г. Самара |
|
06 августа 2014 г. |
Дело N А65-5550/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 04 августа 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 06 августа 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Кувшинова В.Е., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от лица, привлекаемого к административной ответственности - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 июня 2014 г. по делу N А65-5550/2014 (судья Гилялов И.Т.),
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан, г. Казань,
к закрытому акционерному обществу "Информационно-финансовая Корпорация БанКорп", г. Казань,
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан, г. Казань (заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к ЗАО "Информационно-финансовая корпорация БанКорп" (далее лицо, привлекаемое к административной ответственности, Общество) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 июня 2014 г. по делу N А65-5550/2014 в удовлетворении заявления отказано. Производство по делу об административном правонарушении в отношении Закрытого акционерного общества "Информационно-финансовая корпорация БанКорп" прекращено.
Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и удовлетворить заявленное требование, считает, что вывод суда о пропуске срока данности привлечения к административной ответственности является необоснованным.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из заявления и материалов дела, административным органом на основании приказа от 07.02.2014 г. N 63-нд была проведена внеплановая документарная проверка в отношении Общества, в ходе которой 28.02.2014 г. обнаружено нарушение Обществом на территории Республики Татарстан п. 10 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 92067 (старая лицензия N 39784 от 18.05.2006 г.) на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, п.п. 2, 4 ст. 64 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", п.п. 4, 7, 10 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538, п. 10 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, а именно, Обществом не выполняется порядок взаимодействия с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность: при оказании услуг связи не реализованы требования к сетями средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, (отсутствуют документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию технических средств СОРМ, план мероприятий по реализации СОРМ, акт ввода технических средств СОРМ на сети свиязи при оказании телематических услуг связи).
По данному факту должностным лицом административного органа в отношении общества составлен протокол N 156-16-ЭС об административном правонарушении в области связи, указанные выше нарушения квалифицированы по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Заявитель в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ, статьей 202 АПК РФ обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензировании.
Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, установлены Федеральным законом N 126-ФЗ от 07.07. 2003 "О связи" (далее - Закона о связи).
Согласно пункту 1 статьи 29 Закона о связи деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
Пунктом 2 статьи 64 Закона о связи установлено, что операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 утверждены Перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи. В Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области в области оказания телематических услуг связи включено обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий (п. 9 раздела XVI).
Статьей 64 Закона о связи установлено, что операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий (п.2).
Порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации (п.4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538 утверждены Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее - Правила).
Правилами предусмотрено, что сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения оперативно-розыскных мероприятий и устанавливаемым Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации (пункт 2 Правил).
Ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств (далее - План мероприятий), в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств. План мероприятий разрабатывается в срок до 3 месяцев с даты подачи оператором связи заявления в орган федеральной службы безопасности. План составляется в 3 экземплярах, из которых 2 экземпляра представляются оператором связи соответственно в Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и орган федеральной службы безопасности, 1 экземпляр хранится у оператора связи (пункт 7 Правил).
Ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и оператора связи, а в случае, указанном в пункте 3 данных Правил, органа внутренних дел (пункт 10 Правил).
Общество имеет лицензию N 92067 на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, сроком действия с 12.10.2011 г. до 12.10.2016 г.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Пунктом 10 Условий осуществления деятельности в соответствии с данной лицензией предусмотрено, что лицензиат обязан реализовать устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Как было установлено административным органом, данное требование Обществом не исполнено - план мероприятий по реализации СОРМ не представлен, акт ввода технических средств технических средств СОРМ на сети связи при оказания телематических услуг связи отсутствует.
Изложенное подтверждается и письмом Управления ФСБ России по Республике Татарстан от 31.01.2014 г., явившимся основанием для проведения внеплановой проверки.
Доводы Общества о том, что мероприятия были проведены, что все требования выполнены, являются несостоятельными, поскольку в рассматриваемом случае Обществом не представлены подтверждающие документы, как не представлены доказательства осуществления необходимых мероприятий до выявления административным органом нарушения.
Выполнение мероприятий впоследствии, а также письмо Управления ФСБ России по Республике Татарстан об отсутствии возражений против осуществления Обществом деятельности оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации до 01.01.2008 г., также не может подтверждать своевременное принятие Обществом мер по реализации СОРМ на сети связи.
Доказательства того, что до проведения проверки Обществом предпринимались какие-либо меры для внедрения средств СОРМ в соответствии с условиями лицензии и требованиями действующего законодательства, ни административному органу, ни суду не представлены.
Изложенное свидетельствует о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Каких-либо процессуальных нарушений при привлечении ответчика к административной ответственности судом не установлено, уведомления о времени и месте совершения процессуальных действий представлены в материалы дела.
Вместе с тем, арбитражный суд первой инстанции сделал вывод о том, что на момент рассмотрения дела срок давности для привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, по административному правонарушению, совершенному Обществом, истек.
Согласно частям 1, 2 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - со дня его обнаружения.
На основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с абзацем 4 пункта 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ" данные сроки не подлежат восстановлению и суд, в случае их пропуска, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Из содержания имеющихся в материалах дела документов следует, что вменяемое Обществу административное правонарушение обнаружено должностным лицом административного органа 28.02.2014 г. в ходе внеплановой документарной проверки, протокол об административном правонарушении в отношении общества составлен 04.03.2014 г.
Таким образом, учитывая, что последним днем окончания срока давности для привлечения Общества к административной ответственности является 28.05.2014 г., на момент рассмотрения заявления судом предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ трехмесячный срок давности привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ, истек, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 июня 2014 г. по делу N А65-5550/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-5550/2014
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан (Татарстан), г. Казань
Ответчик: ЗАО "Информационно-финансовая Корпорация БанКорп", г. Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара