д.10,
при участии в судебном заседании представителей: администрации муниципального образования "Город Саратов" - представитель Занозина Л.Н., по доверенности N 01-03/16 от 22.01.2014 (удостоверение), Комитета по управлению имуществом города Саратова - представитель Соловьева Ю.С., по доверенности N 15.14/26995 от 16.10.2013 (удостоверение), общества с ограниченной ответственностью "САРАТОВГОФРОТАРА" - представитель Ерыкова К.С., по доверенности от 27.02.2014
без участия в судебном заседании представителей: Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (почтовое уведомление N 93347 приобщено к материалам дела)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "САРАТОВГОФРОТАРА" (далее - ООО "САРАТОВГОФРОТАРА", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным решения администрации муниципального образования "Город Саратов" об отказе в предоставлении в аренду сроком на сорок девять лет земельного участка, занимаемого нежилыми зданиями, выраженного в постановлении администрации муниципального образования "Город Саратов" N 3142 от 28.11.2013 г.
В порядке устранения допущенного нарушения просил обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" в месячный срок со дня вступления судебного акта в законную силу принять решение о предоставлении обществу в аренду сроком на сорок девять лет испрашиваемого земельного участка.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 12 мая 2014 года по делу N А57-3703/2014 требования общества с ограниченной ответственностью "САРАТОВГОФРОТАРА" (ОГРН 1026403345913) - удовлетворены.
Признано недействительным постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 28 ноября 2013 года N 3142 об отказе обществу с ограниченной ответственностью "САРАТОВГОФРОТАРА" в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка.
На администрацию муниципального образования "Город Саратов" возложена обязанность в пятнадцатидневный срок с момента вступления настоящего решения арбитражного суда в законную силу принять решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "САРАТОВГОФРОТАРА" (ОГРН 1026403345913) в аренду сроком на 49 лет земельного участка, площадью 145 кв.м., кадастровый номер 64:48:040121:40, г. Саратов, ул. Буровая, 10 в Ленинском районе.
На администрацию муниципального образования "Город Саратов" возложена обязанность в тридцатидневный срок с момента принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду направить обществу с ограниченной ответственностью "САРАТОВГОФРОТАРА" (ОГРН 1026403345913) проект договора аренды земельного участка земельного участка, площадью 145 кв.м., кадастровый номер 64:48:040121:40, г. Саратов, ул. Буровая, 10 в Ленинском районе.
С администрации муниципального образования "Город Саратов" в пользу общества с ограниченной ответственностью "САРАТОВГОФРОТАРА" (ОГРН 1026403345913) взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлине в размере 2000 руб.
Не согласившись с принятым решением, администрация муниципального образования "Город Саратов" обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Обществом с ограниченной ответственностью "САРАТОВГОФРОТАРА" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иных письменных отзывов в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
В судебном заседании представители поддержали позицию по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
08 октября 2013 года общество "САРАТОВГОФРОТАРА" обратилось в администрацию муниципального образования "Город Саратов" (далее администрация) с заявлением N 11087 о предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 145 кв.м. с кадастровым номером 64:48:040121:40, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Буровая, д. 10 в ленинском районе, занимаемого, зданием, принадлежащими ему на праве собственности.
К заявлению были приложены необходимые документы, предусмотренные Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475.
Постановлением от 28.11.2013 N 3142 администрация отказала обществу в предоставлении земельного участка в аренду, мотивировав отказ тем, что площадь испрашиваемого земельного участка значительно превышает площадь находящегося на нем объекта недвижимости. Документы, подтверждающие обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка площадью 145 кв.м., для эксплуатации здания, не представлены.
Полагая отказ администрации муниципального образования "Город Саратов" незаконным, общество "САРАТОВГОФРОТАРА" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требований, пришел к выводу, что отказ ООО "САРАТОВГОФРОТАРА" в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, является незаконным, а оспариваемое постановление администрации - недействительным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ и п. 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, установленных данным Кодексом, федеральными законами.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют собственники зданий, строений, сооружений. Это право осуществляется ими в порядке и на условиях, установленных Земельным кодексом и федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс, Кодекс) предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации.
Обязанность уполномоченного органа заключить договор аренды земельного участка с собственником недвижимого имущества, расположенного на этом участке, также закреплена в земельном законодательстве.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (пункт 5 статьи 36 Кодекса).
Согласно статье 29 Земельного кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 этого Кодекса.
Наличие у заявителя исключительного права на приобретение спорного земельного участка в аренду подтверждается наличием на спорном земельном участке объекта недвижимого имущества, что подтверждается свидетельствами о праве собственности, и не оспаривается администрацией.
Как следует из оспариваемого постановления, обществу "САРАТОВГОФРОТАРА" отказано в предоставлении в аренду спорного земельного участка, в связи с тем, что площадь испрашиваемого земельного участка значительно превышает площадь находящегося на нем объекта недвижимости, заявителем не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка площадью 145 кв.м., для эксплуатации здания.
Статьями 9, 10 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. При этом государственный орган, орган местного самоуправления должен обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, запросить необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления, дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомить о направлении обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Суд апелляционной инстанции считает, что Администрация в обосновании отказа в предоставлении земельного участка не вправе просто констатировать несоразмерность площади испрашиваемого земельного участка площади земельного участка, занятой объектом недвижимости, принадлежащим заявителю и необходимой для использования указанного объекта недвижимости.
Из пункта 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 следует, что согласно пункту 2 статьи 35 ЗК РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Решение органа местного самоуправления должно быть мотивированно и содержать ссылки на нормы отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации, в соответствии с которыми Администрация пришла к выводу о несоразмерности площади испрашиваемого земельного участка площади земельного участка, занятой объектами недвижимости, принадлежащими заявителям и необходимой для использования указанных объектов недвижимости.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Доказательств несоразмерности площади испрашиваемого земельного участка площади земельного участка, занятой объектами недвижимости, и необходимой для использования указанных объектов недвижимости и правомерности вынесенного постановления Администрация судам не представила.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Данный перечень не содержит необходимости предоставления документов, обуславливающих площадь испрашиваемого земельного участка.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, заявителями для приобретения прав на испрашиваемый земельный участок Администрации был представлен пакет документов, полностью соответствующий требованиям Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
В апелляционной жалобе Администрация так же ссылается на то, что площадь испрашиваемого земельного участка многократно превышает размер находящегося на нем объектов недвижимости, принадлежащего заявителям на праве собственности.
Апелляционная коллегия считает, что данный довод был правомерно отклонен судом первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 01.03.2011 N 13535/10 разъяснил, что не подлежат удовлетворению требования о продаже в собственность земельного участка в нарушение требований статьи 33 Земельного кодекса при отсутствии доказательств, подтверждающих необходимость использования земельного участка указанной площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.
Согласно правовым позициям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлениях от 06.09.2011 N 4275/11, от 23.12.2008 N 8985/08 приватизация земельного участка осуществляется собственником расположенного на нем объекта недвижимого имущества, приобретение такого участка определяется в той части, которая необходима для эксплуатации существующих зданий и сооружений.
Таким образом, при определении площади испрашиваемого земельного участка также необходимым условием является характеристики строений и их относимость к объектам недвижимости.
Как установлено судом первой инстанции земельный участок площадью 145 кв.м. с кадастровым номером 64:48:040121:40 был поставлен на кадастровый учет 04.10.2001 и согласно выписки из ЕГРИП от 10.10.2013 N 01/002/2013-15895 принадлежал на праве постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Саратовнефтегаз".
28 декабря 2001 года между ОАО "Саратовнефтегаз" и ООО "ЛАСТ" был заключен договор купли продажи, в соответствии с условиями которого (подпункт 11 пункта 1.2 Договора) к ООО "ЛАСТ" перешло право собственности на одноэтажное нежилое здание общей площадью 77,6 кв.м., литер Ж.
Как следует из пункта 1.1. устава ООО "САРАТОВГОФРОТАРА", утвержденного общим собранием участников (протокол N 2 от 05.10.2009), ООО "САРАТОВГОФРОТАРА" является полным правопреемником ООО "ЛАСТ".
Согласно статье 552 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.
В случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, покупателю передается право собственности на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования, если иное не предусмотрено законом.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы заинтересованного лица о несоразмерности площади испрашиваемого в аренду земельного участка площади постройки, поскольку заявителем испрашивается земельный участок с учетом его фактического землепользования с 2001 года, осуществляемого прежним собственником.
Кроме того, ООО "Научно-исследовательская лаборатория судебных экспертиз" на основании договора с обществом было проведено строительно-техническое исследование, по результатам которого было составлено экспертное исследование N 671 от 19 февраля 2014 года, согласно которому площадь спорного земельного участка соответствует нормам отвода земель предприятий IV и V классов вредности по СанПин.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу о том, что площадь испрашиваемого земельного участка соответствует фактическому землепользованию и с учетом функционального назначения объекта недвижимости, принадлежащего обществу, является достаточной для размещения и эксплуатации используемого объекта недвижимости.
В апелляционной жалобе администрация указывает на то, что суд необоснованно возложил обязанность по направлению проекта договора аренды земельного участка на администрацию муниципального образования "Город Саратов".
Согласно части 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно Решения Саратовской городской Думы от 18.02.2010 г. N 47-562 "О наделении полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена", администрация муниципального образования "Город Саратов" осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 29.02.2012 N 241 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и на которых расположены здания, строения и сооружения".
В соответствии с пунктом 2.2 Административного регламента муниципальная услуга предоставляется администрацией муниципального образования "Город Саратов" и осуществляется через отраслевое (функциональное) структурное подразделение - комитет по управлению имуществом города Саратова.
С учетом изложенного довод администрации муниципального образования "Город Саратов" о том, что что суд необоснованно возложил на администрацию обязанность по направлению проекта договора аренды земельного участка является необоснованным.
На основании вышеизложенного, арбитражный суд пришел к верному выводу о том, что отказ ООО "САРАТОВГОФРОТАРА" в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка, площадью 145 кв.м., кадастровый номер 64:48:040121:40, г. Саратов, ул. Буровая, 10 в Ленинском районе занимаемого нежилым зданием, находящимися в собственности заявителей, является незаконным, а постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" N 3142 от 28.11.2013 - недействительным.
В качестве способа восстановления нарушенного права суд первой инстанции правомерно обязал администрацию муниципального образования "Город Саратов" принять решение о предоставлении обществу в аренду земельного участка и направлению обществу проекта договора аренды земельного участка.
Арбитражный суд первой инстанции полно исследовал обстоятельства дела, дал объективную оценку собранным по делу доказательствам, правильно применил нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда, не выявлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 мая 2014 года по делу N А57-3703/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-3703/2014
Истец: ООО "Саратовгофротара"
Ответчик: Администрация МО "Город Саратов", Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитет по управлени имуществом города Саратова, КУИ города Саратова
Третье лицо: Управление Росреестра по Саратовской области
Хронология рассмотрения дела:
05.08.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5547/14